Экологический проект "Город – парк"

Разделы: Внеклассная работа


Задача проекта.

Проект был разработан для улучшения экологического и эстетического облика нашего учебного заведения по ул. Садовой, 23 в г. Краснодаре. Главной задачей этого проекта является создание наиболее благоприятных экологических условий, зоны рекреации и спортивного досуга для учащихся и жителей примыкающих жилых домов;

Цели проекта:

  • Образовательные: интеграция знаний по различным отраслям естественнонаучных знаний (география, биология, экология)
  • Воспитательные:
    • воспитание гуманистических взглядов при активной жизненной позиции;
    • воспитание убежденности в необходимости использования экологических знаний;
    • развитие умений работы в команде, сочетания личных идей и интересов с задачами всего коллектива;
    • освоение навыков публичного выступления, участия в дискуссии, привитие умений аргументированной речи в различных жизненных ситуациях;
  • Познавательные:
    • привлечение к поиску оригинальных решений при постановке проблемной задачи;
    • побуждение к выбору решений наиболее оптимальных и доступных при максимально продуктивном результате,
    • практические (навыки и умения): провести измерения и расчеты при построении плана местности, умения располагать растения с учетом ярусности, цветовой гаммы, требовательности к освещенности и морозостойкости, умения сочетать экологические и архитектурные потребности при создании ландшафтного проекта.

Этапы работы:

1) постановка целей и задачи работы;
2) определение сроков выполнения и объема работы;
3) создание инициативной группы и распределение «ролевых» заданий;
4) обобщение и обработка расчетных данных собранного материала;
5) подведение итогов работы, оформление рекомендаций и выводов;
6) проведение итоговой конференции с оглашением итогов проекта.

1. Введение

В настоящее время здание учебного корпуса отремонтировано. Оно выгодно отличается от окружающих построек, но по обе стороны от учебного корпуса расположены частные гаражи, которые загрязняют территорию и придают неряшливый вид нашему учебному заведению.

Инициативная группа учащихся получила ролевые задания: экологическое обследование прилегающей территории (экологи), построение плана местности (топографы), изучение потребностей обучающихся и местных жителей (демографы), планирование прилегающего участка (ландшафтные дизайнеры), подбор растительности (биологи), строительство спортивной площадки (архитекторы), объединение всех предложений (кураторы проекта).

Вся прилегающая территория была поделена на 3 участка: экологическая зона парка, спортивная площадка и автопаркинг.

В ходе разработки проекта появилась инициатива переместить гаражи, создав 3-х этажный автопаркинг, рассчитанный на 270 стояночных мест. Тем самым экономится площадь, обеспечиваются подъездные пути, предотвращается засорение территории, создается полноценная зона отдыха жителям микрорайона, создаются рабочие места для молодежи микрорайона. Автопаркингом такой вместимости могут пользоваться жители микрорайона, сотрудники учебного заведения, некоторые места можно сдавать в аренду.

Второй важный объект зоны – небольшая спортивная площадка для мини-игр, занятий физической культурой и просто, для проведения активного досуга.

Наиболее важный (и наиболее проработанный) элемент проекта – это "парковая зона" – самая экологически чистая зона нашего учебного заведения. В ней будет сосредоточены основные места для отдыха: будут установлены скамейки, разбиты клумбы, высажены декоративные деревья и кустарники.

В целом, проект направлен на достижение совершенства в плане культурного облика учебного заведения и предоставления максимального комфорта сотрудникам, обучающимся жителям микрорайона при соблюдении экологических норм.

2. Роль зеленых насажденийв формировании городской среды

В современных условиях весьма важной является проблема сохранения и оздоровления среды, окружающей человека в городе, формирования в городе условий, благотворно влияющих на психофизическое состояние человека, что особенно важно в период интенсивного роста городов, развития всех видов транспорта, повышения с каждым годом тонуса городской жизни. Важную роль в решении этой проблемы играет озеленение.

Главные функции зеленых насаждений современного города – санитарно-гигиеническая, рекреационная, структурно-планировочная, декоративно-­художественная. Все они в той или иной степени способствует улучшению здоровья человека.

Чтобы зеленые насаждения максимально выполняли свои функции, необходимо размещать их по следующим принципам:

  • высаживать вдоль дорог;
  • обсаживать лесополосами промышленные зоны и предприятия;
  • не снижать, а увеличивать площади зеленых насаждений в «спальных районах», при этом учитывать очищающие, антимикробные и эстетические свойства растений;
  • центры городов, особенно крупных, необходимо превращать в парковые зоны, в противном случае эти районы будут «душегубками», т.к. концентрация вредных веществ в них будет превышать предельно допустимые нормы в несколько раз;
  • на магистралях с повышенной нагрузкой необходимо разделять транспортные потоки лесополосами.

