Цель урока: Знакомство с новой частью слова. Упражнения в образовании однокоренных слов с помощью суффиксов.
1. Организационный момент.
- Вот уже звенит звонок.
Собери же ты дружок.
Аккуратно, по порядку,
Книги, ручки и тетрадки.
Я очень рада вас видеть, я желаю вам добра, успехов в проделанной работе на уроке. Давайте повернемся к нашим гостям и поприветствуем их. А теперь давайте повернемся друг к другу и пожелаем удачи (пальчиковая разминка) Присаживайтесь.
- Закройте глаза. Послушайте внимательно. Что вы услышали? (крик чаек, шум моря)
- Вы любите путешествовать?
Вот сегодня я приглашаю вас и наших гостей в морское путешествие «Страну частей слова». И поплывем мы с вами по Индийскому Океану на волшебном корабле. Павликова Саша приготовила, сообщение об Индийском океане давайте послушаем её.
- Молодец! Это выступление заслуживает аплодисментов.
Чтобы быть всегда вместе, верно выполнять команды капитана, моряки перед отплытием произносят морские речевки. Позвольте мне сегодня быть капитаном, нашего корабля, а вы мои моряки. Давайте произнесем нашу речевку.
Речёвка
Мы веселая бригада, нестрашна нам и преграда.
Побеждать всегда
Побеждать везде
Побеждать на суше и воде.
2.Словарная работа
- Курс на страну частей слова. Поднять якорь. Якорь поднят но что то мешает сдвинуть корабль с места. У каждого моряка на столе находится корабль нам нужно вставить пропущенную букву в словарные слова. Справимся?
Б_ерег
В_етер
М_оре
П_рус
С_дно
К_орабль
- Посмотрите внимательно, к какой части речи относятся все слова? (имя сущ.)
- Что мы можем сказать об имени существительном?
- А что можно определить у имени существительного? (род, число)
- Давайте определим род и число в наших словах (у доски) остальные на кораблях.
Продолжаем наше путешествие. Откроем, свои бортовые журналы запишем дату нашего отплытия. Классная работа.
Впереди рифы нужно быть осторожным. Я получила, сообщение из машинного отделения давайте попробуем расшифровать его, (интерактив доска).
- Мор
- ск
- ой
- Какое слово получится?
Запишите это слово к себе в бортовые журналы.
- Какая часть в слове главная? (корень)
Выделите окончание. Посмотрите, что осталось? СК? (суффикс)
- Кто догадался что мы будем изучать в нашем путешествии?(Знакомится с частью слова суффиксом)
- Где стоит суффикс в слове? (после корня, перед окончанием)
- Как вы думаете для чего он служит? (для образования новых слов)
Суффикс обозначается как крыша у домика, отметьте у себя в бортовых журналах.
3.Физминутка «Часы»
4.Заданиепо группам
- Ребята мы оказались с вами на небольшом остове. Посмотрите как здесь красиво.
Что нас окружает? (вода, остров, кит)
- Разбей слова на группы по схеме 1гр (корень, окончание) 2гр ( корень, суффикс, окончание)
Вода, водичка, остров, островок, кит, китенок, корабль (интерн, доска)
- Что заметили? (появился суффикс, без суффикса слова существуют) Зафиксируйте в бортовых журналах эту запись.
5. Бухта осьминога.
– Наше плавание продолжается, мы плывем мимо бухты осьминога .Смотрите осьминог достал с дна моря для нас задание.
(Ребенок читает задание)
- Разбери слова, по составу выделяя корень, суффикс, окончание.
- 1 гр. -3слова разобрать по составу
- 2 гр. -6слов по составу
- 3 гр. - все слова
(Первое слово комментирует учитель, остальные по образцу)
6.Проверка
-Давайте проверим верно, ли мы выполнили задание осьминога.
Рыба – рыбка -рыбочка
Остров – островок -островище
Дом-домик-домище
- Где стоит корень? Для чего нам нужен суффикс?
Итог урока.