Цель: знакомство с многообразием полезных ископаемых Новосибирской области и их месторождениями.
Задачи:
- совершенствовать умение работать с картой, коллекционным материалом;
- развивать познавательную активность;
- развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы.
Оборудование: презентация, коллекция полезных ископаемых, карточки с условными обозначениями полезных ископаемых, молоток, стакан с водой, лупы, гвоздь, индивидуальные оценочные листы
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский
Форма урока: комбинированный.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Термины и понятия: полезные ископаемые, месторождения, карьер, шахта.
Ход урока
I. Ориентировочно - мотивационный этап
а) организационный момент
Звучит музыка. Учитель читает стихотворение (Слайд 2, приложение 3)
О чудесном нашем крае
Будет разговор
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем
- А что мы называем своим родным краем? (Место, где родился и вырос, Сибирь, город Новосибирск, Новосибирскую область)
б) подготовка к основному этапу урока (Слайд 3, приложение 3)
- Если посмотреть на карту России, то видно, что Новосибирская область расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины.
(Слайд 4, приложение 3) Площадь территории области 178 тыс. км². Протяжённость области с запада на восток — 642 км, с севера на юг — 444 км. Административный центр — город Новосибирск, в котором мы с вами и проживаем.
(Слайд 5, приложение 3) Наш город еще молод. Ему всего 118 лет. С каждым годом он становится все красивее, т.к. строятся новые современные дома, дороги, недавно была открыта новая станция метро «Золотая нива», возводится 3 мост через реку Обь. А как вы думаете, из чего все это делают? (из полезных ископаемых)
- А где добывают эти полезные ископаемые? (в России, в нашей Новосибирской области)
в) постановка цели и задач урока
- Вы уже догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О полезных ископаемых нашей области) (Слайд 6, приложение 3)
- Возьмите листочки, которые лежат у вас на парте. Прочитайте вопросы, определите, что вы знаете и чего не знаете по данной теме. Закрасьте в первой колонке прямоугольники соответствующими цветами. (Приложение 1; слайд 7, приложение 3)
- Итак, что же вы знаете по данной теме?
- Что предстоит вспомнить или узнать?
II. Операционно-исполнительский этап
а) выяснение значений слов: полезные ископаемые, месторождение
Сегодня на уроке мы будем говорить о полезных ископаемых. Давайте дадим определение что же это такое. Но для начала подберем для каждого слова синонимы. (Слайд 8, приложение 3)
- Полезные (необходимые, нужные)
- Ископаемые (добываемые, извлекаемые)
- Так как дадим определение, что же такое полезные ископаемые?
- А кто знает, как называются места, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение)
- Объясните значение этого слова. (Место, где рождается полезное ископаемое)
- На территории Новосибирской области располагается 523 месторождения различных полезных ископаемых, из которых 83 в настоящее время эксплуатируются, а остальные зарезервированы на будущее.
б) способы добычи полезных ископаемых
(Слайд 9, приложение 3) Какими способами добывают полезные ископаемые?
- Открытым (карьеры)
- Закрытым (шахты, буровые установки)
- Добыл человек полезные ископаемые, а что дальше он с ними делает? (Использует в своих целях)
- Чтобы их правильно применить, что надо знать? (Свойства)
в) исследование свойств полезных ископаемых
- Каждое полезное ископаемое обладает определенными свойствами. Вот свойства некоторых из них вы сейчас и исследуете. (Каждая группа получает карточку, полезное ископаемое и исследует его) (Приложение 2)
- Выступление групп
1 группа (Каменный уголь) (Слайд 10, приложение 3)
Физминутка (Слайд 11, приложение 3)
2 группа (Торф ) (Слайд 12, приложение 3)
3 группа (Мрамор) (Слайд 13, приложение 3)
д) загадки о полезных ископаемых
- Мы поговорили только о некоторых полезных ископаемых нашей области. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы, посовещавшись в группах, найдете его в своей коллекции и покажите вместе с условным обозначением.
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
(Песок)
- Обратитесь к карте полезных ископаемых Новосибирской области. В каких районах их добывают? (Показывают на карте) (Слайд 14, приложение 3)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать маску или вазу,
Она понадобится сразу.
(Глина)
- Где его добывают в нашем крае? (Показывают на карте) (Слайд 14, приложение 3)
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он - удобрение.
(Известняк)
- Где его добывают в нашем крае? (Показывают на карте) (Слайд 14, приложение 3)
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны.
(Гранит)
- Где его добывают в нашем крае? (Показывают на карте) (Слайд 14, приложение 3)
- Посмотрите внимательно на карту Новосибирской области. О каких полезных ископаемых, которые добывают в нашем крае, мы еще не говорили? (Нефть, природный газ…)
е) беседа о бережном отношении к полезным ископаемым
- Человек получил в дар подземные богатства, использует их. А может ли человек опустошить все подземные кладовые? (Да, может)
Некоторые полезные ископаемые образовались из остатков живых организмов, которые жили очень давно и как видите, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в уголь, нефть, известняк, торф. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот такая неразрывная связь существует между живой и неживой природой, между природой и человеком!
- А как вы, ребята можете помочь в охране подземных богатств? (Слайд 15, приложение 3)
III. Рефлексивно-оценочный этап
- Возьмите свои карточки, которые заполняли в начале урока. Отметьте, что вы теперь знаете, в чем сомневаетесь и чего не знаете. (Дети начинают свое высказывание со слов: я узнал…., я вспомнил…, я теперь знаю…)
- На какие вопросы вы не нашли ответов?
- Какие новые вопросы у вас возникли, ответы на которые хотели бы вы получить по данной теме?
- Какие трудности испытывали на уроке?
- Какие моменты урока считаете наиболее интересными?
IV. Домашнее задание по выбору (Слайд 16, приложение 3)
- Приготовить сообщение о полезном ископаемом нашей области
- Составить кроссворд по данной теме
- Нарисовать ребусы
- Составить рассказ-загадку о полезном ископаемом