Цель урока: Раскрытие влияния витаминов на здоровья человека при условии интегрированного подхода в изучении химии и биологии.
Задачи урока: дать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с основными их группами, формировать умения: самостоятельно работать с текстом, рисунками и Интернет ресурсами, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформить результаты мыслительных операций в устной и письменной формы; дать понятие об авитаминозах, гипервитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.
Тип урока: комбинированный
Метод проведения: объяснение, самостоятельная работа
Требования к ЗУН согласно учебной программе:
Ученик должен
- иметь представление о витаминах, роли их и значении в обмене веществ, содержании в пище;
- знать определения: «витамины», «авитаминоз», «гиповитаминоз», «обмен веществ»;
- уметь объяснить и иллюстрировать примерами основные витамины их роль содержание в пище.
Междисциплинарные связи: медицина, биохимия.
Внутридисциплинарные связи: анатомия, общая химия.
Учебно-методическое обеспечение занятия:
- наглядные пособия: таблица «Витамины»;
- раздаточный материал;
- оборудование: ИКТ — интерактивная доска, ЦОР. Интернет ресурсы- презентации,
- сайты: ru.wikipedia.org › wiki/, vitamini.ru, narmed.ru›Профилактика›pitanie/vitamins
Химические реагенты: препараты 1 % раствор хлорида железа(III), вода, крахмальный клейстер (1 грамм крахмала на 1 стакан кипятка) , 5% раствор йода, стаканчики, пипетки, универсальный индикатор.
Ход урока
1. Организационный момент.
- приветствие;
- подготовка аудитории к работе;
- наличие учащихся.
2. Проверка знаний учащихся.
Метод: фронтальный опрос, индивидуально - дифференцированный (тесты из заданий ЕГЭ)
3. Мотивации учебной деятельности
Сообщение темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности для понимания общих закономерностей обмена веществ и роли витаминов в ней.
4. Изложение нового материала.
Тема: Витамины
План:
- Витамины – это…
- Из истории о витаминах
- Классификация витаминов
- Роль витаминов в жизни человека
- Сохранение витаминов в пище
5. Закрепление изученного материала.
Заполнение опорной таблицы «витамины»
Формулировка вывода о роли витаминов в обмене веществ.
Формулировка вывода о необратимости сохранения витаминов в пище.
6. Подведение итогов занятий.
- Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.
- Оценить работу учеников во время занятий.
7. Сообщение домашнего задания.
С. 166-167; вопросы 8,9,10. рабочая тетрадь № 46, 47 для учащихся № 10, 16, 20
II. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала.
- Какие две группы веществ входят в состав любой живой клетки? (Неорганические и органические вещества.)
- Какие неорганические вещества, входящие в состав живой клетки, вам известны? (Вода и минеральные соли.)
- Какие органические вещества входят в состав живой клетки? (Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.)
- Укажите роль воды и минеральных солей в клетке. (Вода — универсальный растворитель: в виде водных растворов вещества поступают в клетку, выводятся из клетки, перемещаются внутри клетки. В водной среде или при участии воды протекает большая часть реакций в клетке. Минеральные соли играют важную роль в распределении воды между клетками и межклеточным веществом.)
- В чем заключается значение пищи? (Пища содержит питательные вещества, которые выполняют две функции: строительную и энергетическую)
- Вспомните основные признаки живых организмов? (Для живых организмов характерен обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость)
III. Изучение нового материала.
- Вступительное слово учителя.
- Создание проблемной ситуации – проблема: «Витамины – можем ли мы без них прожить»
Ежедневно человек принимает пищу. Отсутствие ее в течение нескольких недель приводит к смерти. Почему человек не может без нее существовать? Почему не всякая пища способствует сохранению здоровья? Что такое витамины, каково их значение? На эти вопросы, мы сегодня и должны с вами и найти ответы.
Проблемный вопрос: Витамины – так ли уж они нам нужны.
Принципы здорового питания
Учащиеся разделяются на группы и каждая получает свою задачу по изучению темы.
3. Учащиеся самостоятельно работают с текстами, схемами и рисунками, данными в учебнике на с. 166—167. и дополнительным материалом на столах, а также Интернет-ресурсами.
