Пояснительная записка
Употребление психоактивных веществ (ПАВ) российской молодежью возросло и является на сегодняшний день одной из наиболее острых, стоящих перед современным обществом проблем. По статистическим данным, большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половина лиц, регулярно употребляющих ПАВ – подростки. Отсутствие сформированных жизненных целей, перспектив, неопределённость жизненных смыслов и ценностей, низкий культурный уровень, неуверенность в себе и своих силах, нарушение взаимоотношений с близкими и сверстниками приводит к тому, что употребление наркотиков превращается у молодёжи в решение проблем.
По мнению Е.И. Казаковой: «… Любому специалисту очевидно, что воспитывающая и обучающая технология может быть эффективной только в случае её направленности на три ключевые сферы становления личности: когнитивную, аффективную и деятельно-практическую… А хотите знать, кто для многих подростков стал в семье настоящим другом? Не мама, не папа… Настоящими друзьями для сотен подростков стали кошки и собаки, что живут в их домах. И этот факт очень важен для нас, людей, размышляющих о том, кто же становится подростком «группы риска» Достаточно ли высоко самоуважение такого подростка? Чувствует ли он себя ценностью? И будет ли всеми силами сопротивляться миру грёз…»
Существует множество факторов риска злоупотребления наркотиками. Все они представляют собой угрозу психологическому и социальному развитию человека и оказывают различное воздействие в зависимости от фазы развития ребенка. Этими факторами могут быть: неблагоприятная семейная атмосфера, особенно, если родители страдают от психических заболеваний; неумелое воспитание, что особенно опасно для детей с трудным характером и неуравновешенным поведением; отсутствие взаимопонимания и заботы со стороны родителей; неуверенное робкое или агрессивное поведение в классе или группе сверстников; неспособность справиться с общественными задачами, принадлежность к «отвергнутым» или к тем, кто находится в контакте с «отвергнутыми» детьми; позитивное отношение к поведению тех, кто употребляет психоактивные вещества, так как для подростков особенно актуально мнение их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период.
Факторы, такие как доступность наркотиков, особенности торговли наркотиками, и убеждение, что употребление наркотиков, в общем, не является неприемлемым, также влияют на количество молодых людей, которые начинают употреблять наркотики.
Лечение наркомании – долгий, многоступенчатый процесс с большим риском неудачи. Именно это обстоятельство делает профилактическую работу, реализуемую через образовательные программы, психологические тренинги в подростковой среде особенно актуальной.
Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости – разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, сколько последствий социальных.
Профилактические мероприятия способствуют формированию у молодёжи осознанного взгляда на мир, дают возможность выстоять в сложной ситуации, выработать устойчивый навык к здоровому образу жизни – как к главной ценности гармонично-развитой личности.
Методологическая основа программы. При составлении программы были изучены труды И.С. Кона, А.Г. Асмолова, С.Б. Белогуровой, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой, Л.М. Шпициной. Данная программа рассчитана на детей и подростков, а также несовершеннолетних «группы риска» в возрасте от 13 до 18 лет.
Цель данной программы – развитие личностных ресурсов подростков для достижения социального успеха, формирования навыков эффективного общения со сверстниками и уверенного поведения.
Задачи:
- повысить уровень социально-психологической компетентности подростков для снижения вероятности вовлечения в употребление ПАВ;
- формировать у подростков жизненно-важные компетенции: способность к самоконтролю и саморегуляции, самостоятельное принятие решения, установление гармоничных отношений со сверстниками и близкими, противостояние групповому давлению, преодоление стресса и кризисной ситуации;
- выработать навыки бесконфликтного поведения;
- совершенствовать коммуникативные навыки и умения.
Условия для реализации программы: формирование групп, имеющих повышенный риск злоупотребления психоактивных веществ (дети с отклоняющимся поведением; отстающие в учебе; те, у кого существует вероятность изоляции от социально-позитивной среды) из числа подростков, посещающих школы и средние специальные учреждения. Отдельный кабинет или классная комната для проведения занятий.
Основное направление программы: усиливать «защитные факторы» и способствовать ликвидации или уменьшению известных «факторов риска». Особое внимание уделяется взаимодействию между подростками, в частности в коллективе, способам разрешения конфликтов, возникающих в ходе этого общения, влиянию и противостояние влиянию.
Формы работы:интерактивные групповые занятия и тренинги, элементы индивидуальной работы.
Методы работы: моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, психогимнастика, сказкотерапия, «аквариум», «мозговой штурм», наблюдение за коммуникативным поведением других, элементы групповой и индивидуальной релаксации, обратная связь.
