Священная для русского война

18.02.2012

Пояснительная записка

Программа «Священная для русского война» направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России.

Сегодня государство устанавливает образованию социальный заказ, согласно которому «общеобразовательные учреждения должны воспитывать патриота и гражданина, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». Это требует поиска принципиально новых подходов к организации внеурочной деятельности школьников, направленной на формирование национального самосознания, гордости за свою Родину, готовности служению Отечеству, гражданской ответственности. Знания и умения, а также сформированные на их основе историко-культурные, духовно-нравственные ценности и российское самосознание являют собой «основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые из поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях».

Анализ исторического развития национального воспитательного идеала в нашей стране доказывает, что государству сегодня необходим «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Цель программы: воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России.

Задачи программы:

  • создать условия для формирования познавательных интересов учащихся;
  • включить школьников в процесс историко-исследовательского поиска и анализа;
  • научить выражать и отстаивать свою собственную позицию;
  • сформировать осознанное отношение к ценности человеческой жизни, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и моральному здоровью, духовной безопасности, умение им противостоять;
  • укрепить веру в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед прошлым, настоящим и будущим;
  • сформировать и развить навыки работы в команде, а также личностные качества учащихся: трудолюбие, бережливость, способность к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата.

Отличительной особенностью данной программы по патриотическому развитию и воспитанию школьников, является работа учащихся на базе школьного музея.

Важным условием реализации программы «Священная для русского война» является использование активных форм и методов обучения: практические занятия, ролевые и деловые игры, ситуационное моделирование, при сохранении традиционных форм занятий. Таким образом, теоретические занятия идут параллельно с практической работой.

Программа «Священная для русского война» рассчитана на 22 часа.

Мотивацией к работе над данной программой является успех. Нравится то, что интересно, доступно и понятно. На занятиях нет места «двойкам», идет процесс освоения знаний, свободный обмен историческими фактами, анализ ситуаций, рассмотрение вопросов роли личности в истории, работа с историческими источниками. Атмосфера творчества дает опыт успешного ученичества.

Возможна корректировка программы, учитывая интерес группы, каждого ученика. Это трудно, но важно. Задача учителя, на мой взгляд, на занятиях данного курса расширить и углубить знания учащихся о событиях Отечественной войны 1812 года, на их основе сформировать патриотические настроения, помочь школьникам занять активную гражданскую позицию в обществе.

В программе даны содержание и основные понятия курса «Священная для русского война»; названы умения и навыки; приведён учебный план с указанием часов, форм проведения занятий, предложен список литературы.

Содержание программы

Введение. Накануне войны 1812 года (3часа).

Россия и Франция перед войной. Социально-экономическое состояние стран. Континентальная блокада и её влияние на развитие стран. Подготовка к войне. Армии сторон.

Русско-французские отношения накануне войны. Дипломатическая дуэль. Доклад Шампаньи. Деятельность М.Б.Барклая-де-Толли на посту военного министра. Подготовка сторон к войне.

Александр II и Наполеон Банопарт.

Война кажется неизбежною. Письма из двенадцатого года.

(Рекомендуемая форма проведения занятий – вводная беседа, практическое занятие, лабораторное исследование писем).

Тема 1. «Мы долго, молча, отступали…» (4 часа).

Начало войны. Переход через Неман. Стратегии армий. Арьергардные бои.

Действия русских армий.

Под Смоленском. Соединение 1-й и 2-й Западных армий. Сражение под Красным. Битва за Смоленск. Бой у Валутиной Горы.

Создание первых партизанских отрядов.

М.И.Кутузов - главнокомандующий русскими армиями. Решения для генерального сражения.

Священная война. Состояния русской души в письмах.

(Рекомендуемая форма проведения занятий: урок-диалог, урок-практикум, ролевая игра)

Тема 2. Великий день Бородина (3 часа).

Перед Бородинским сражением. Бой за Шевардинский редут.

Бой за село Бородино. На флешах Багратиона. Семёновский овраг.

Батарея Раевского. Рейд казаков Платова и кавалерии Уварова.

