Полезные ископаемые Новосибирской области

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство с многообразием полезных ископаемых Новосибирской области и их месторождениями.

Задачи:

  • совершенствовать умение работать с картой, коллекционным материалом;
  • развивать познавательную активность;
  • развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы.

Оборудование: презентация, коллекция полезных ископаемых, карточки с условными обозначениями полезных ископаемых, молоток, стакан с водой, лупы, гвоздь, индивидуальные оценочные листы

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский

Форма урока: комбинированный.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Термины и понятия: полезные ископаемые, месторождения, карьер, шахта.

Ход урока

I. Ориентировочно - мотивационный этап

а) организационный момент

Звучит музыка. Учитель читает стихотворение (Слайд 2, приложение 3)

О чудесном нашем крае
Будет разговор
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем

- А что мы называем своим родным краем? (Место, где родился и вырос, Сибирь, город Новосибирск, Новосибирскую область)

б) подготовка к основному этапу урока (Слайд 3, приложение 3)

- Если посмотреть на карту России, то видно, что Новосибирская область расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины.

(Слайд 4, приложение 3) Площадь территории области 178 тыс. км². Протяжённость области с запада на восток — 642 км, с севера на юг — 444 км. Административный центр — город Новосибирск, в котором мы с вами и проживаем.

(Слайд 5, приложение 3) Наш город еще молод. Ему всего 118 лет. С каждым годом он становится все красивее, т.к. строятся новые современные дома, дороги, недавно была открыта новая станция метро «Золотая нива», возводится 3 мост через реку Обь. А как вы думаете, из чего все это делают? (из полезных ископаемых)

- А где добывают эти полезные ископаемые? (в России, в нашей Новосибирской области)

в) постановка цели и задач урока

- Вы уже догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О полезных ископаемых нашей области) (Слайд 6, приложение 3)

- Возьмите листочки, которые лежат у вас на парте. Прочитайте вопросы, определите, что вы знаете и чего не знаете по данной теме. Закрасьте в первой колонке прямоугольники соответствующими цветами. (Приложение 1; слайд 7, приложение 3)

- Итак, что же вы знаете по данной теме?

- Что предстоит вспомнить или узнать?

II. Операционно-исполнительский этап

а) выяснение значений слов: полезные ископаемые, месторождение

Сегодня на уроке мы будем говорить о полезных ископаемых. Давайте дадим определение что же это такое. Но для начала подберем для каждого слова синонимы. (Слайд 8, приложение 3)

- Полезные (необходимые, нужные)

- Ископаемые (добываемые, извлекаемые)

- Так как дадим определение, что же такое полезные ископаемые?

- А кто знает, как называются места, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение)

- Объясните значение этого слова. (Место, где рождается полезное ископаемое)

- На территории Новосибирской области располагается 523 месторождения различных полезных ископаемых, из которых 83 в настоящее время эксплуатируются, а остальные зарезервированы на будущее.

б) способы добычи полезных ископаемых

(Слайд 9, приложение 3) Какими способами добывают полезные ископаемые?

  • Открытым (карьеры)
  •  Закрытым (шахты, буровые установки)

- Добыл человек полезные ископаемые, а что дальше он с ними делает? (Использует в своих целях)

- Чтобы их правильно применить, что надо знать? (Свойства)

в) исследование свойств полезных ископаемых

- Каждое полезное ископаемое обладает определенными свойствами. Вот свойства некоторых из них вы сейчас и исследуете. (Каждая группа получает карточку, полезное ископаемое и исследует его) (Приложение 2)

- Выступление групп

1 группа (Каменный уголь) (Слайд 10, приложение 3)

Физминутка (Слайд 11, приложение 3)

2 группа (Торф ) (Слайд 12, приложение 3)

3 группа (Мрамор) (Слайд 13, приложение 3)

д) загадки о полезных ископаемых

- Мы поговорили только о некоторых полезных ископаемых нашей области. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы, посовещавшись в группах, найдете его в своей коллекции и покажите вместе с условным обозначением.

Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
(Песок)

- Обратитесь к карте полезных ископаемых Новосибирской области. В каких районах их добывают? (Показывают на карте) (Слайд 14, приложение 3)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать маску или вазу,
Она понадобится сразу.
(Глина)

- Где его добывают в нашем крае? (Показывают на карте) (Слайд 14, приложение 3)

Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он - удобрение.
(Известняк)

- Где его добывают в нашем крае? (Показывают на карте) (Слайд 14, приложение 3)

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны.
(Гранит)

- Где его добывают в нашем крае? (Показывают на карте) (Слайд 14, приложение 3)

- Посмотрите внимательно на карту Новосибирской области. О каких полезных ископаемых, которые добывают в нашем крае, мы еще не говорили? (Нефть, природный газ…)

е) беседа о бережном отношении к полезным ископаемым

- Человек получил в дар подземные богатства, использует их. А может ли человек опустошить все подземные кладовые? (Да, может)

 Некоторые полезные ископаемые образовались из остатков живых организмов, которые жили очень давно и как видите, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в уголь, нефть, известняк, торф. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот такая неразрывная связь существует между живой и неживой природой, между природой и человеком!

- А как вы, ребята можете помочь в охране подземных богатств? (Слайд 15, приложение 3)

III. Рефлексивно-оценочный этап

- Возьмите свои карточки, которые заполняли в начале урока. Отметьте, что вы теперь знаете, в чем сомневаетесь и чего не знаете. (Дети начинают свое высказывание со слов: я узнал…., я вспомнил…, я теперь знаю…)

- На какие вопросы вы не нашли ответов?

- Какие новые вопросы у вас возникли, ответы на которые хотели бы вы получить по данной теме?

- Какие трудности испытывали на уроке?

- Какие моменты урока считаете наиболее интересными?

IV. Домашнее задание по выбору (Слайд 16, приложение 3)

  • Приготовить сообщение о полезном ископаемом нашей области
  • Составить кроссворд по данной теме
  • Нарисовать ребусы
  • Составить рассказ-загадку о полезном ископаемом