Римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Поэтому учителей всегда интересовали ответы на вопросы: Как воспитать у школьников познавательный интерес? Что нужно делать, чтобы он постоянно развивался? Как поддержать активность учащихся на протяжении всего урока?
Одним из методических приёмов, позволяющих оживить урок и ответить на эти вопросы, является игра.
На уроках математики игра – это не просто забава, игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно. Развивается внимание, стремление к знаниям. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры ребята, как правило, собраны и дисциплинированы. Кроме того, есть игры, предполагающие некоторую подвижность, в чём их несомненный плюс, так как в современной жизни дети часто страдают гиподинамией.
Игра на уроке – не самоцель, а средство обучения и воспитания. На игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. Если учитель планирует на уроке игру, то ему надо чётко определиться в вопросах:
- каково место игры или игрового момента в системе других видов деятельности на уроке;
- целесообразность использования игры на разных этапах изучения различного по характеру математического материала;
- разработка методики проведения игры с учётом цели урока и уровня подготовки учащихся.
Существует огромное множество различных дидактических игр, которые можно применять как на уроках математики, так и на внеклассных мероприятиях. Описания этих игр есть и в книгах для учителей, и в методических изданиях. Я остановлюсь на играх, которые давно и с успехом применяю на своих уроках. Это игры «Буквоград», «Клоун» и «Шифровальщик». Игры позволяют провести устный счёт увлекательно и нестандартно, закрепить навыки работы с координатной плоскостью, а современные компьютерные технологии дают возможность применить электронные презентации.
Описание игры «Буквоград» и примеры её применения при изучении отдельных тем есть в презентации к статье (Приложение). Хочу только сказать, что ребята любят эту игру, часто сами придумывают задания (кстати, пример из объяснения правил игры придуман учеником). Отгаданное слово может дать повод для объявления темы урока, для сообщения учащимся дополнительной занимательной информации, задать нужные по ходу урока вопросы или просто разрядить обстановку в классе (например, поздравить с наступающим праздником). А примеры могут быть самыми разными, от действий с натуральными числами до решения простых квадратных уравнений. Преимущество игры «Буквоград» я вижу в том, что в ней, в отличие от множества других заданий, которые можно видеть в различных изданиях, не нужно каждый раз делать новые таблицы для расшифровки слова. Достаточно русского алфавита. Кстати, для интегрированных уроков можно использовать и алфавиты изучаемых языков.
Для игры «Клоун» нужен большой макет с рисунком клоуна, жонглирующего шарами. Шары вставлены в прорези на макете и пронумерованы. На обратной стороне шара написан ответ к примеру соответствующего номера. Примеры (под номерами) проецируются на экран. Называя ответ, ученик выходит к доске и проверяет его правильность, вынимая из прорези свой шар. За правильный ответ – жетон. Победитель определяется по количеству жетонов. Эта игра наиболее популярна в младших классах. Ребята любят пробежаться к доске, азартно считают жетоны, класс можно разбить на команды. Примеры устного счёта по некоторым темам также есть в презентации (хотя каждый учитель подбирает задания соответственно текущему моменту).
Игра «Шифровальщик» применяется при работе с координатной плоскостью. В ее основе лежит соответствие определенных точек координатной плоскости буквам русского алфавита (Рисунок 1). В процессе игры решаются две основные задачи:
- построение точек по их координатам;
- нахождение координат данной точки.
В этих случаях происходит зашифровка или расшифровка (отсюда название игры). Игра удачно вписывается в уроки и внеклассные мероприятия по теме «Координатная плоскость».
Примеры применения игры «Шифровальщик»:
Задание 1. Прочитать слово: (-7;-4) (-2;-12) (3;-4) (0;9) (5;1) (-2;12) (3;-4) (9;-4)
Ответ: "внимание".
Задание 2. Зашифровать слово «монитор».
Ответ: (0;9) (10;0) (-2;12) (3;-4) (7;3) (0;9) (-11;-6)
Если кому-то эти материалы покажутся полезными, буду рада. Желаю успехов.
Рисунок 1. Координатная плоскость с алфавитом