Действия на Старой Смоленской дороге.

(Рекомендуемая форма проведения занятий: урок-беседа, ролевая игра, урок-проект).

Тема 3.Разгром Наполеоновской армии (3 часа).

Москва 1812 года. Отход русской армии. Военный совет в Филях. Состояние армии Наполеона после Бородина. Французы в Москве.

Тарутинский лагерь. Подготовка к контрнаступлению.

Народная война. Действия партизан и народного ополчения.

Крах «Великой армии». Контрнаступление и преследование армии Наполеона. Разгром армии неприятеля на Березине. Освободительный поход русской армии.

Итоги и значение Отечественной войны 1812 года.

(Рекомендуемая форма проведения занятий: библиотечный урок, урок моделирование ситуации).

Тема 4. 1812 год навечно в памяти народа (3часа).

1812 год в литературе, музыке, живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве.

(Рекомендуемые формы проведения занятий: урок-экскурсия, ролевая игра, литературный салон, театральный урок).

Тема 5. Наследники Великих традиций (2 часа).

Бородинское поле в дни Великой Отечественной войны.

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник. Ф.А.Рубо и его панорама. Музей панорама Бородинская битва.

(Рекомендуемая форма проведения занятий: урок-путешествие, виртуальная экскурсия).

Тема 6. Их имена в истории 1812 года (2 часа).

Герои войны 1812 года.

М.И.Кутузов, М.Б.Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, М.И.Платов, Н.Н.Раевский, Я.П.Кульнев, П.Х.Витгенштейн, А.П.Тормосов, П.П.Коновницын, П.П.ПаленМ.А.Милорадович, Д.С.Дохтуров, А.И.Горчаков, Л.Л.Беннигсен, Н.А.Тучков.

Заключение. Вести из Двенадцатого года (1 час).

Время, события, люди в письмах участников войны 1812 года и их современников.

(Рекомендуемая форма проведения занятий: по окончанию курса учащиеся выбирают темы творческих работ или наиболее оптимальную форму представления отчетов для публичной защиты, также возможно театрализованное или литературно-музыкальное представление).

Учебно-тематический план

№ п\п

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

 

Введение. Накануне войны 1812 года.

3

2

1

1

Россия и Франция перед войной.

 

1

 

2

Русско-французские отношения накануне войны.

 

1

 

3

Война кажется неизбежною.

 

 

1

 

Тема 1. «Мы долго, молча, отступали…»

4

3

1

4

Начало войны.

 

1

 

5

 Под Смоленском.

 

1

 

6

М.И.Кутузов - главнокомандующий русскими армиями.

 

1

 

7

Священная война.

 

 

1

 

Тема 2. Великий день Бородина

3

1

2

8

Перед Бородинским сражением

 

1

 

9

Бой за село Бородино.

 

 

1

10

Батарея Раевского.

 

 

1

 

Тема 3.Разгром Наполеоновской армии

3

2

1

11

Москва 1812 года. Тарутинский лагерь.

 

1

 

12

Народная война.

 

1

 

13

Крах «Великой армии».

Итоги и значение Отечественной войны 1812 года.

 

 

1

 

Тема 4. 1812 год навечно в памяти народа

3

2

1

14

1812 год в искусстве.

 

1

 

15 - 16

Литературно – музыкальный салон.

 

 

2

 

Тема 5. Наследники Великих традиций

2

1

1

17

Бородинское поле в дни Великой Отечественной войны.

 

1

 

18

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

 

 

1

 

Тема 6. Их имена в истории 1812 года.

2

 

2

19 - 20

Герои войны 1812 года.

 

 

2

21

Заключение. Вести из Двенадцатого года.

1

 

1

22

Время, события, люди в письмах участников войны 1812 года и их современников.

 

 

1

Итого

22 часа

 Основные понятия

Арьергардный бой, батарея, Бородино, военный лагерь, военный совет, генеральное сражение, контрнаступление, народное ополчение, освободительный поход, Отечественная война, партизаны, редут, рейд, стратегия, тактика, флеши.

