Цель экологического образования – формирование экологической культуры ребенка, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Актуальность проблемы формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста представляет собой процесс единства и взаимосвязи составляющих экологической культуры:
- формирование элементов экологического сознания;
- формирование практических навыков и умений по уходу за объектами живой природы и некоторых способов охраны природы;
- воспитание культуры поведения и деятельности.
Поскольку мышление дошкольников является наглядно-действенным, и наглядно-образным, основной упор автор программы делает на наблюдение, эксперимент и собственную продуктивную деятельность детей в природе. В качестве одного из главных средств формирования экологической культуры автор выделяет метод моделирования – это определено особенностями развития познавательной сферы у старших дошкольников. Именно данный подход дает ребенку возможность самостоятельно обнаруживать связи и закономерности в мире природы.
Доступность метода моделирования для дошкольников была показана психологами (А.В.Запорожцем, Л.А.Венгером, Н.Н. Поддьяковым, Д.Б. Элькониным). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Как показали исследования, ребенок рано овладевает замещением объектов в игре в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности. Это направило внимание педагогов на разработку и применение предметных моделей в обучении. Модель должна облегчить познание (М.И.Кондаков, В.П. Мизинцев, А.И. Уемов и др.).
Педагогическая стратегия должна быть направлена на развитие чувства сопричастности, чувства общности с природой. Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: «Люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь».
МДОБУ «Детский сад №32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей» города Бузулука, на протяжении нескольких лет работает по программе «Развитие» Л.А. Венгера. В данной программе отсутствует региональный компонент в разделе «Развитие экологических представлений». Мало внимания уделяется изучению человека, как представителя живой природы.
Организационно-методические пояснения к программе «Матушка-природа»
Согласно требованиям Стандарта дошкольного уровня образования, в содержании данной программы нашли свое место занятия, на которых дети знакомятся с проблемой загрязнения окружающей среды и самостоятельной практической деятельностью способствуют сохранению и улучшению окружающей среды.
Особенностью данного курса является введение отдельных занятий со 100 % реализацией национально – регионального компонента на них, а также введение занятий, на которых детей знакомят с природными особенностями человека и основами безопасности жизнедеятельности.
Программа предусматривает проведение одного специального занятия по экологии в неделю (36 занятий в год) со всей группой детей в первую половину дня. Особенностью организации этих занятий является использование дидактических игр с использованием метода моделирования.
Каждое фронтальное занятие с детьми имеет свою определенную структуру. Тематика и структура занятия представлены в Приложении № 1.
Основные принципы работы:
- Работа должна основываться на принципах доступности, прогностичности, целостности.
- Необходимо использование блочной системы построения перспективного плана занятий;
- В процессе работы в комплексе должны использоваться наблюдение, эксперимент, решение игровых проблемных задач моделирование и самостоятельная продуктивная деятельность детей;
- Работа с детьми не ограничена рамками занятий (предварительная работа, разнообразные сопутствующие формы работы: праздники, развлечения, конкурсы и викторины экологического содержания);
В программу включены дополнительные блоки:
- «Я – Человек – часть Природы».
- «Природа моего родного края».
Тематический план занятий по программе «Матушка – природа»
Наименование разделов и тем |
Количество занятий |
РАЗДЕЛ 1 Неживая природа |
7 |
РАЗДЕЛ 2 Живая природа |
|
Тема 1 Растительный мир |
12 |
Тема 2 Животный мир |
5 |
Тема 3 Человек |
4 |
Тема 4 Экологические системы родного края |
4 |
Тема 5 Природа и человек |
4 |
ВСЕГО |
36 |
Целью программы «Матушка – природа» является формирование экологической культуры ребенка, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Задачи экологического образования дошкольников 5-6 лет:
- Формирование элементов экологического сознания;
- Формирование практических навыков и умений по уходу за живыми существами и некоторых способов охраны природы;
- Формирование осознанно правильного отношения и бережливости к природе Бузулукского края;
- Воспитание культуры поведения и деятельности;
- Расширение и обобщение знаний детей об основах ЗОЖ и Основах безопасности жизнедеятельности.
Требования к знаниям и умениям, навыкам дошкольников
Раздел «Формирование начал экологической культуры детей 5-6 лет»
Воспитанник должен |
Требования к уровню подготовки |
ЗНАТЬ |
Правила поведения в природе. Растения Бузулукского края:
Растения и животных Бузулукского бора, занесенных в «Красную книгу» Бузулукского края. Необходимые условия жизни животных и растений. Органы растений и их функции. Стадии роста и развития животных и растений. |
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ |
О труде людей в сельском хозяйстве, злаках и их выращивании в поле. Способах вегетативного размножения комнатных растений. О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. О свето-, тене-, влаголюбивых, засухоустойчивых растениях. Об уникальности природы Бузулукского бора. О наиболее характерных признаках разных времен года и явлениях природы. О живой и неживой природе, их взаимосвязи в жизни и сообществе. О многообразии животных и их связи со средой обитания, а также взаимосвязи живых организмов друг с другом. О значении природы в жизни человека, бережном отношении к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе. О природных особенностях человека и основах безопасности жизнедеятельности. |
УМЕТЬ |
Выполнять правила поведения в природе. Обеспечивать уход за растениями и животными «уголка природы». Оказывать помощь окружающей природе. Пересаживать комнатные растения. Сажать садовые и огородные культуры в грунт. |
Программа содержит:
- Перспективный план (Приложение 1).
- Конспекты занятий (Приложение 2).
- Контрольные задания для определения уровня экологических знаний у детей 5-6 лет (Приложение 3).
- Уровни сформированности основ экологической культуры детей 5-6 лет (Приложение 4).
- Рекомендации по работе с программой (Приложение 5).
- Принципы, лежащие в основе программы (Приложение 6).
- Рекомендации по работе с моделями (Приложение 7)
- Тексты экологических задач (Приложение 8).
- Как организовать совместную работу с детьми по изготовлению модели экологической системы (рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений) (Приложение 9).
Литература:
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
- Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – Москва, 1981г.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2005.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников. // дошкольная педагогика. 2006 г. № 3, стр.23.
- Газина О.М., Фокина В.Г. Организация диагностической работы по экологическому образованию в ДОУ. // Управление ДОУ. 2005. № 2, стр.67.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв. ред.). – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль.: «Академия развития», 1996.
- Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М., 2006.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Иванова А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. Москва, Сфера, 2006г.
- Как знакомить дошкольников с природой. /Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1978.
- Лучич М.В. Детям о природе. Пособие для воспитателей детских садов. - М.: «Просвещение», 1973.
- Молодова. Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, 1996.
- Николаева С.Н.Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995.
- Николаева С.Н Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы к проведению: Старший дошкольный возраст. – М., 2000.
- Программа «Любознайка» (мир растений, мир животных). – Самара, 1992.
- Ривина Е.К. Особенности занятий по ознакомлению детей с окружающим миром. // Детский сад от А до Я. 2006. № 2, стр. 27.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
- Рыжова Н. Экологический проект «Здравствуй, дерево». // Дошкольное воспитание. 2002. № 3, стр. 38.
- Рыжова Н. Песок, глина, камни. // Дошкольное воспитание. 2003. № 10, 11
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. // газета «Дошкольное образование» 2004. №№ 14-21.
- Савенков А.И. Эксперимент в образовательном учреждении. // Детский сад от А до Я. 2006. № 3. стр.4
- Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2004. № 7, стр. 21.
- Шишкина В.А. Прогулки в природу: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений /В.А.Шишкина, М.Н.Дедулевич. – М.: Просвещение, 2002.
- Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: экология для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.