3. Проект "Город-парк" (изменение облика участка, примыкающего к учебному корпусу по ул. Садовой, 23)

3.1 Современное состояние участка

К северу и к югу от учебного корпуса по ул. Садовой, 23 находятся участки площадью примерно 2000 кв.м, занятые индивидуальными гаражами (металлические короба, не имеющие капитального фундамента). Пространство между гаражами замусорено, нет благоустроенной проезжей части. Автомобили выезжают через тротуар. Если к этому добавить шум от трамвайной линии по ул. Садовой, то становится понятно, что при проветривании учебных помещений, приток свежего воздуха невозможен.

Мы предлагаем проект "Город–парк", который несет в себе единой целью благоустройство прилегающей к учебному зданию территории, учитывая пожелания учащихся, потребности местного населения и требования экологии среды.
Был измерен участок и составлен его план в существующем виде <Рисунок 1>. Затем полученный план участка был изменен с учетом возможных преобразований <Рисунок 2>.

Рисунок 1. Схематичный план территории, прилегающей к учебному корпусу

Рисунок 2. Схематичный план территории после предлагаемой реконструкции

Для озеленения была выбрана территория к югу от здания (угол ул. Садовой и ул. Пашковской). В этом случае на растительность не падает тень от высоких зданий, и все посадки получают необходимую долю ультрафиолетового излучения для роста.
При планировании озеленения территории учитывалась близость проезжей части с трамвайными путями по ул. Садовой (восточная граница участка). Это потребовало обеспечения безопасности, отсечения участка от выхода на улицу Садовую. Поэтому вдоль ул. Садовой планируется живая изгородь – вьющиеся кусты роз на декоративной ограде (высотой приблизительно 1,5 – 2 метра) <Рисунок 3>.

Рисунок 3. Живая изгородь из вьющихся роз

Такие изгороди имеют изысканный вид, выполняет декоративную функцию и защитную: одновременно сочетается приятное и полезное. Только изгородь из плетущихся роз по-настоящему является ограждением от дороги (что является неотъемлемой частью нашего плана), летом розы радуют глаз и чудесно пахнут, а осенью приносят плоды. Для сочетания с розовыми кустами живой изгороди на газоне или на клумбах можно использовать почвопокрывающие розы (высотой 30-50 см) <Рисунок 4>.

Рисунок 4. Почвопокрывающие розы

Весь участок было предложено разбить на зоны в соответствии с высотностью растений, их окраской в весеннее, летнее и осеннее время года. В проекте нет большого числа редких и экзотических растений. Мы опирались на те виды, которые хорошо приживаются в городской среде, в частности в Краснодаре. Геометрия дорожек может быть изменена в соответствии с пожеланиями учащихся и сотрудников учебного заведения.

По всей видимости, дорожки лучше покрыть тротуарной плиткой, а свободные участки засадить газонной травой. В первый год необходимо будет завести плодородную почву – грунт, так как земля вокруг гаражей совершенно потеряла свое плодородие.

Полив участка можно осуществлять от одной врезки в водопроводную сеть, проложив две линии металлических или пластиковых труб (d = 1") с двумя насадками для дождевания (разбрызгивания воды).

Предварительное засаживание участка газонной травой позволит повысить плодородие почвы при скашивании газона, уменьшит содержание пыли в воздухе, создаст законченный вид в любое время года. Ведь в Краснодаре даже после таянья снега трава на газонах остается зеленой. Материальных затрат это не принесет, так как учебное заведение уже имеет автоматическую газонокосилку, используемую на высаженном газоне у соседнего учебного корпуса.

Северные участки – вечнозеленые. Они примыкают к зданию и будут немного защищены от северных ветров в зимнее время. Среди вечнозеленых мы предлагаем высадить: туи разных видов (колоновидные, шаровидные), ели канадские <Рисунок 5>. Туи можно сажать как поодиночке, так и группами. Эти растения теневыносливые, не требовательны к почве, хорошо адаптируются к городской среде, дымо- и газоустойчивы.

Рисунок 5. Туя западная колоновидная

Вдоль дорожек и садовых скамеек предлагаем разместить ярко-цветущие декоративные кустарники: сирень, форзицию, чубушник (жасмин), японскую айву <Рисунок 6, 7, 8>. Они имеют декоративную окраску при цветении, имеют разные сроки цветения. Эти кустарники хорошо приживаются в городской среде, малотребовательны к почве, засухоустойчивы, достаточно долговечны (кусты сирени цветут до 50 лет). Форзиция в наших условиях цветет с конца марта – начала апреля, затем в цветение вступает японская айва, сирень и чубушник. Причем цветущие кустарники излучают нежный неповторимый аромат.

