Задачи:
- Восприятие и понятие образа дороги в различных видах искусства.
- Воспитание духовности на примере жизненного пути Святого Сергия Радонежского.
- Дорога в музыку П.И. Чайковского. Воспитание любви к своей Родине, родной природе на примере творчества композитора.
- Развитие творчества, мышления, памяти, воображения, эмоциональности и вокально-хоровых навыков.
План урока:
- Главная дорога – дорога к храму.
- Дорога к музыке П. И. Чайковского.
- П. И. Чайковский Симфония №1 «Зимние грёзы», 1 часть – слушание.
- В.А. Залесский «Зимняя дорога» – вокально-хоровая работа.
- В. Минков «Дорога добра» – исполнение
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада
видеть Вас вновь на уроке музыки, тема которого
звучит так: «Так полюбил я древние дороги…».
(Слайд 1)
Дорога… Как много значений и смыслов у
этого слова. Давайте подумаем и скажем о значении
этого слова.
Дети: Узкая полоса земли, путь сообщения.
(Слайд 2)
– Место, по которому надо пройти или проехать.
(Слайд 3)
– Путешествие.
– Жизненный путь.
Учитель: Сегодня мы вновь с вами будем
совершать музыкальное путешествие по многим
дорогам.
Исстари в России главные дороги вели к храму –
русской православной церкви. Ведь именно с
церковью всегда были связаны важнейшие этапы
жизни человека.
Сегодня я вам расскажу о жизненном пути, о дороге
жизни одного из великих святых, почитаемых на
Руси – Преподобном Сергие Радонежском.
Посмотрите на картину Михаила Нестерова.
(Слайд 4)
На ней мальчик, отрок по имени Варфоломей. В 7 лет
его отдали учиться грамоте, он всей душой жаждал
учения, но грамота не давалась ему. Скорбя об
этом, он днём и ночью молил Господа открыть ему
дверь книжного разумения. Однажды, разыскивая в
поле пропавших лошадей, он увидел под дубом
незнакомого старца-черноризца. Монах молился.
Отрок подошёл к нему и поведал ему свою скорбь:
«Всей душой я желаю научиться грамоте, Отец
Святой, помолись за меня богу, чтобы Он помог мне
познать грамоту». Монах выслушал и стал молиться.
Благодать Божья действительно сошла на отрока,
Господь дал ему память и разумение, он стал легко
усваивать книжную мудрость. После этого чуда в
юном Варфоломее ещё более укрепляло желание
служить только Богу. Ребята, мы видим, что отрок
Варфоломей определился в своей дороге.
(Слайд 5)
Этот мальчик стал великим святым, преподобным
Сергием Радонежским. К нему шли наши деды, к нему
шли князья, цари, даже именитые иностранцы.
Великий князь Дмитрий Иванович, прозванный
Донским, чтил Преподобного Сергия как отца и
просил у него благословения на борьбу с
Татарским ханом Мамаем. Преподобный Сергий
Радонежский совершал чудеса и удостаивался
великих откровений. Он помогал найти, определить
жизненный путь многим и многим. Дороге этой уже 500
лет. Люди идут и идут за щедрой помощью и молитвой
Преподобного Сергия. Сегодня Троицкая обитель
выглядит вот так. (Слайд 6)
У каждого человека свой жизненный путь. Ещё об
одной дороге жизни я поведу свой рассказ. Мы с
вами уже знакомились с произведениями великого
русского композитора П. И. Чайковского.
(Слайд 7)
А как же он выбрал свой жизненный путь, хотите
узнать? Интересны воспоминания из детства
композитора. С пяти лет он любил фантазировать на
рояле. Ему казалось, что сочинять он стал с тех
пор, как узнал музыку. Звуки музыки он слышал и
тогда, когда другой их и не слышал. Она всегда
звучала у него в голове. Иногда он не мог уснуть,
рыдал и указывал на голову. «Она у меня здесь,
здесь, она не даёт мне покоя» А как он любил
слушать нежные и грустные народные напевы,
любуясь изумительно красивым заходом солнца.