Структура занятий:
- Приветствие (ритуал вхождения в занятие), объявление темы занятия;
- Упражнения и игры, требующие взаимодействия и сотрудничества, совместного поиска решений
- Упражнения и игры по теме занятия (после каждого упражнения рефлексия: что чувствовали, какие мысли возникали, в чём были сложности, чему научились, что узнали?)
- Прощание (завершение занятия, рефлексия, ритуал прощания).
Количество участников: от 9 до 15 человек в группе.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 9 часов (1 час в неделю).
Примерный диагностический инструментарий:
- Тест Дж. Морено – социометрия (диагностика межличностных и межгрупповых отношений)
- Тест руки Вагнера
- Тест К. Томаса «Конфликтный ли вы человек»
- Тест М. Снайдера «Оценка самоконтроля в общении»
- Тест В.В. Бойко на «помехи» в установлении эмоциональных контактов
- Тест «Какова ваша самооценка» в модификации Л.П. Пономаренко
- Тест «Мой стиль общения»
- Проективные методики: Дж. Бук «Дом. Дерево. Человек», А.Л. Венгер «Несуществующее животное», «Рисунок семьи».
Критерии определения уровня усвоения программного материала:
- наличие у учащихся сформированной установки на отказ от употребления ПАВ, приобретение знаний в сфере профилактики ПАВ;
- приобретение широкого круга жизненно важных компетенций: уверенное поведение, принятие себя, принятие окружающих, преодоление стресса, самостоятельное принятие решения, открытое выражение чувств, противостояние групповому давлению
- стремление к конструктивному взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
Предполагаемый результат: сформированность устойчивых навыков к здоровому образу жизни, жизненно-важных компетенций, установление позитивных контактов с близкими и окружающими людьми.
Роль педагога-психолога в проведении занятий:
Перед педагогом стоят сложные, профессиональные задачи.
Для решения этих задач необходимо:
- Побуждать подростков делиться своими знаниями и мнениями.
- Задавать «открытые вопросы» (вопросы, предполагающие множество ответов).
- Вести групповую дискуссию.
- Обобщать и, при необходимости, комментировать высказывания подростков.
От педагога зависит создание доверительной и доброжелательной атмосферы на занятии, которая помогает ребятам:
- задавать вопросы;
- быть не только выслушанными, но и услышанными;
- просить о помощи и получить ее;
- открыто говорить о том, о чем они думают и знают по обсуждаемой проблеме.
Бывают ситуации, когда ведущий не знает ответа на какой-то вопрос. В этом случае он может прямо сказать об этом или предложить ребятам вместе поискать ответ.
В качестве дополнения к занятиям возможно использование видео- и аудиоматериалы, наглядных пособий, имеющихся в данном образовательном учреждении, молодежном центре или других методических материалов, которые ведущий считает важным для своих подопечных.
Работа с родителями в реализации программы: подготовка и разработка рекомендаций, стендовых материалов, буклетов для родителей, содержащих информацию о наркотиках и их неблагоприятных эффектах, о гармонизации детско-родительских отношений, что создаст возможность внутрисемейных обсуждений.Профилактическая работа, направленная на семью, имеет больший эффект, чем стратегии, направленные только на родителей или только на детей.
Этапы работы над программой:
I этап – диагностический (диагностика личностных особенностей, выявление «группы риска»)
II этап – практический (работа над реализацией программы)
III этап – заключительный (проведение итоговой диагностики, подведение итогов, анализ результатов деятельности)
Тематический план
I БЛОК.«Мир моих чувств»
Занятие №1
Цель: постановка и осмысление группой целей предстоящей работы, развитие эмоциональной стабильности и адекватной самооценки.
- Ритуал приветствия.
- Разминка
Цель: сплочение группы и настрой на работу.
- Перед тем как мы с вами начнём работу, я предлагаю вам придумать особый ритуал, который будет известен только нам. Мы будем проводить его в начале каждого занятия в знак приветствия друг друга
Группа придумывает ритуал приветствия (его может предложить ведущий)
Создание предпосылок для создания комфортной психологической атмосферы. Выработка и принятие принципов работы:
- все в группе равноценны;
- от активности каждого члена группы выигрывают все;
- каждый говорит то, что думает, а не то, что от него ждут, при этом меру доверительности устанавливает сам;
- обсуждению подлежит только то, что происходит «здесь и сейчас»;
- информация, обсуждаемая в группе, не выносится за пределы группы;
- говорить о поведении, а не о личности.