4. Обсуждение изученного.
2. Учитель. Возвращаемся к выше поставленным вопросам
- Витамины – что это? Как возникло это понятие?
Учащийся представляет проект «Из истории о витаминах»:
Учитель: Какое определение мы можем дать понятию Витамины?
Ученик: Витамины – это различные органические вещества, входящие в состав ферментов или сами являющиеся ферментами, при недостатке которых нарушается обмен веществ. Большинство витаминов образуется в растениях, и только очень немногие имеют животное происхождение. Обычно человек получает витамины с пищей.
Учитель: На какие группы делятся витамины?
Ученик: Витамины подразделяются на 2 группы: водорастворимые и жирорастворимые.
Учитель: Какие же важные витамины есть, для чего они нам нужны и в каких продуктах они содержатся?
Ученик: Наиболее важными являются: С, группы В (В1, В2, В12), А,D,Е – макро витамины.
3.Учитель: учащиеся разделяются на группы для изучения отдельных витаминов и обмена информацией
Учащиеся 1 группы: изучают витамин А – используют Интернет
Учащиеся 2 группы: изучают витамин В– используют Интернет
Учащиеся 3 группы: изучают витамин С– используют Интернет
Учащиеся 4 группы: изучают витамин D– используют Интернет
Учащиеся 5 группы: изучают другие витамины - используют дополнительную литературу
Учащиеся 6 группы: изучают витамины по учебнику.
В процессе изучения учебного материала учащиеся заполняют таблицу:
Название витамина |
Продукты содержащие Bit |
Проявление авитаминоза |
|
|
|
Витамин |
Суточная потребность (мг) |
Симптомы, возникающие при гиповитаминозе |
Симптомы, возникающие при гипервитаминозе |
А |
0,9 |
«Куриная слепота», нарушение ороговения кожи, нарушение роста |
Изменения кожи, слизистых и костей, головные боли, малокровие |
B1 |
1,4-1,6 |
Болезнь бери"бери, полиневрит, поражение центральной нервной системы, параличи, атрофия мышц, сердечная недостаточность |
Возможна аллергия |
С |
75 |
Цинга, нарушение соединительной ткани, кровотечение десен, подверженность инфекциям |
Возможны повреждения поджелудочной железы и почек |
D |
2,5 |
Нарушения роста и окостенения скелета, уменьшение содержания кальция в костях и другие симптомы рахита |
Вымывание кальция из костей, повышение содержания кальция в крови, нарушение деятельности центральной нервной системы и почек |
Витамин А влияет на рост и развитие, повышает защитные свойства организма, улучшает зрение в сумерках (лечит "куриную слепоту"). Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения клеток кожи, на состояние волос и ногтей. При недостатке витамина А кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, изменяется состав сальных желез. Содержится витамин А в печени трески, морского окуня, в сливочном масле, моркови, помидорах.
Витамины группы В содержатся в хлебе, фруктах и особенно в пивных дрожжах. Они влияют на работу мышечной и нервной системы. При недостатке витамина В1 человек быстро утомляется, становится нервным и раздражительным. Причина в том, что нарушаются процессы биологического окисления, так как витамин В1 участвует в образовании окислительных ферментов. При недостатке этого витамина человек заболевает болезнью бери-бери. Она протекает с судорогами и параличами.
Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Витамин С препятствует образованию вредных веществ, возникающих при биологическом окислении, он входит в состав ферментов, участвующих в образовании антител, препятствует разрушению стенок кровеносных сосудов кожи. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной. Для восполнения витамина С в организме необходимо есть как можно больше свежих овощей, фруктов и квашеной капусты. Особенно много этого витамина в шиповнике, черной смородине. Отсутствие витамина С в пище вызывает цингу. Выпадают зубы, нарушаются кровеносные сосуды. Это тяжелая болезнь часто заканчивалась смертью.
Витамин D образуется в нашем теле под влиянием солнечных лучей. Отсутствие его у маленьких детей приводит к заболеванию рахитом. Больные рахитом медленнее развиваются, плохо спят. Скелет у них формируется неправильно, искривляются кости ног. Для предупреждения болезни надо больше бывать на свежем воздухе под лучами солнца, чаще есть морскую рыбу, пить рыбий жир.