В результате работы по данной программе школьники должны знать / понимать:

  • хронологические рамки Отечественной войны 1812 года, основные события;
  • театр военных действий;
  • героев войны 1812 года;
  • традиции и системы ценностей, сформированные участниками Священной войны;
  • источники познания истории войны.

уметь:

  • показывать на исторической карте и картосхеме территорию, охваченную военными действиями, места крупных сражений;
  • соотносить общее и особенное в истории Отечества и всеобщей истории;
  • раскрывать сущность и значение военных традиций для современности, находить их отражение в духовной культуре;
  • включить школьников в процесс историко-исследовательского поиска и анализа, используя различные исторические источники;
  • научить выражать и отстаивать свою собственную позицию.

использовать знания и умения для:

  • осмысления и анализа исторических ситуаций в стране и мире с точки зрения патриота и гражданина;
  • оценивая роли личности в истории;
  • развития осознанного отношения к ценности человеческой жизни, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и моральному здоровью, духовной безопасности, умение им противостоять;
  • формирования и развития навыков работы в команде, а также таких личностных качества учащихся как трудолюбие, бережливость, способность к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
  • укрепления веры в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед прошлым, настоящим и будущим;
  • выработки формы поведения и действий в соответствии социальными нормами, как Патриота и Гражданина.

Литература для учителя

  1. Бородино 1812. М., 1988.
  2. Брагин М.Г. Кутузов. М., 1975.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2011.
  4. К чести России. М., 1988.

Литература для учащихся

  1. Великие нашествия и битвы. С.- П., 2002.
  2. Детская военная энциклопедия. С. –П., М., 2002.
  3. Митяев А.В. Книга будущих командиров. М., 1974.
  4. Энциклопедия знаменитых россиян. М., 2001.

Пояснительная записка

Программа «Священная для русского война» направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России.

Сегодня государство устанавливает образованию социальный заказ, согласно которому «общеобразовательные учреждения должны воспитывать патриота и гражданина, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». Это требует поиска принципиально новых подходов к организации внеурочной деятельности школьников, направленной на формирование национального самосознания, гордости за свою Родину, готовности служению Отечеству, гражданской ответственности. Знания и умения, а также сформированные на их основе историко-культурные, духовно-нравственные ценности и российское самосознание являют собой «основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые из поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях».

Анализ исторического развития национального воспитательного идеала в нашей стране доказывает, что государству сегодня необходим «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Цель программы: воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России.

Задачи программы:

  • создать условия для формирования познавательных интересов учащихся;
  • включить школьников в процесс историко-исследовательского поиска и анализа;
  • научить выражать и отстаивать свою собственную позицию;
  • сформировать осознанное отношение к ценности человеческой жизни, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и моральному здоровью, духовной безопасности, умение им противостоять;
  • укрепить веру в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед прошлым, настоящим и будущим;
  • сформировать и развить навыки работы в команде, а также личностные качества учащихся: трудолюбие, бережливость, способность к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата.

Отличительной особенностью данной программы по патриотическому развитию и воспитанию школьников, является работа учащихся на базе школьного музея.

Важным условием реализации программы «Священная для русского война» является использование активных форм и методов обучения: практические занятия, ролевые и деловые игры, ситуационное моделирование, при сохранении традиционных форм занятий. Таким образом, теоретические занятия идут параллельно с практической работой.

Программа «Священная для русского война» рассчитана на 22 часа.

Мотивацией к работе над данной программой является успех. Нравится то, что интересно, доступно и понятно. На занятиях нет места «двойкам», идет процесс освоения знаний, свободный обмен историческими фактами, анализ ситуаций, рассмотрение вопросов роли личности в истории, работа с историческими источниками. Атмосфера творчества дает опыт успешного ученичества.

Возможна корректировка программы, учитывая интерес группы, каждого ученика. Это трудно, но важно. Задача учителя, на мой взгляд, на занятиях данного курса расширить и углубить знания учащихся о событиях Отечественной войны 1812 года, на их основе сформировать патриотические настроения, помочь школьникам занять активную гражданскую позицию в обществе.

