Учебно-воспитательные задачи:
- Расширить представления учащихся о возможностях лоскутной техники.
- Развивать навыки ручного труда и навыки работы за швейной стачивающей машиной.
- Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус, ответственность за качество выполняемой работы, коммуникативные способности при работе в группе, творческое мастерство.
Оборудование урока: образец работы, иллюстрации и шаблоны аппликаций, швейные машины.
Необходимые материалы и инструменты: плотная ткань для основы коврика, яркие лоскуты х/б ткани, нитки ножницы, наперстки, тесьма, пуговицы.
Ход урока
1. Организационный момент
А) Подготовка рабочего стола, необходимых к уроку материалов и инструментов.
В) Объявление целей и задач урока.
2. Объяснение нового материала
Учитель: Лоскутная мозаика вид прикладного творчества. Лоскутное шитье дает большие возможности для фантазии и возможности применения в различных видах изделий. Лоскутная мозаика может использоваться не только в предметах быта и интерьера, но также в элементах русского костюма и современной одежды. Не менее интересно и оригинально лоскутная техника используется для изготовления игрушек и игровых детских ковриков. Какие элементы, на ваш взгляд можно использовать, для их изготовления?
Учащиеся: Такими элементами могут быть аппликации и лоскуты геометрической формы, из которых можно собирать яркие узоры.
Учитель: Какие условия и требования является важным при изготовлении детского коврика?
Учащиеся: В работе обязательно должен быть композиционный фон.
- Важно определить цветовое решение.
- Нужно придумать или подобрать яркую аппликацию.
- Подготовить контрастные и близкие в цветовом решении ткани
- Подумать о безопасности функциональности работы.
Учитель: Это все верно. Но первое, что мы сделаем, представим эскиз нашей будущей работы. Давайте пофантазируем и выполним свой эскиз в цвете, чтобы наглядно легче было подготовить детали нашего будущего изделия. Учитель демонстрирует образцы детских ковриков.
3. Выполнение эскиза работы
В ходе совместного обсуждения и представления будущей работы были определены размеры коврика - 90х50см, цветовой фон центральной части коврика - темно-красный, аппликацией будут два котенка, рамка коврика будет выполнена из лоскутных квадратов двух цветов.
4. Подготовка шаблонов. Подсчет необходимых элементов работы:
- аппликация «Котята» - 2
- лоскуты- квадраты:
- синие цветные - 24
- розовые цветные- 20
- центральный фон коврика и плотной темно-красной ткани размером 72х32 см
- основа по размеру собранного верха коврика 92х52 см из цветной ткани
- синтепон – внутренняя часть коврика размером 90х50 см
5. Работа по изготовлению изделия
А) Сбор лицевой части коврика. Распределение на группы.
Учитель напоминает правила посадки и безопасной работы за стачивающей швейной машиной.
1 группа выполняет аппликацию котят (2): подготовка выкройки, раскрой по выкройке на ткани. Обработка аппликации фурнитурой и тесьмой по контуру аппликации. Придание аппликации объемности (подкладывание синтепона). Приметывание и притачивание аппликации к основе коврика.
2 группа по шаблону 10х10см выкраивает квадраты (44 шт.)
Сбор лоскутной рамки коврика из заготовленных квадратов.
В) Соединение всех частей коврика: лицевыми сторонами складываются верх и низ, а затем синтепон, все они сметываются и стачиваются по трем сторонам. Работа выворачивается и затем анологично обрабатывается верх коврика.
Г) Утюжильные работы изделия.
6. Оценка работы и комментарии о проделанной работе. Итоги урока.