Рисунок 6. Форзиция

Рисунок 7. Айва японская

Юго-восточная и юго-западная зоны планировались декоративно окрашенными в зависимости от каждого времени года. В таблице 1 приведена примерная планируемая окраска листвы деревьев и кустарников в южной части участка.

Таблица 1

Окраска растительных сообществ в зависимости от времен года

Время года

Зона участка

Предполагаемая окраска растительного сообщества

Весна Юго-восточная зона Зеленая окраска
Юго-западная зона Красная и зеленая
Лето Юго-восточная зона Персиково-розовая (альбиция)
Юго-западная зона Красная и зеленая
Осень Юго-восточная зона Золотая окраска (все оттенки желтого)
Юго-западная зона Красна окраска (различные оттенки пурпурного и вишнево-красного)

Для этого мы предлагаем высадить на юго-восточной части следующие древесные формы: березы, клены татарский, остролистный, полевой и альбицию (акацию) <Рисунок 8>. Эти растения достаточно высокие и они будут давать летом тень на садовые скамьи с юга. Проект предусматривает высадку следующих древесных форм: береза плакучая, клен остролистный <Рисунок 9>, клен татарский, клен полевой, шаровидный.

Рисунок 8. Альбиция (акация линкоранская)

Рисунок 9. Клен остролистый

Юго-западная часть засаживается клёнами с красной окраской листвы, приобретаемой осенью или сохраняющейся во весь период вегетации. Это, как правило, растения средней высоты, они не затеняют друг друга (клен гиннала (приречный), клен остролистный "Пурпурный Король" <Рисунок 10>, клен дланевидный, маньчжурский, красный).
Вдоль западной границы участка, параллельно проезжей части дороги между зданиями по ул. Садовой, 17 и 23, мы предлагаем высадить клен остролистный шаровидный. Он визуально ограничит участок с декоративными посадками, не затеняя цветущие кустарники и декоративные деревья.

Рисунок 10. Клен остролистый «Пурпурный король»

В центре участка разбиваются 3 клумбы (по центру большая, по краям меньшие или равной величины).
Клумбы могут быть непрерывного цветения из многолетних цветов, подобранных по срокам цветения так, чтобы отцветающие цветы сразу закрывались цветами расцветающими, или клумбы сезонного цветения. Именно такие клумбы мы и предлагаем сформировать.
Планировка цветников может быть в ландшафтном стиле или классическом (регулярном) в зависимости от выбранного стиля дизайна сада, участка в целом: ландшафтные композиции из цветов, рокарии, альпийские горки, рабатки, бордюры и солитеры. Эти посадки отличаются высотой растений, площадью посадки, разнообразием растительных форм и другими характеристиками. Главный фактор, который нужно оценить при организации клумбы, это – освещенность. При нашем ландшафтном проектировании достаточная освещенность клумб гарантирована <Рисунок 11>.

Немаловажный момент – колористика клумбы. Плавный переход трех цветов (оттенков), например, красный – оранжевый – желтый или фиолетовый – синий – бледно-голубой настраивают на спокойный тон; контрастный цвет на клумбе (не более трех цветов) – бодрит; светлые пастельные тона – успокаивают, расслабляют.

Рисунок 11. Цветочная клумба с плавными переходами цвета

В итоге, мы планируем, что участок около здания приобретет неповторимый вид в каждое время года <Рисунки 12-15>. К презентации работы была создана интерактивная схема с демонстрацией каждого вида древесных форм, кустарников и клумб (в программе Flash MX).

Рисунок 12 – Цветовое решение растительного сообщества весной (масштаб 1:150)

Рисунок 13 – Цветовое решение растительного сообщества летом (масштаб 1:150)

Рисунок 14 – Цветовое решение растительного сообщества осенью (масштаб 1:150)

4. Спортивная площадка для мини-игр

Обычно открытая спортивная площадка ассоциируется с вытоптанной полянкой, посреди которой между двумя столбами провисает волейбольная сетка. Однако современная спортплощадка – это целый комплекс строительных работ, оборудование для различных видов спорта и, конечно, специальные спортивные покрытия.
Существуют игровые спортивные площадки: для футбола, регби, хоккея на траве, теннисные корты, волейбольные, баскетбольные, детские, бадминтонные, универсальные спортивные площадки.

Тип, вид, оснащенность спортплощадки зависит, прежде всего, от того, является ли эта площадка открытой или закрытой. Основными составляющими спортивной площадки являются, в первую очередь, покрытие, ограждение, освещение, спортоборудование, для открытых площадок – система дренажа или водоотведения.
Выбор ограждения спортивных площадок напрямую зависит от их функционального назначения. Ограждение во многих спортивных играх выполняет контролирующую функцию, должно соответствовать стандартам по размерам, материалам и цвету; в полной мере это относится к сертифицированным площадкам.