2) Игра «Я люблю, я не люблю»
Цель: определение понятия о личности и её основных компонентах.
Участники бросают мяч друг другу со словами «Я люблю…», «Я не люблю…»
Дискуссия «Что такое личность», «Что такое индивидуальность».
3) Игра «Мой портрет в лучах солнца»
Цель: формирование навыка самопринятия, учить понимать индивидуальные особенности личности.
Оборудование: цветные карандаши.
Ответьте на вопросы: какие хорошие качества есть во мне? Напишите на лучиках положительные качества, которые вы в себе видите.
4) Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления
5) Чтение и обсуждение сказки «Золотая рыбка» И.В. Стишенок «Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост»
6) Рефлексия. Ритуал окончания занятия
Цель: снятие эмоционального напряжения, вызванное в ходе работы.
Логическое завершение занятия.
- Наша первая встреча подошла к концу. Мы начали занятия с того, что придумали ритуал приветствия, было бы логично, если мы придумаем ритуал прощания.
Группа исполняет принятый ритуал. Ведущий прощается с группой.
Занятие №2
Цель: обучение навыкам самоконтроля, развитие умения адекватно оценивать свои поступки.
1) Ритуал приветствия.
Цель: сплочение группы и настрой на работу.
- Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. А сделаем это так. Нам нужен доброволец. Ему нужно встать в круг, его стул убирается из круга. Он будет говорить «Поменяйтесь местами те, кто…» и называет какое-нибудь умение или какой-нибудь признак. И те, кто этим обладает должны быстро поменяться местами, пробегая мимо ведущего, а ведущий должен успеть занять любое освободившееся место. Тот, кому места не досталось, становится ведущим. Будьте внимательны.
Упр. «Я свободен», «Опасность», «Антонимы»
Игра «На кого я похож», «Негативные и позитивные «Я» во мне», «Мои драконы»
Психогимнастика «Чувства»
2) Упражнение «Говори»
Цель: развитие умения контролировать свои действия
Ведущий по очереди задаёт участникам простые и сложные вопросы Но, отвечать на них можно только по команде «Говори».
3) «Позитивные и негативные «Я» во мне» (листы бумаги, ручки)
Дискуссия «Что узнали о себе нового. В чём были сложности?».
4) Игра «Ослиная шкура» И.В. Стишенок «Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост»
Цель: снятие напряжения в отношениях с другими, коррекция самооценки.
4) Психогимнастика «Чувства»
Цель: сформировать навыки распознания и анализа чувств у себя и у других
- Сейчас вам будут розданы карточки со списком чувств. Вы должны поставить напротив всех чувств, которые вам приходилось испытывать галочки. А потом с соседом объединиться в пару и сравнить, кто что отметил. Затем возвращайтесь в круг.
Далее идёт обсуждение природы чувств и особенности их выражения.
5) Рефлексия. Ритуал прощания.
II БЛОК «Уроки общения»
Занятие №3
Цель: формирование понимания ценности личности своей и другого
1) Ритуал приветствия.
Цель: сплочение группы и настрой на работу.
Игра-разминка «Ассоциации»
Каждый участник предлагает три ассоциации: говорит, с кем из сказочных героев ассоциируется он сам, а с кем – его ближайшие соседи по кругу.
2) Игра «Права человека»
Цель: осознание группой ценности и абсолютности своих прав и прав другого.
Ведущий предлагает написать группе «свою декларацию прав человека». Группа делится на 3-4 человека. Одна подгруппа «Конституционная комиссия», а остальные разрабатывают свои Декларации, потом представляют её.
Условия: - эти права не должны ущемлять права другого человека;
- осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а только от самого человека.
«Группам разработчиков» даётся право отстаивать свои позиции, принятые предложения в ходе обсуждения фиксируются.
3) Самодиагностика «Мастер коммуникации» (листы бумаги, ручки)
На листочках необходимо изобразить «лестницу коммуникативного мастерства»
4) Игра «Отстаивание своего мнения»
Цель: обучение навыку отстаивания своего мнения, убеждения, преодоления давления
1) Подумай, что случилось, из-за чего ты почувствовал себя недовольным (моральное давление, тебя не замечают, с тобой плохо обращаются, дразнят?)
2) Подумай о способах, которыми ты можешь отстоять свои права и выбери лучший
3)Выбери правильное время и место. Выскажи своё мнение, избегая давать оценки
4) выслушай ответное мнение
5) последовательно отстаивай своё мнение разумным сапособом.
