Пояснительная записка
Программа «Священная для русского война» направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России.
Сегодня государство устанавливает образованию социальный заказ, согласно которому «общеобразовательные учреждения должны воспитывать патриота и гражданина, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». Это требует поиска принципиально новых подходов к организации внеурочной деятельности школьников, направленной на формирование национального самосознания, гордости за свою Родину, готовности служению Отечеству, гражданской ответственности. Знания и умения, а также сформированные на их основе историко-культурные, духовно-нравственные ценности и российское самосознание являют собой «основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые из поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях».
Анализ исторического развития национального воспитательного идеала в нашей стране доказывает, что государству сегодня необходим «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Цель программы: воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России.
Задачи программы:
- создать условия для формирования познавательных интересов учащихся;
- включить школьников в процесс историко-исследовательского поиска и анализа;
- научить выражать и отстаивать свою собственную позицию;
- сформировать осознанное отношение к ценности человеческой жизни, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и моральному здоровью, духовной безопасности, умение им противостоять;
- укрепить веру в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед прошлым, настоящим и будущим;
- сформировать и развить навыки работы в команде, а также личностные качества учащихся: трудолюбие, бережливость, способность к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата.
Отличительной особенностью данной программы по патриотическому развитию и воспитанию школьников, является работа учащихся на базе школьного музея.
Важным условием реализации программы «Священная для русского война» является использование активных форм и методов обучения: практические занятия, ролевые и деловые игры, ситуационное моделирование, при сохранении традиционных форм занятий. Таким образом, теоретические занятия идут параллельно с практической работой.
Программа «Священная для русского война» рассчитана на 22 часа.
Мотивацией к работе над данной программой является успех. Нравится то, что интересно, доступно и понятно. На занятиях нет места «двойкам», идет процесс освоения знаний, свободный обмен историческими фактами, анализ ситуаций, рассмотрение вопросов роли личности в истории, работа с историческими источниками. Атмосфера творчества дает опыт успешного ученичества.
Возможна корректировка программы, учитывая интерес группы, каждого ученика. Это трудно, но важно. Задача учителя, на мой взгляд, на занятиях данного курса расширить и углубить знания учащихся о событиях Отечественной войны 1812 года, на их основе сформировать патриотические настроения, помочь школьникам занять активную гражданскую позицию в обществе.
В программе даны содержание и основные понятия курса «Священная для русского война»; названы умения и навыки; приведён учебный план с указанием часов, форм проведения занятий, предложен список литературы.
Содержание программы
Введение. Накануне войны 1812 года (3часа).
Россия и Франция перед войной. Социально-экономическое состояние стран. Континентальная блокада и её влияние на развитие стран. Подготовка к войне. Армии сторон.
Русско-французские отношения накануне войны. Дипломатическая дуэль. Доклад Шампаньи. Деятельность М.Б.Барклая-де-Толли на посту военного министра. Подготовка сторон к войне.
Александр II и Наполеон Банопарт.
Война кажется неизбежною. Письма из двенадцатого года.
(Рекомендуемая форма проведения занятий – вводная беседа, практическое занятие, лабораторное исследование писем).
Тема 1. «Мы долго, молча, отступали…» (4 часа).
Начало войны. Переход через Неман. Стратегии армий. Арьергардные бои.
Действия русских армий.
Под Смоленском. Соединение 1-й и 2-й Западных армий. Сражение под Красным. Битва за Смоленск. Бой у Валутиной Горы.
Создание первых партизанских отрядов.
М.И.Кутузов - главнокомандующий русскими армиями. Решения для генерального сражения.
Священная война. Состояния русской души в письмах.
(Рекомендуемая форма проведения занятий: урок-диалог, урок-практикум, ролевая игра)
Тема 2. Великий день Бородина (3 часа).
Перед Бородинским сражением. Бой за Шевардинский редут.
Бой за село Бородино. На флешах Багратиона. Семёновский овраг.
Батарея Раевского. Рейд казаков Платова и кавалерии Уварова.
Действия на Старой Смоленской дороге.
(Рекомендуемая форма проведения занятий: урок-беседа, ролевая игра, урок-проект).
Тема 3.Разгром Наполеоновской армии (3 часа).
Москва 1812 года. Отход русской армии. Военный совет в Филях. Состояние армии Наполеона после Бородина. Французы в Москве.
Тарутинский лагерь. Подготовка к контрнаступлению.
Народная война. Действия партизан и народного ополчения.
Крах «Великой армии». Контрнаступление и преследование армии Наполеона. Разгром армии неприятеля на Березине. Освободительный поход русской армии.
Итоги и значение Отечественной войны 1812 года.
(Рекомендуемая форма проведения занятий: библиотечный урок, урок моделирование ситуации).
Тема 4. 1812 год навечно в памяти народа (3часа).
1812 год в литературе, музыке, живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве.
(Рекомендуемые формы проведения занятий: урок-экскурсия, ролевая игра, литературный салон, театральный урок).
Тема 5. Наследники Великих традиций (2 часа).