Освещение для тренировочных площадок и для площадок, рассчитанных на проведение соревнований, осуществляется спортивными металлогалогенными светильниками, мачты (столбы) освещения высотой до 6-7 м. устанавливаются таким образом, чтобы исключить ослепление игроков и зрителей.

Выбор покрытия для универсальной открытой спортплощадки очень часто диктуется условиями прочности, устойчивости к жаре, холоду, антивандальности покрытия. Этим требованиям удовлетворяют покрытия – грунтовое, "мастерспорт", "хард" и "мастерфайбер".

Покрытие из искусственной травы также широко используется и по свойствам превосходит натуральный газон.

Группа «Архитекторов» подробно проанализировала различные виды покрытий:

– грунтовое водопроницаемое покрытие;
– травяное покрытие;
– искусственная трава <Рисунок 15>;
– наливное покрытие.

Рисунок 15. Покрытие «искусственная трава» на мини-спортплощадке

Стоит отметить, что строительство современной спортивной площадки с использованием высокотехнологических покрытий – сложная инженерная задача, которая под силу только специалистам.

5. Автопаркинг

Решая вопрос освобождения участка от некапитальных строений – частных гаражей, предлагаем перенести имеющиеся места парковок личного транспорта на северную зону прилегающей территории, то есть на пересечение улиц Садовой и Длинной. Многоэтажный автопаркинг поможет сэкономить площадь при размещении большого числа автомобилей, и даже многоэтажная постройка не создаст помехи освещенности зоне отдыха с южной стороны. По нашим подсчетам сейчас вокруг учебного корпуса расположено примерно 200 гаражей. В случае невозможности их полного удаления с прилегающей территории, предлагаем следующее решение вопроса.

В целях снижения агрессивных тенденций и сопротивления владельцев гаражей предлагаем альтернативный вариант – строительство автопаркинга на части высвобожденной территории.

Обязательным условием должно быть предоставление постоянных, закреплённых мест в автопаркинге владельцам гаражей, с оплатой этих мест по тарифам, закреплённым за каждым конкретным гаражом с учётом последующих индексаций.

Попутно автопаркинг может решать и такие задачи:

  • предоставление мест для служебного пользования сотрудникам и учащимся учебного заведения;
  • дополнительный источник финансовых доходов вуза: долгосрочная аренда мест (для местных жителей); краткосрочная (почасовая) аренда мест; аренда внешних площадей для рекламы;
  • источник дополнительных рабочих мест для подработки или прохождения практики студентов: администратор паркинга; уборщик территорий и т.д.

Мып редлагаем решение, которое принесет огромную пользу потребителям и производителям: организовать многоярусный быстро-сооружаемый компактный автомобильный паркинг. Это прямоугольная сборная конструкция шириной 2,5 м при продольной установке машины, и 6 м – при поперечной установке, длина определяется количеством машин в ярусе; себестоимостью одного машиноместа около 80 тыс. рублей; возможность установки без фундамента; время монтажа конструкции 3-4 дня; комплексное использование боковых поверхностей вкачестве рекламных площадей и вертикального озеленения.
При установке вдоль проезжей части, между конструкцией и домами, на тротуаре, образуется зона, защищенная от шума и выхлопных газов, накрыв которую прозрачной кровлей, можно создать комфортабельные условия для размещения летних кафе, киосков и т.п.

6. Заключение

Проект «Город-Парк», который был предложен учащимися на конференции, вызвал большой резонанс. Много споров вызвали моменты использования зоны отдыха жителями микрорайона. Учащиеся были готовы немедленно приступить к преобразованию участка, так как увидели реальные результаты. Мы не предлагаем точных экономических расчетов (материальные затраты на приобретение посадочного материала и строительные работы). Но даже небольшие материальные затраты с лихвой окупятся развитие реального самоуправления среди учащихся, воспитанием у них чувства патриотизма, хозяйствования, ответственности.

Парк может функционировать в любое время года, тем более, что все растения, высаженные в нем, цветут сезонно, и каждое время года будет по-своему привлекательно и красиво.

С эстетической точки зрения мы считаем проект достаточно удачным, с помощью новых разработок мы улучшим эстетический облик нашего учебного заведения, придадим прилегающей территории яркость, самобытность и завершенный вид.

Наличие спортивной мини-площадки позволит более успешно проводить занятия по физической культуре, поможет молодежи проводить спортивные соревнования, разнообразить досуг.

Предлагаемый автопаркинг – это вынужденная мера, своего рода уступки местному населению – автовладельцам.

Мы понимаем, что наш проект должен обсуждаться профессиональными архитекторами и дизайнерами, мы согласны с тем, что потребуется значительная работа по исправление наших ошибок и недоработок. Но мы считаем, что подняли очень важный и своевременный вопрос – благоустройство прилегающей территории и создание единого комплекса – учебно-досугового «городка».