(Примеры: обратиться к учителю с требованием отменить несправедливое наказание; убедить родителей, что твоя причёска – это твоё личное дело; попросить сестру прекратить пользоваться твоей косметикой.
4) Игра «Преодоление обвинения»
Цель: обучение навыку преодоления обвинения
- Разберись, в чём тебя обвиняет собеседник
- Было ли обвинение высказано конструктивным способом или неконструктивным
- как можно ответить на обвинение. Выбери наилучший способ.
(Примеры ситуаций: сосед обвиняет тебя в том, что ты разбил стекло; друг обвиняет тебя во лжи; родители ругают тебя за плохую отметку.
Далее идёт обсуждение природы чувств и особенности их выражения.
5) Рефлексия. Ритуал прощания.
Занятие №4
Цель: формирование навыков распознания эмоционального состояния собеседника
1) Ритуал приветствия. Упражнение «Подарок»
Цель: сплочение группы и настрой на работу.
- Пусть каждый из вас, по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать молча, но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ни чего не надо.
2) Игра «Чувства животных»
Цель: развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений
Участники делятся на группы по три человека. В тройках договариваются, кто станет первым игроком, вторым и третьим. Только после этого они получают инструкцию ведущего касательно собственного задания. Первый задумывает любое животное, третий – эмоцию. После этого они «на ушко» сообщают второму игроку задуманное. А тот должен пройти по аудитории так, как движется животное, переживающее эту эмоцию. Соперникам нужно догадать, что за зверь и что он переживает.
3) Игра «Разговор через стекло»
Цель: упражнять в умении распознавать эмоции другого человека используя только жесты и мимику.
4) Дискуссия «Эмоции и психоактивные вещества»
Рекомендации ведущему: в ходе дискуссии необходимо подвести учащихся к следующим выводам:
- принимая психоактивные вещества, человек уходит из мира реальных чувств. Его настоящие чувства ликвидируются;
- как следствие он не в состоянии правильно оценить всё происходящее с ним и вокруг него. Его оценка мира по принципу «хорошо или плохо» не является действительной, верной;
- это, в свою очередь, означает, что употребляющий алкоголь и наркотики то и дело поступает неадекватно: например, доверяет недоброжелателям, обижает друзей и родных, стремиться заполучить то, что ему не нужно, и отвергает действительно необходимое.
Вполне вероятно, что в начале дискуссии учащиеся будут говорить, что употребляющие психоактивные вещества всегда испытывают только положительные эмоции. Следует пояснить, что наркоманам кажется, будто всё хорошо, даже тогда, когда им что-либо угрожает (болезнь, отсутствие денег…); они не чувствуют, что необходимо что-то менять. Попадая в неприятные ситуации, они начинают чувствовать себя обманутыми. А это, в сою очередь, порождает злость, агрессию, раздражение и другие негативные чувства.
5) Рефлексия. Ритуал прощания.
Занятие №5
Цель: формирование навыков позитивного общения
Эхотехника «Скажи по другому» Игры «Выражение благодарности» «Притензия-ответ-мир», психогимнастика «Превращение»
1) Ритуал приветствия.
Цель: сплочение группы и настрой на работу.
Продолжение знакомства «Никто не знает, что я…»
- Сейчас мы будем бросать друг другу мяч и тот, у кого окажется мяч завершает фразу «Никто не знает, что я…»
2) Эхотехника «Скажи по другому»
Цель: сформировать навыки отражения и распознания эмоций и чувств.
В этом задании должен будет поучаствовать каждый. Участнику необходимо выйти в круг, придумать любую фразу и сказать её нескольким людям таким образом, чтобы передать какую-то эмоцию, участники должны угадать, что в этот момент примерно чувствовал «ведущий» и что за эмоции он передавал.
3) Игра «Выражение благодарности»
Цель: обучение навыку выражения благодарности
- за что ты хочешь поблагодарить другого человека (за комплимент, помощь, подарок);
- подумай, как именно ты хочешь выразить свою признательность (словами, подарком, ответным подарком);
- выбери правильное время и место, чтобы выразить свою благодарность (ответить на комплимент лучше сразу, а ответный подарок часто приходится откладывать до ближайшего праздника или дня рождения);
- вырази свою благодарность. Скажи собеседнику, почему ты благодаришь его (особенно в том случае, если выражение благодарности не сразу следует за поступком другого человека);
(приятель сказал тебе, что сегодня ты особенно хорошенькая, отец дал тебе добрый совет)
4) Игра «Притензия-ответ-мир»
Цель: сформировать навыки «первичного» поведения в ситуации «претензия»
Группа делится пополам и образует два круга, обращённых друг к другу «лицом». Внешнему кругу, каждому участнику, даётся фраза – претензия, которой тот по сигналу должен предьявить человеку, сидящему (стоящему напротив его. И тот, кто должен реагировать, реагирует так, чтобы сгладить ситуацию. По сигналу внешний круг передвигается на одного человека до тех пор, пока в паре не окажутся те, кто с кем начал.
