Цель: развитие простейших исследовательских умений; расширение кругозора, пополнение словарного запаса; развитие способности понимать родной язык; развитие познавательных процессов.
Оборудование и оформление: на плакате изображение планеты с надписью «Наш родной язык»; муляжи грибов; картинки с изображением различных цветов и птиц; длинный шарф; словарь иностранных слов.
Ход мероприятия
Воспитатель: Скажите, ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие на другую планету. Название нам пока неизвестно, но когда мы её исследуем, мы его знаем. Итак, представьте, что мы находимся на космическом корабле, а я ваш командир. Помогают мне два экипажа (представление участников конкурса).
– Работают все приборы космического корабля. Посмотрите перед собой.
Перед нами две планеты. Вокруг них летают кометы. Что такое кометы (небесное тело в виде светлого туманного пятна со светящимся хвостом)? Только пространство между планетами свободно. Попасть в него могут лишь те кометы, которые образуют с планетами «М» и «Л» новые слова. Какие кометы могут внедриться между планетами? Какие нет? (Дети должны объяснить слова «мол» и «мул»)
– А теперь переходим на ручное управление.
Штурвал можно крутить в обе стороны. Посадит на планету корабль тот экипаж, который больше составит слов за минуту (словарная работа – объяснение слов «чародей», «чары», «чабан», «чадить»).
– Ура, ребята, мы сели! Приступаем к исследованию. Участвуют по одному члену от экипажа.
Исследование 1
– Эта планета удивительно разноцветная. На ней много предметов голубого цвета. Откуда появилось это название? (Светло-синяя шейка у голубя). Исследуем вместе. (Детям предлагается посмотреть на апельсин и лист бумаги оранжевого цвета). Что связывает их между собой? (Оранжевый — от франц. «оранж», т.е. «апельсин»).
Исследователи получают карточки с заданиями и объясняют происхождение слов.
- Сиреневый, коричневый, малиновый.
- Вороной, фиолетовый, каштановый.
Исследование 2
– На этой планете растут удивительные растения и цветы. Посмотрите на открытку. Какой цветок на ней изображён? (Тюльпан). От какого слова произошло его название? (От персидского «тюрбан»). А что это такое? Кто может показать, как выглядит тюрбан? (Дети показывают)
Задание экипажам:
- Брусника, колокольчик, облепиха, гвоздика.
- Гладиолус*, калина, зверобой, астра*
(* В словаре иностранных слов найти однокоренные слова)
– А теперь исследуем вместе. На этой планете растут и какие-то странные растения. Если их неправильно поливать, вырастут хищные и прожорливые сорняки, которые будут есть всё подряд. Есть инструкция, но она подмокла, и запятая растворилась. (Появляется плакат, на котором нарисованы овощи со страшными рожицами, растущие на грядке. Надпись: «Поливать супом нельзя поливать водой»).
Исследование 3
– На этой планете живут удивительные птицы. Маленькая сова называется сплюшка. Она летит и кричит: «Сплю, сплю...». А зяблик? (Прилетает весной, когда ещё лежит снег, в зяблое время.) А козодой? Неужели коз доит? (По вечерам вьётся около стада коров, коз, там он питается комарами, слепнями, мухами.)
Задание третьей группе исследователей:
- Трясогузка, поползень, клёст, крапивник.
- Вертишейка, глухарь, иволга, рябчик.
– Назовите сказочную родственницу рябчика (курочка-ряба). Представьте себе рябину, когда на ней зелёные листья и созревшие гроздья ягод. Люди давно подметили, что дерево пёстренькое, рябенькое, и дали ему такое название.
Исследование 4
Смотрите, здесь растут необычные грибы. Дождевик после дождя, подосиновик – под осиной (рассмотрите муляжи грибов).
Задание экипажам:
- Мухомор, рыжик, опята.
- Маслята, подберёзовик, лисички.
Исследование 5
– У школьников этой планеты есть интересные вещи. Объясните происхождение их названий.
Задание исследователям:
- Чернила, букварь, линейка.
- Ручка, дневник, учебник.
– А теперь вместе знакомимся с языком планеты. Ответьте на вопросы:
- Почему таблица букв называется азбука?
- Чем кончается день и ночь?
- Что стоит посередине земли?
- Чем кончается лето и зима?
- Что стоит между окном и дверью?
– Прежде чем сказать название планеты, на которой мы побывали, экипажи должны выполнить последнее задание – отгадать шарады.
Теперь попробуем ответить на вопрос – на какой планете мы побывали? («Наш родной язык»)
– Ребята, вы показали себя настоящими исследователями и следопытами. Мы еще раз доказали, чтобы путешествовать и открывать тайны, совсем необязательно далеко уезжать. Оказывается, что вокруг нас скрывается много тайн и секретов. Нужно только быть любознательным и не проходить мимо этих тайн, а пытаться их раскрыть.