Цели:
Оборудование:
- учебник Т. Г. Рамзаевой “Русский язык”, 2 класс;
- таблица “Мягкий знак как показатель мягкости согласных в середине слова”;
- кроссворд;
- музыка для физминутки.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка д/з.
а) Какие слова записали без мягкого знака? (Пенал, костер, куст)
Молодцы.
б) Вчера мы записывали слова с мягким знаком на конце слов.
Сейчас я посмотрю, как вы научились правильно записывать эти слова.
Разгадываем кроссворд.
Проверяем.
1 слово – дверь | шест – шесть |
2 слово – огонь | молот – молоть |
3 слово – дождь | жесть – жест |
4 слово – тень | мель – мел |
5 слово – гусь |
3. Словарная работа.
Ягода, овощи, дежурный, ворона, заяц.
- Подчеркните буквы, которые нужно запомнить.
Проверяем.
О, о, е, о, я.
Молодцы.
Слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнает, если прочитаете написанные буквы через одну.
Поаглшьитуо
- Какое это слово? (Пальто)
- Что такое пальто? (Это одежда)
В современном русском языке слово пальто обозначает верхнюю одежду. Я сейчас вам прочту словосочетания, а вы пронаблюдайте за словом пальто:
Подать пальто,
не найти пальто,
потянуться за пальто,
оказаться без пальто,
пойти гулять в пальто.
- Что вы заметили? (Слово пальто не изменяется)
Говори правильно!
Слово пальто тесно связано со словами одеть и надеть.
- Как правильно употреблять эти слова в речи?
Одеть, надеть - стр. 88.
Составьте предложение со словом пальто.
Мальчик надел пальто.
а) Определите главные члены предложения;
б) Поставьте ударение, разделив слоги слова пальто (6 букв, 5 звуков).
Почему? (Мягкий знак не дает звука)
- Где стоит в этом слове ь знак? (В середине, после буквы эль).
- Что обозначает ь знак? (Мягкость согласного звука).
4. Объявление темы и целей урока.
На доске запись:
Карась, яблонька, апрель, лошадь, альбом, пальцы.
- Прочтите написанные слова. Что в них общего? (Все слова имеют мягкий знак).
- На какие две группы можно разделить эти слова? (По количеству слогов и по местонахождению мягкого знака в слове)
- Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения мягкого знака и запишите их в 2 столбика.
карась |
яблонька |
апрель |
альбом |
лошадь |
пальцы |
- Какое место занимает ь знак в словах первого столбика? (Мягкий знак стоит в конце слова после согласной)
- Какое место занимает мягкий знак в словах второго столбика? (Мягкий знак стоит в середине слова между двумя согласными)
- Какой из двух согласных произносится мягко? (Мягко произносится согласный, который стоит перед ь)
- Какова роль мягкого знака во втором случае? (Мягкий знак, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко)
- Какой можно сделать вывод? (Мягкий знак в конце слов после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными показывает, что стоящий перед ним согласный звук произносится мягко)
- На что нам указывает нам вывод?
5. Физминутка.
Я буду произносить слова.
Если звучит ь знак в конце слова, то вы приседаете,
Если в середине между двумя согласными – вы топаете,
если слово без мягкого знака – хлопаете в ладоши.
Пень (прис.), мельник (т.), палка (хл.), соль (прис.), пилка (хл.), борьба (топ.), мел (хл.), коньки (топ.), тень (прис.), писать (прис.), пальчик (топ.), зорька (топ.), карась (прис.).
На доске
- Ко всем словам добавьте слог.
День…
Пень…
Конь…
Окунь…
Капель…
Уголь…
6. Работа по учебнику (стр. 87 упр. 152).
1 группа – работа по учебнику
2 группа – карточки
- Допишите подходящие по смыслу слова с мягким знаком в середине слова. Подчеркните мягкий знак.
Проверка.
Работа с таблицей
Вчера мы наблюдали, как мягкий знак на конце слова изменяет смысл слов. А сегодня послушайте, что может произойти, если мы будем забывать писать мягкий знак между двумя согласными.
Банка – банька
Станут пенками – пеньки
Уголками – уголки
Банька в банку превратится
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
Запись под диктовку упр. 158 стр. 91.
Дома вы готовились к записи под диктовку по памятке № 2.
Записываем текст.
7. Итог урока.
- Что показывает мягкий знак в середине слова между двумя согласными? (Показывает, что стоящий перед ним согласный звук произносится мягко)
Д/з: упр. 155 стр. 89.
Комментирование оценок за урок.