4. Обсуждение и обмен информацией между группами.
В ходе обсуждения информации между группами учащихся после проделанной работы, при знакомстве с витамином С идет демонстрация учителем химического опыта: «Обнаружение витамина С»
Учитель: Рассмотрим витамин С (аскорбиновая кислота).
Почему вещество называется кислотой? (Оно кислое на вкус и в водном растворе диссоциирует на катион Н+, а поэтому и изменяет окраску индикатора).
Проведем опыт. В раствор аскорбиновой кислоты опускаем универсальный индикатор. (Индикатор окрасился в красный цвет.) делаем вывод среда кислая
Теперь практически докажем, что действительно аскорбиновая кислота содержит витамин С.
(аскорбиновая кислота + вода + крахмал + настойка 5% йода)
5. Сохранность витаминов в пище
Учитель
В наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве. Их сохранение в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения.
Наименее устойчивы витамины А, В1, В2. Установлено, что витамин А во время варки пищи быстро разрушается. В вареной моркови его в 2 раза меньше, чем в сырой. Разрушение его происходит и при её сушке.
Высокая температура значительно снижает содержание в пище витамина группы В. Так, мясо после варки теряет от 15 до 60%, и продукты растительного происхождения – около 1/5 витамина группы В.
Витамин С легко разрушается при нагревании и при соприкосновении с воздухом. Поэтому овощи надо очищать и нарезать перед самой варкой. Лучше опускать их сразу в кипящую воду и варить недолго в закрытой кастрюле.
Соприкосновение с металлом тоже разрушает витамин С, поэтому для варки овощей лучше пользоваться эмалированной посудой. Овощные блюда нужно есть сразу же после их приготовления.
6.Обобщение
Учитель: Какие выводы мы можем сделать:
Витамины – это органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ. Люди потребляют их в незначительном количестве, но без витаминов невозможна нормальная работа органов нашего тела. Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям. Недостаток даже одного витамина нарушает работу нашего организма, приводит к тяжелым болезням
Учитель: Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?
Ученик: Потому что питательные вещества и витамины выполняют в организме разные функции: питательные вещества являются строительным материалом и источником энергии, а витамины входят в состав биологических катализаторов — ферментов, или сами являются ферментами, которые ускоряют химические процессы в организме.
Учитель: А любая ли современная пища полезна?
Ученик: Нет. Так как в современном мире в связи с ростом экологических проблемам, все чаще ставится вопрос о загрязнении пищи.
Учитель: Чтобы сохранить здоровье необходимо употреблять здоровую пищу и правильно питаться, таким образом, мы должны сформулировать принципы здорового питания.
V. Закрепление:
Ответы на вопросы /фронтальный опрос/
1. Витамины — органические вещества, необходимые для образования ферментов. Почему же без них нарушается обмен веществ в организме и почему при недостатке витаминов происходят различные нарушения?
2. Почему нельзя использовать витаминные препараты вместо конфет, хотя многие из них обладают приятным вкусом?
3. В каких продуктах содержатся витамины А, В, С и О?
4. Появление каких признаков свидетельствует о недостатке витаминов А, В1, Си О?
5. Верно ли утверждение, что витамины есть только в растениях? Обоснуйте ответ.
6. Витамин С предохраняет ферменты от окисления, но сам легко окисляется кислородом воздуха, особенно в присутствии металлов. Объясните, почему витамин С лучше сохраняется в продуктах, предназначенных для варки, если их опускают сразу в кипящую воду
Тестирование: индивидуальное тестирование по теме, в сочетании с самоконтролем.
VI. Подведение итогов: Витамины – это органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ. Люди потребляют их в незначительном количестве, но без витаминов невозможна нормальная работа органов нашего тела. Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям. Недостаток даже одного витамина нарушает работу нашего организма, приводит к тяжелым болезням. Чтобы сохранить здоровье необходимо употреблять здоровую пищу и правильно питаться, таким образом, мы должны сформулировать принципы здорового питания.
VII. Д/З. стр. 166-167. Работа по рабочим тетрадям стр. 46 -47
Дополнительный материал по теме: «Рациональное питание», « Диеты – мода или необходимость», «Диеты и подросток».