Взаимодействие и взаимовлияние семьи и школы в развитии ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


В настоящее время стало очевидным, что совместная работа педагогов и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Педагог, как и врач, должен исследовать духовный мир ребёнка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности. Это возможно только при комплексном подходе к вопросам взаимодействия учителя с родителями. Анкетирование и беседы с родителями позволили составить социальный портрет семей учащихся класса, с которым мы в настоящее время работаем.

Это определило следующие цели совместной работы с родителями учащихся: помочь родителям в повышении их педагогической культуры; подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности; развивать коммуникативные способности родителей в классном родительском коллективе; способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях.

Цели конкретизированы в задачи:

  • знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать им возможность стать активными участниками классных дел;
  • проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением различных специалистов, возможно, из среды самих же родителей;
  • создавать условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива.

Сформулированные цели и задачи обусловили перспективный план работы с родителями.

Основные формы работы с родителями:

  • Родительские собрания.
  • Индивидуальные беседы – по мере необходимости.
  • Консультации (индивидуальные и по группам) – по мере необходимости.
  • Организация совместной деятельности родителей и детей класса, (привлечение родителей к проведению праздников, к организации экскурсий, к общественно-полезному труду в классном кабинете.)
  • Организация работы классного родительского комитета.
  • Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета.
  • Поощрение родителей за сотрудничество.

Мы стараемся обучить родителей доступным им методикам, формам работы с детьми в семье. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, ведется в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

Уже несколько лет, с 2007 года, мы практикуем предварительную подготовку детей к школе и проводим собрание для родителей, будущих первоклассников. Практика показывает, что такой заблаговременный разговор с родителями делает более действенными советы учителя, более эффективной подготовку детей к школе. Советы учителя на этом этапе помогают родителям постепенно перестроить, если в этом обнаруживается необходимость, быт семьи, режим, что-то устранить, а что-то добавить в свое воспитательное воздействие на ребенка.

В 2010-2011 учебном году мы решили вовлечь в подготовку к школе детей с 3 лет. На методическом объединении учителей начальных классов выделили две параллели. Это дети 3-4 лет и дети 5-6 лет. Пригласили родителей, провели анкетирование. Теперь через субботу проводим занятия с детьми.
Поставили следующие задачи:

  • Освоение навыков в условиях специально организованной деятельности.
  • Максимальный уровень включённости в деятельность каждого ребёнка.
  • Реализация задачи партнёрского общения.
  • Активная исследовательская позиция каждого ребёнка.
  • Снятие психологического стресса перед школой.
  • Развитие интеллекта.
  • Развитие креативности.
  • Формирование умение общаться с взрослыми и сверстниками.
  • Сплочение коллектива детей.
  • Привлечение родителей к жизни классного коллектива.
  • Раскрытие творческого потенциала ребёнка и родителей.

Расскажем о подготовке детей к обучению в школе, целью которой является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

Дошкольный период как этап подготовки ребёнка к целенаправленному овладению умениями, навыками учебной деятельности предполагает: широкий диапазон представлений об окружающем мире.

Представление о путях познания мира, общества, себя в игровой деятельности.

Модель, план игры и своего поведения, своей роли в ней.

Основные этапы, из которых состоит наша программа:

На первом этапе, иначе мы его назвали подготовительный, определили общие цели, общие ценности и ресурсную базу сторон, провели мониторинг запросов и ценностный аудит.
Другими словами первое, что сделали, это разослали всем родителям будущих первоклассников приглашение на первое родительское собрание, независимо посещают они детский сад или нет.

На втором этапе – совместной деятельности происходило проектирование совместной деятельности и общие дела, в ходе которых формировалось доверие к образовательному учреждению, которое и послужило мотивом к сотрудничеству.

Вот с этого этапа и началась наша работа с родителями и детьми.

