Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по программе УМК "Школа России" на тему "Мягкий знак как показатель мягкости согласных в середине слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать умение распознавать в словах мягкие согласные звуки и обозначать их на письме;
  • развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, воображение;
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • учебник Т. Г. Рамзаевой “Русский язык”, 2 класс;
  • таблица “Мягкий знак как показатель мягкости согласных в середине слова”;
  • кроссворд;
  • музыка для физминутки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка д/з.

а) Какие слова записали без мягкого знака? (Пенал, костер, куст)

Молодцы.

б) Вчера мы записывали слова с мягким знаком на конце слов.

Сейчас я посмотрю, как вы научились правильно записывать эти слова.

Разгадываем кроссворд.

Проверяем.

1 слово – дверь шест – шесть
2 слово – огонь молот – молоть
3 слово – дождь жесть – жест
4 слово – тень мель – мел
5 слово – гусь

3. Словарная работа.

Ягода, овощи, дежурный, ворона, заяц.

- Подчеркните буквы, которые нужно запомнить.

Проверяем.

О, о, е, о, я.

Молодцы.

Слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнает, если прочитаете написанные буквы через одну.

Поаглшьитуо

- Какое это слово? (Пальто)

- Что такое пальто? (Это одежда)

В современном русском языке слово пальто обозначает верхнюю одежду. Я сейчас вам прочту словосочетания, а вы пронаблюдайте за словом пальто:

Подать пальто,

не найти пальто,

потянуться за пальто,

оказаться без пальто,

пойти гулять в пальто.

- Что вы заметили? (Слово пальто не изменяется)

Говори правильно!

Слово пальто тесно связано со словами одеть и надеть.

- Как правильно употреблять эти слова в речи?

Одеть, надеть - стр. 88.

Составьте предложение со словом пальто.

Мальчик надел пальто.

а) Определите главные члены предложения;

б) Поставьте ударение, разделив слоги слова пальто (6 букв, 5 звуков).

Почему? (Мягкий знак не дает звука)

- Где стоит в этом слове ь знак? (В середине, после буквы эль).

- Что обозначает ь знак? (Мягкость согласного звука).

4. Объявление темы и целей урока.

На доске запись:

Карась, яблонька, апрель, лошадь, альбом, пальцы.

- Прочтите написанные слова. Что в них общего? (Все слова имеют мягкий знак).

- На какие две группы можно разделить эти слова? (По количеству слогов и по местонахождению мягкого знака в слове)

- Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения мягкого знака и запишите их в 2 столбика.

карась

яблонька

апрель

альбом

лошадь

пальцы

- Какое место занимает ь знак в словах первого столбика? (Мягкий знак стоит в конце слова после согласной)

- Какое место занимает мягкий знак в словах второго столбика? (Мягкий знак стоит в середине слова между двумя согласными)

- Какой из двух согласных произносится мягко? (Мягко произносится согласный, который стоит перед ь)

- Какова роль мягкого знака во втором случае? (Мягкий знак, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко)

- Какой можно сделать вывод? (Мягкий знак в конце слов после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными показывает, что стоящий перед ним согласный звук произносится мягко)

- На что нам указывает нам вывод?

5. Физминутка.

Я буду произносить слова.

Если звучит ь знак в конце слова, то вы приседаете,

Если в середине между двумя согласными – вы топаете,

если слово без мягкого знакахлопаете в ладоши.

Пень (прис.), мельник (т.), палка (хл.), соль (прис.), пилка (хл.), борьба (топ.), мел (хл.), коньки (топ.), тень (прис.), писать (прис.), пальчик (топ.), зорька (топ.), карась (прис.).

На доске

- Ко всем словам добавьте слог.

День…

Пень…

Конь…

Окунь…

Капель…

Уголь…

6. Работа по учебнику (стр. 87 упр. 152).

1 группа – работа по учебнику

2 группа – карточки

- Допишите подходящие по смыслу слова с мягким знаком в середине слова. Подчеркните мягкий знак.

Проверка.

Работа с таблицей

Вчера мы наблюдали, как мягкий знак на конце слова изменяет смысл слов. А сегодня послушайте, что может произойти, если мы будем забывать писать мягкий знак между двумя согласными.

Банка – банька

Станут пенками – пеньки
Уголками – уголки
Банька в банку превратится
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.

Запись под диктовку упр. 158 стр. 91.

Дома вы готовились к записи под диктовку по памятке № 2.

Записываем текст.

7. Итог урока.

- Что показывает мягкий знак в середине слова между двумя согласными? (Показывает, что стоящий перед ним согласный звук произносится мягко)

Д/з: упр. 155 стр. 89.

Комментирование оценок за урок.