Обсуждение: какие ситуации игры были наиболее сложными для тех, кто реагировал, и что получилось и что не получилось
5) Психогимнастика – «Превращение»
Цель: сформировать навыки внимательного отношения к другим людям и способности понять другого.
Каждому участнику предоставляется возможность «вжиться» в другого человека, чтобы постараться лучше его почувствовать и понять. Перед тем, как получить роли, участникам предлагается понаблюдать друг за другом.
6) Рефлексия. Ритуал прощания.
III БЛОК «Мой жизненный выбор»
Занятие №6
Цель: формирование у подростков навыков самоуважения и принятия себя как личности.
1) Дискуссия «Самоуважение и употребление ПАВ»
Цель: наводящими вопросами обратить внимание на то, что уважающий себя человек не будет употреблять ПАВ.
2) Упражнение «Переоценка качеств»
Задание: для каждого свойства по кругу сначала придумать ситуацию, когда свойство является негативным, а потом – позитивным.
3) Упражнение «Мои ценности»
Участникам раздаётся по шесть листочков и предлагается на каждом из них написать то, что им ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Ведущий предлагает представить себе, что случилось что-то страшное и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять и отложить бумажку и осознать, как им теперь без этого живётся. Затем это происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем ведущий объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек, так шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования.
4) Ролевая игра «Рекламное агентство»
Задание по подгруппам: представить себя в роли солидного рекламного агентства, выполняющего дорогостоящий проект – создание рекламы для подростков. Реклама направлена на побуждение вести здоровый образ жизни.
5) Рефлексия. Ритуал прощания.
Занятие №7
Цель: формирование навыков уверенного поведения, как фактора противостояния наркотизации.
1) Ритуал приветствия
2) Мозговой штурм «Признаки уверенного человека»
Варианты работы: работа в группах – заполнение таблицы «Стили поведения
Признак | Стили поведения |
||
Контакт глаз |
агрессивный |
Пассивный |
уверенный |
Дистанция |
|
|
|
Поза |
|
|
|
Жестикуляция |
|
|
|
Тон,. Громкость голоса |
|
|
|
Пауза в разговоре |
|
|
|
Содержание речи (вербальный компонент) |
|
|
|
3) Мозговой штурм «Последствия неуверенности в себе»
Составление модели неуверенного человека:
Не знаю своих прав-------- не уверен в себе-------- не могу отказать-------иду на поводу у окружающих
4) Сказка «Путь»
5) Игра «Ресурсное состояние»
Цель: развитие способности восстанавливать свои силы и приводить себя в гармоничное состояние (И.В. Стишенок «Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост»)
6) Рефлексия. Ритуал прощания.
IV БЛОК «Жить в мире с собой и другими»
Занятие №8
Цель: упражнять в умении находить конструктивные способы выхода из конфликтной ситуации
1) Ритуал приветствия
2) Игра - разминка «Молекулы»
Цель игры: снятие напряжения, создание дружественной обстановки.
Члены группы – «атомы» - свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (например, хлопок ладонями) «атомы» объединяются в молекулы по два человека.
3) Упражнения «Волшебный щит», «Принятие критики»
Цель: обучение навыку принятия критики.
4) Дискуссия «Плохой мир лучше доброй ссоры»
5) Упражнение «Полярности: конфликт «нападающего» и «защищающегося»
Цель: учить находить в себе главные индивидуальные особенности, помогающие в общении с другими людьми, получить опыт активного отстаивания своей точки зрения.
Ведущий даёт группе инструкцию: «Сядьте с партнёром друг против друга и решите, кто из вас будет «нападающим», а кто «защищающимся». Пусть каждый стоит на своём и не сдаётся. Затем поменяйтесь ролями. ( И.В. Стишенок «Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост»)
6) Игра «Ресурсное состояние»
Цель: развитие способности восстанавливать свои силы и приводить себя в гармоничное состояние ( И.В. Стишенок «Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост»)
7)Рефлексия. Ритуал прощания.
