В настоящее время стало очевидным, что совместная работа педагогов и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Педагог, как и врач, должен исследовать духовный мир ребёнка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности. Это возможно только при комплексном подходе к вопросам взаимодействия учителя с родителями. Анкетирование и беседы с родителями позволили составить социальный портрет семей учащихся класса, с которым мы в настоящее время работаем.
Это определило следующие цели совместной работы с родителями учащихся: помочь родителям в повышении их педагогической культуры; подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности; развивать коммуникативные способности родителей в классном родительском коллективе; способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях.
Цели конкретизированы в задачи:
- знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать им возможность стать активными участниками классных дел;
- проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением различных специалистов, возможно, из среды самих же родителей;
- создавать условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива.
Сформулированные цели и задачи обусловили перспективный план работы с родителями.
Основные формы работы с родителями:
- Родительские собрания.
- Индивидуальные беседы – по мере необходимости.
- Консультации (индивидуальные и по группам) – по мере необходимости.
- Организация совместной деятельности родителей и детей класса, (привлечение родителей к проведению праздников, к организации экскурсий, к общественно-полезному труду в классном кабинете.)
- Организация работы классного родительского комитета.
- Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета.
- Поощрение родителей за сотрудничество.
Мы стараемся обучить родителей доступным им методикам, формам работы с детьми в семье. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, ведется в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.
Уже несколько лет, с 2007 года, мы практикуем предварительную подготовку детей к школе и проводим собрание для родителей, будущих первоклассников. Практика показывает, что такой заблаговременный разговор с родителями делает более действенными советы учителя, более эффективной подготовку детей к школе. Советы учителя на этом этапе помогают родителям постепенно перестроить, если в этом обнаруживается необходимость, быт семьи, режим, что-то устранить, а что-то добавить в свое воспитательное воздействие на ребенка.
В 2010-2011 учебном году мы решили вовлечь в
подготовку к школе детей с 3 лет. На методическом
объединении учителей начальных классов выделили
две параллели. Это дети 3-4 лет и дети 5-6 лет.
Пригласили родителей, провели анкетирование.
Теперь через субботу проводим занятия с детьми.
Поставили следующие задачи:
- Освоение навыков в условиях специально организованной деятельности.
- Максимальный уровень включённости в деятельность каждого ребёнка.
- Реализация задачи партнёрского общения.
- Активная исследовательская позиция каждого ребёнка.
- Снятие психологического стресса перед школой.
- Развитие интеллекта.
- Развитие креативности.
- Формирование умение общаться с взрослыми и сверстниками.
- Сплочение коллектива детей.
- Привлечение родителей к жизни классного коллектива.
- Раскрытие творческого потенциала ребёнка и родителей.
Расскажем о подготовке детей к обучению в школе, целью которой является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
Дошкольный период как этап подготовки ребёнка к целенаправленному овладению умениями, навыками учебной деятельности предполагает: широкий диапазон представлений об окружающем мире.
Представление о путях познания мира, общества, себя в игровой деятельности.
Модель, план игры и своего поведения, своей роли в ней.
Основные этапы, из которых состоит наша программа:
На первом этапе, иначе мы его назвали
подготовительный, определили общие цели,
общие ценности и ресурсную базу сторон, провели
мониторинг запросов и ценностный аудит.
Другими словами первое, что сделали, это
разослали всем родителям будущих
первоклассников приглашение на первое
родительское собрание, независимо посещают они
детский сад или нет.
На втором этапе – совместной деятельности происходило проектирование совместной деятельности и общие дела, в ходе которых формировалось доверие к образовательному учреждению, которое и послужило мотивом к сотрудничеству.
Вот с этого этапа и началась наша работа с родителями и детьми.