На следующее занятие пришли дети и родители уже вместе. С родителями работали заместитель директора по УР Галаева Лидия Анатольевна, социальный педагог Лях Ольга Петровна и заведующая участковой больницей Безрядина Галина Николаевна. Они обсуждали вопросы физического и психического здоровья детей, давали рекомендации по развитию речи, поднимали вопросы о важности соблюдения режима дня. В это же время дети под руководством учителя знакомились друг с другом посредством игры «Знакомство». Такая атмосфера помогала снять психологическое напряжение перед новыми людьми, вызывала положительные эмоции, которые так важны. Заместитель директора по ВР Демидович Светлана Фёдоровна и ребята из Совета старшеклассников прошли на экскурсию по школе. Была интересная остановка в библиотеке, где их встретила Науменко Евгения Ильинична и провела игру «Отгадай». В кабинете информатики дети посмотрели отрывок из мультфильма. После экскурсии дети и родители были приглашены в актовый зал, где ребята из объединения «Алые паруса» под руководством старшей вожатой Прединой Татьяны Николаевны показали мини спектакль «Театр на пальчиках». В спортивном зале прошли спортивные игры под руководством учителя физкультуры Комаровой Марины Александровны. Итогом этого дня стало чаепитие в столовой.

Третий этап — собственно партнерство, основанное на принципах добровольности, долговременности и взаимной ответственности. Это собственно и были все оставшиеся занятия. Каждое занятие состояло из трёх мини-уроков, по 20 минут и больших динамических пауз между занятиями. В основу отбора содержания занятий легли следующие принципы:

  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.
  • Практическая направленность.
  • Занимательность.
  • Наглядность.

Четвёртый этап – это итог, чего достигли на занятиях.

Итогом стало мероприятие организованное ОмГПУ вот главе с Кандауровой Анной Валерьевной и Воронович Надеждой Николаевной, они вместе со своими помощниками приехали 20 августа в нашу школу и провели мероприятие для детей и родителей.

Несмотря на то, что это была средина недели и родители, работающие люди к 5 часам вечера пришли семьи. Были не просто мама или папа и ребёнок, а многие пришли целыми семейными командами. Так многодетная семья Шастиных пришли впятером, была семья, которая привела с собой и бабушку. Вот тут мы увидели, что все занятия, проводившиеся , в течение года прошли не зря, а родители увидели, что класс уже можно сказать сформировался, что очень отрадно как для родителей, так и для меня, как педагога.

Программа подготовки обеспечила преемственность в дошкольном и начальном образовании, подготовила детей психологически, и они с удовольствием ходят на уроки.
Педагог должен вести непрерывную просветительскую работу с родителями, быть с ними откровенным, с уважением относится к родительским чувствам, всегда быть верным советчиком и другом. Ибо роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима.

Замечено, что дети, которые отставали от одноклассников на раннем этапе обучения, часто догоняли их несколько позже. Все мы знаем, что хорошая успеваемость часто связана с генетическими познавательными способностями, личностными характеристиками ребенка, мотивацией к обучению. Однако, роль семьи в жизни ученика занимает далеко не последнее место.

Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно ведется воспитание детей в семье.

Рекомендации, советы учителя должны обязательно выполняться. Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались об учителе, позволяли себе пренебрежительные высказывания в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поисков компромиссного решения из создавшегося положения. Ставя под сомнение авторитет учителя, родители тем самым подрывают уважение детей к другим окружающим взрослым людям. В том числе и к самим себе. Честнее и проще выяснить какие-либо возникшие недоразумения в личной беседе с педагогом.

Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского комитета. Родительский комитет – представительский орган родительской общественности. Это особая, оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Члены родительского комитета не только принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными помощниками учителя, но и оказывают большую помощь в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей. Часто слышишь, что родительские комитеты прилагают большие усилия для улучшения материальной базы учебного процесса. Это очень хорошо, но недостаточно. Членам родительского комитета стоит знать и о трудностях воспитания детей в некоторых семьях, подсказать учителю, чтобы тактично и своевременно вмешаться, помочь вовлечь ребенка в классный коллектив.

В ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, школьные учителя должны осознать, что их работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей.

Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.

Приложение 1