Занятие №9
Цель: закрепление и отработка полученных знаний и умений.
1) Ритуал приветствия
2) Игра - разминка «Хочу тебе пожелать»
Цель игры: снятие напряжения, настрой на работу.
- Давайте начнём сегодняшнее занятие с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это по кругу. А потом, встанем, возьмёмся за руки и насчёт три дружным хором скажем друг другу «Спасибо! Спасибо! Спасибо!»
3) Игра «Растопи круг»
Цель: стимулировать у участников группы готовность и способность с теплотой и искренностью относиться к людям, видеть их лучшие стороны.
(И.В. Стишенок «Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост»)
4) Игра «Связанные руки»
Цель: создать возможность пережить ограничение движений рук.
Играющим связывают руки, а затем их просят застегнуть – расстегнуть пуговицы на куртке, написать мелом на доске и т.д.
5) Игра «Выйди из круга»
Цель: определение способности находить выход из сложных ситуаций, умения не терять в испытаниях, бороться на пределе душевных сил и, с другой стороны, доверять людям. ( И.В. Стишенок «Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост»)
6) Сказка «Коряга»
Помогает обрести собственную индивидуальность вопреки расхожему мнению и ожиданиям окружающих, способствует решимости выйти на новый уровень жизненного пути для достижения самореализации. ( И.В. Стишенок «Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост»)
7) Игра «Свободный микрофон»
Цель: сформировать навыки сбора и анализа информации, полученной от собеседника, в процессе общения.
По очереди задаются вопросы тому, кто первый захочет воспользоваться такой возможностью побыть «в центре внимания». Основное правило - отвечать как можно полнее и откровеннее.
8) Рефлексия. Подведение итогов курса.
Сочинение о том, что узнали, чему научились, каковы ваши планы, пожелания участникам и ведущему. Что бы вы хотели получить от встреч, но не получили.
Литература:
- Л.М. Шипицина, Е.И. Казакова «Школа без наркотиков», Санкт-петербург, 1999г.
- Х. Ремшмидт «Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности», Москва, 1994г.
- Б.Д. Парыгина «Практикум по социально-психологическому тренингу», Москва, 2000г.
- Л.Анн «Социально-психологический тренинг с подростками», Москва 2006г.
- Д.Я. Райгородский «Практическая психодиагностика», Самара, 2002г.
- О. Потёмкина, Е. Потемкина «Тесты для подростков», Москва, 2005г.
- Е.В. Шаропановская «Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков», Москва, 2005г.
- Н.П. Слободяник «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении», Москва, 2006г.
- Д.В. Рязанова «Тренинг с подростками. С чего начать?», Москва, 2—3г.
- А.Г. Макеева «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами», Москва, 2003г.
- В.Н. Касаткин, И.А. Паршутин «Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе», Москва, 2005г.
- В.Н. Касаткин, И.А. Паршутин «Программа профилактики курения в школе», Москва, 2005г.
- С.Б. Овсяник, А.Г. Вольваченко «Профилактика употребления психоактивных веществ», Ростов-на-Дону, 2006г.
- И.Г. Ураков «Наркомания: методы и действительность», Москва, 1990г.
- Д.Д. Еникеева «Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков», Москва, 1999г.
- Н.Н Исмуков «Программа предупреждения и преодоления наркотической и алкогольной зависимости», Москва, 2001г.
- Д.Д. Колесов «Подросток: взросление и здоровый образ жизни», Москва, 2001г.
- Б.П. Битинаса «Мой мир и я», Москва, 1993г.
- С.В. Березин, К.С.Лисецкий «Предупреждение подростковой и юношеской наркомании», Москва, 2000г.
- К. В.Фоппель «Как научить детей сотрудничать?» Москва, 2000г.
- Г.Я. Юзефович «Откровенные беседы о Вакхе и Морфее.» (ранние противодействие алкоголизму, наркоманиям и токсикоманиям) Хабаровск, 2000г.
- И.В. Стишенок «Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост», Санкт-Петербург, 2006г.
- П. Прутцман «Дружный класс как маленькая планета», Санкт-Петербург, 1998г.
- В.В. петрусинский «Игры: обучение, тренинг, досуг», Москва, 1994г.
- К.В. Фопель «Психологические группы», Москва, 1999г.
- Р.В. Овчарова «Справочная книга школьного психолога», Москва, 1996г.
- Н.С. Пряжников «Профориентация в школе и колледже», Москва, 2006г.