На следующее занятие пришли дети и родители уже вместе. С родителями работали заместитель директора по УР Галаева Лидия Анатольевна, социальный педагог Лях Ольга Петровна и заведующая участковой больницей Безрядина Галина Николаевна. Они обсуждали вопросы физического и психического здоровья детей, давали рекомендации по развитию речи, поднимали вопросы о важности соблюдения режима дня. В это же время дети под руководством учителя знакомились друг с другом посредством игры «Знакомство». Такая атмосфера помогала снять психологическое напряжение перед новыми людьми, вызывала положительные эмоции, которые так важны. Заместитель директора по ВР Демидович Светлана Фёдоровна и ребята из Совета старшеклассников прошли на экскурсию по школе. Была интересная остановка в библиотеке, где их встретила Науменко Евгения Ильинична и провела игру «Отгадай». В кабинете информатики дети посмотрели отрывок из мультфильма. После экскурсии дети и родители были приглашены в актовый зал, где ребята из объединения «Алые паруса» под руководством старшей вожатой Прединой Татьяны Николаевны показали мини спектакль «Театр на пальчиках». В спортивном зале прошли спортивные игры под руководством учителя физкультуры Комаровой Марины Александровны. Итогом этого дня стало чаепитие в столовой.
Третий этап — собственно партнерство, основанное на принципах добровольности, долговременности и взаимной ответственности. Это собственно и были все оставшиеся занятия. Каждое занятие состояло из трёх мини-уроков, по 20 минут и больших динамических пауз между занятиями. В основу отбора содержания занятий легли следующие принципы:
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.
- Практическая направленность.
- Занимательность.
- Наглядность.
Четвёртый этап – это итог, чего достигли на занятиях.
Итогом стало мероприятие организованное ОмГПУ вот главе с Кандауровой Анной Валерьевной и Воронович Надеждой Николаевной, они вместе со своими помощниками приехали 20 августа в нашу школу и провели мероприятие для детей и родителей.
Несмотря на то, что это была средина недели и родители, работающие люди к 5 часам вечера пришли семьи. Были не просто мама или папа и ребёнок, а многие пришли целыми семейными командами. Так многодетная семья Шастиных пришли впятером, была семья, которая привела с собой и бабушку. Вот тут мы увидели, что все занятия, проводившиеся , в течение года прошли не зря, а родители увидели, что класс уже можно сказать сформировался, что очень отрадно как для родителей, так и для меня, как педагога.
Программа подготовки обеспечила
преемственность в дошкольном и начальном
образовании, подготовила детей психологически, и
они с удовольствием ходят на уроки.
Педагог должен вести непрерывную
просветительскую работу с родителями, быть с
ними откровенным, с уважением относится к
родительским чувствам, всегда быть верным
советчиком и другом. Ибо роль семьи в воспитании
и развитии школьных успехов огромна и
незаменима.
Замечено, что дети, которые отставали от одноклассников на раннем этапе обучения, часто догоняли их несколько позже. Все мы знаем, что хорошая успеваемость часто связана с генетическими познавательными способностями, личностными характеристиками ребенка, мотивацией к обучению. Однако, роль семьи в жизни ученика занимает далеко не последнее место.
Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно ведется воспитание детей в семье.
Рекомендации, советы учителя должны обязательно выполняться. Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались об учителе, позволяли себе пренебрежительные высказывания в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поисков компромиссного решения из создавшегося положения. Ставя под сомнение авторитет учителя, родители тем самым подрывают уважение детей к другим окружающим взрослым людям. В том числе и к самим себе. Честнее и проще выяснить какие-либо возникшие недоразумения в личной беседе с педагогом.
Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского комитета. Родительский комитет – представительский орган родительской общественности. Это особая, оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Члены родительского комитета не только принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными помощниками учителя, но и оказывают большую помощь в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей. Часто слышишь, что родительские комитеты прилагают большие усилия для улучшения материальной базы учебного процесса. Это очень хорошо, но недостаточно. Членам родительского комитета стоит знать и о трудностях воспитания детей в некоторых семьях, подсказать учителю, чтобы тактично и своевременно вмешаться, помочь вовлечь ребенка в классный коллектив.
В ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, школьные учителя должны осознать, что их работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей.
Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.