По настоянию отца его определяют учиться в
училище правоведения, что сулило в будущем быть
по профессии юристом.
(Слайд 8)
Казалось, что дорога с музыкой у него расходится.
Но в училище правоведения он был неразлучен с
музыкой. Занимался с учителями, сочинял
музыкальные произведения, пел в хоре училища.
Музыка возбуждала в нём восторг, через неё он
проникал в мир красоты. Когда перед ним стоял
выбор «Кем быть?», он сказал так: «Я хочу только
делать то, к чему меня влечёт призвание; буду ли я
знаменитым композитором или бедным учителем, но
я буду спокоен», «Мне нет другой дороги, как
музыка».
(Слайд 9)
Звание композитора и серебряная медаль
выпускника консерватории увенчали годы упорного
труда. Вот каков был путь в музыку П. И.
Чайковского.
Учитель: Как его называли?
Дети: Певцом родной природы.
Учитель: Мы с вами уже знакомились с
произведениями П. И. Чайковского и знаем, как
прекрасно он рисовал музыкой картины природы в
«Осенней песне», «На тройке» из цикла «Времена
года».
Композитор много путешествовал. Объездил много
городов, стран, но ни что так не было мило его
сердцу, как Родина, которую он горячо любил. «Я
страстно люблю русского человека, русскую речь,
русские обычаи». Свою первую симфонию Чайковский
назвал «Зимние грёзы». Это первая симфония,
созданная русским композитором, получившим
профессиональное образование у себя на Родине, в
России. Его симфония – исповедь души. В ней
композитору хотелось высказать всё наболевшее и
радовавшее, стремление к вечно прекрасному,
возвышенному, к идеалу света и добра, счастье
познания красоты природы, глубины народной жизни
с её суровыми буднями и разудалым весельем
праздников, здесь и лихая пляска и озорная
частушка. Он показал могучий дух и силу своего
народа. Но и это ещё не всё… Великий композитор
отразил впечатление от увиденных красот во время
путешествия к берегам ладожского озера и на
остров Валаам. Основа симфонии – это песенность,
связанная с русским фольклором. Это певучая
привольная песня, движение которой устремляется
вдаль.
Мы с вами послушаем отрывок 1 части симфонии
№1 «Зимние грёзы» и полюбуемся прекрасными
пейзажами образа зимней природы и зимнего пути в
творчестве русских художников.
Слушание 1 симфонии «Зимние грёзы» П.И. Чайковского.
(Слайды 10-19)
Учитель: Что воспроизводят звуки аккомпанемента в симфонии?
Ответы детей:
Сам П. И. Чайковский любил это сочинение и
считал его очень содержательным.
Пожалуй, нет ни одного музыканта, художника,
поэта, который в своём произведении искусства не
показал свой образ дороги.
Как не вспомнить А. С. Пушкина, его «Зимнюю
дорогу». Это произведение легло в основу
музыкального произведения А.А. Алябьева.
(Слайд 20)
– Созвучен ли характер музыки характеру
стихотворения А. Пушкина? Этому стихотворению
дали вторую жизнь многие композиторы. Среди них
наш современник – Залесский Вадим
Александрович.
Исполнение детьми песни «Зимняя дорога» В.А. Залесского.
Вывод: Идём мы, идём. Каждый своей
дорогой и всегда перед нами выбор.
(Слайд 21)
Смотрите, как в русской народной сказке,
посмотрим, что здесь для нас написано:
– Направо пойдёшь – без труда богатому быть.
– Налево пойдёшь – без ученья знаменитым
станешь.
– Прямо пойдёшь – добрым быть – людям послужить.
Да, надо подумать…
Я так надеюсь на ваши все желанья
Узнать, постичь, преодолеть себя.
Идите все по лестнице познанья,
Не бойтесь, дайте руку, рядом буду я!
Пусть будет светлою у всех дорога
На вашем жизненном пути!
Исполнение песни «Дорога добра» М. Минкова.
(Слайды 22-28)