В программе даны содержание и основные понятия курса «Священная для русского война»; названы умения и навыки; приведён учебный план с указанием часов, форм проведения занятий, предложен список литературы.

Содержание программы

Введение. Накануне войны 1812 года (3часа).

Россия и Франция перед войной. Социально-экономическое состояние стран. Континентальная блокада и её влияние на развитие стран. Подготовка к войне. Армии сторон.

Русско-французские отношения накануне войны. Дипломатическая дуэль. Доклад Шампаньи. Деятельность М.Б.Барклая-де-Толли на посту военного министра. Подготовка сторон к войне.

Александр II и Наполеон Банопарт.

Война кажется неизбежною. Письма из двенадцатого года.

(Рекомендуемая форма проведения занятий – вводная беседа, практическое занятие, лабораторное исследование писем).

Тема 1. «Мы долго, молча, отступали…» (4 часа).

Начало войны. Переход через Неман. Стратегии армий. Арьергардные бои.

Действия русских армий.

Под Смоленском. Соединение 1-й и 2-й Западных армий. Сражение под Красным. Битва за Смоленск. Бой у Валутиной Горы.

Создание первых партизанских отрядов.

М.И.Кутузов - главнокомандующий русскими армиями. Решения для генерального сражения.

Священная война. Состояния русской души в письмах.

(Рекомендуемая форма проведения занятий: урок-диалог, урок-практикум, ролевая игра)

Тема 2. Великий день Бородина (3 часа).

Перед Бородинским сражением. Бой за Шевардинский редут.

Бой за село Бородино. На флешах Багратиона. Семёновский овраг.

Батарея Раевского. Рейд казаков Платова и кавалерии Уварова.

Действия на Старой Смоленской дороге.

(Рекомендуемая форма проведения занятий: урок-беседа, ролевая игра, урок-проект).

Тема 3.Разгром Наполеоновской армии (3 часа).

Москва 1812 года. Отход русской армии. Военный совет в Филях. Состояние армии Наполеона после Бородина. Французы в Москве.

Тарутинский лагерь. Подготовка к контрнаступлению.

Народная война. Действия партизан и народного ополчения.

Крах «Великой армии». Контрнаступление и преследование армии Наполеона. Разгром армии неприятеля на Березине. Освободительный поход русской армии.

Итоги и значение Отечественной войны 1812 года.

(Рекомендуемая форма проведения занятий: библиотечный урок, урок моделирование ситуации).

Тема 4. 1812 год навечно в памяти народа (3часа).

1812 год в литературе, музыке, живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве.

(Рекомендуемые формы проведения занятий: урок-экскурсия, ролевая игра, литературный салон, театральный урок).

Тема 5. Наследники Великих традиций (2 часа).

Бородинское поле в дни Великой Отечественной войны.

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник. Ф.А.Рубо и его панорама. Музей панорама Бородинская битва.

(Рекомендуемая форма проведения занятий: урок-путешествие, виртуальная экскурсия).

Тема 6. Их имена в истории 1812 года (2 часа).

Герои войны 1812 года.

М.И.Кутузов, М.Б.Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, М.И.Платов, Н.Н.Раевский, Я.П.Кульнев, П.Х.Витгенштейн, А.П.Тормосов, П.П.Коновницын, П.П.ПаленМ.А.Милорадович, Д.С.Дохтуров, А.И.Горчаков, Л.Л.Беннигсен, Н.А.Тучков.

Заключение. Вести из Двенадцатого года (1 час).

Время, события, люди в письмах участников войны 1812 года и их современников.

(Рекомендуемая форма проведения занятий: по окончанию курса учащиеся выбирают темы творческих работ или наиболее оптимальную форму представления отчетов для публичной защиты, также возможно театрализованное или литературно-музыкальное представление).

Учебно-тематический план

№ п\п

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

 

Введение. Накануне войны 1812 года.

3

2

1

1

Россия и Франция перед войной.

 

1

 

2

Русско-французские отношения накануне войны.