Бородинское поле в дни Великой Отечественной войны.
Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник. Ф.А.Рубо и его панорама. Музей панорама Бородинская битва.
(Рекомендуемая форма проведения занятий: урок-путешествие, виртуальная экскурсия).
Тема 6. Их имена в истории 1812 года (2 часа).
Герои войны 1812 года.
М.И.Кутузов, М.Б.Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, М.И.Платов, Н.Н.Раевский, Я.П.Кульнев, П.Х.Витгенштейн, А.П.Тормосов, П.П.Коновницын, П.П.ПаленМ.А.Милорадович, Д.С.Дохтуров, А.И.Горчаков, Л.Л.Беннигсен, Н.А.Тучков.
Заключение. Вести из Двенадцатого года (1 час).
Время, события, люди в письмах участников войны 1812 года и их современников.
(Рекомендуемая форма проведения занятий: по окончанию курса учащиеся выбирают темы творческих работ или наиболее оптимальную форму представления отчетов для публичной защиты, также возможно театрализованное или литературно-музыкальное представление).
Учебно-тематический план
№ п\п |
Тема занятия |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
|
Введение. Накануне войны 1812 года. |
3 |
2 |
1 |
1 |
Россия и Франция перед войной. |
|
1 |
|
2 |
Русско-французские отношения накануне войны. |
|
1 |
|
3 |
Война кажется неизбежною. |
|
|
1 |
|
Тема 1. «Мы долго, молча, отступали…» |
4 |
3 |
1 |
4 |
Начало войны. |
|
1 |
|
5 |
Под Смоленском. |
|
1 |
|
6 |
М.И.Кутузов - главнокомандующий русскими армиями. |
|
1 |
|
7 |
Священная война. |
|
|
1 |
|
Тема 2. Великий день Бородина |
3 |
1 |
2 |
8 |
Перед Бородинским сражением |
|
1 |
|
9 |
Бой за село Бородино. |
|
|
1 |
10 |
Батарея Раевского. |
|
|
1 |
|
Тема 3.Разгром Наполеоновской армии |
3 |
2 |
1 |
11 |
Москва 1812 года. Тарутинский лагерь. |
|
1 |
|
12 |
Народная война. |
|
1 |
|
13 |
Крах «Великой армии». Итоги и значение Отечественной войны 1812 года. |
|
|
1 |
|
Тема 4. 1812 год навечно в памяти народа |
3 |
2 |
1 |
14 |
1812 год в искусстве. |
|
1 |
|
15 - 16 |
Литературно – музыкальный салон. |
|
|
2 |
|
Тема 5. Наследники Великих традиций |
2 |
1 |
1 |
17 |
Бородинское поле в дни Великой Отечественной войны. |
|
1 |
|
18 |
Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник. |
|
|
1 |
|
Тема 6. Их имена в истории 1812 года. |
2 |
|
2 |
19 - 20 |
Герои войны 1812 года. |
|
|
2 |
21 |
Заключение. Вести из Двенадцатого года. |
1 |
|
1 |
22 |
Время, события, люди в письмах участников войны 1812 года и их современников. |
|
|
1 |
Итого |
22 часа |
Основные понятия
Арьергардный бой, батарея, Бородино, военный лагерь, военный совет, генеральное сражение, контрнаступление, народное ополчение, освободительный поход, Отечественная война, партизаны, редут, рейд, стратегия, тактика, флеши.
В результате работы по данной программе школьники должны знать / понимать:
- хронологические рамки Отечественной войны 1812 года, основные события;
- театр военных действий;
- героев войны 1812 года;
- традиции и системы ценностей, сформированные участниками Священной войны;
- источники познания истории войны.
уметь:
- показывать на исторической карте и картосхеме территорию, охваченную военными действиями, места крупных сражений;
- соотносить общее и особенное в истории Отечества и всеобщей истории;
- раскрывать сущность и значение военных традиций для современности, находить их отражение в духовной культуре;
- включить школьников в процесс историко-исследовательского поиска и анализа, используя различные исторические источники;
- научить выражать и отстаивать свою собственную позицию.
использовать знания и умения для:
- осмысления и анализа исторических ситуаций в стране и мире с точки зрения патриота и гражданина;
- оценивая роли личности в истории;
- развития осознанного отношения к ценности человеческой жизни, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и моральному здоровью, духовной безопасности, умение им противостоять;
- формирования и развития навыков работы в команде, а также таких личностных качества учащихся как трудолюбие, бережливость, способность к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
- укрепления веры в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед прошлым, настоящим и будущим;
- выработки формы поведения и действий в соответствии социальными нормами, как Патриота и Гражданина.
Литература для учителя
- Бородино 1812. М., 1988.
- Брагин М.Г. Кутузов. М., 1975.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2011.
- К чести России. М., 1988.
Литература для учащихся
- Великие нашествия и битвы. С.- П., 2002.
- Детская военная энциклопедия. С. –П., М., 2002.
- Митяев А.В. Книга будущих командиров. М., 1974.
- Энциклопедия знаменитых россиян. М., 2001.