 

1

 

3

Война кажется неизбежною.

 

 

1

 

Тема 1. «Мы долго, молча, отступали…»

4

3

1

4

Начало войны.

 

1

 

5

 Под Смоленском.

 

1

 

6

М.И.Кутузов - главнокомандующий русскими армиями.

 

1

 

7

Священная война.

 

 

1

 

Тема 2. Великий день Бородина

3

1

2

8

Перед Бородинским сражением

 

1

 

9

Бой за село Бородино.

 

 

1

10

Батарея Раевского.

 

 

1

 

Тема 3.Разгром Наполеоновской армии

3

2

1

11

Москва 1812 года. Тарутинский лагерь.

 

1

 

12

Народная война.

 

1

 

13

Крах «Великой армии».

Итоги и значение Отечественной войны 1812 года.

 

 

1

 

Тема 4. 1812 год навечно в памяти народа

3

2

1

14

1812 год в искусстве.

 

1

 

15 - 16

Литературно – музыкальный салон.

 

 

2

 

Тема 5. Наследники Великих традиций

2

1

1

17

Бородинское поле в дни Великой Отечественной войны.

 

1

 

18

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

 

 

1

 

Тема 6. Их имена в истории 1812 года.

2

 

2

19 - 20

Герои войны 1812 года.

 

 

2

21

Заключение. Вести из Двенадцатого года.

1

 

1

22

Время, события, люди в письмах участников войны 1812 года и их современников.

 

 

1

Итого

22 часа

 Основные понятия

Арьергардный бой, батарея, Бородино, военный лагерь, военный совет, генеральное сражение, контрнаступление, народное ополчение, освободительный поход, Отечественная война, партизаны, редут, рейд, стратегия, тактика, флеши.

В результате работы по данной программе школьники должны знать / понимать:

  • хронологические рамки Отечественной войны 1812 года, основные события;
  • театр военных действий;
  • героев войны 1812 года;
  • традиции и системы ценностей, сформированные участниками Священной войны;
  • источники познания истории войны.

уметь:

  • показывать на исторической карте и картосхеме территорию, охваченную военными действиями, места крупных сражений;
  • соотносить общее и особенное в истории Отечества и всеобщей истории;
  • раскрывать сущность и значение военных традиций для современности, находить их отражение в духовной культуре;
  • включить школьников в процесс историко-исследовательского поиска и анализа, используя различные исторические источники;
  • научить выражать и отстаивать свою собственную позицию.

использовать знания и умения для:

  • осмысления и анализа исторических ситуаций в стране и мире с точки зрения патриота и гражданина;
  • оценивая роли личности в истории;
  • развития осознанного отношения к ценности человеческой жизни, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и моральному здоровью, духовной безопасности, умение им противостоять;
  • формирования и развития навыков работы в команде, а также таких личностных качества учащихся как трудолюбие, бережливость, способность к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
  • укрепления веры в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед прошлым, настоящим и будущим;
  • выработки формы поведения и действий в соответствии социальными нормами, как Патриота и Гражданина.

Литература для учителя

  1. Бородино 1812. М., 1988.
  2. Брагин М.Г. Кутузов. М., 1975.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2011.
  4. К чести России. М., 1988.

Литература для учащихся

  1. Великие нашествия и битвы. С.- П., 2002.
  2. Детская военная энциклопедия. С. –П., М., 2002.
  3. Митяев А.В. Книга будущих командиров. М., 1974.
  4. Энциклопедия знаменитых россиян. М., 2001.

Пояснительная записка

Программа «Священная для русского война» направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России.

Сегодня государство устанавливает образованию социальный заказ, согласно которому «общеобразовательные учреждения должны воспитывать патриота и гражданина, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». Это требует поиска принципиально новых подходов к организации внеурочной деятельности школьников, направленной на формирование национального самосознания, гордости за свою Родину, готовности служению Отечеству, гражданской ответственности. Знания и умения, а также сформированные на их основе историко-культурные, духовно-нравственные ценности и российское самосознание являют собой «основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые из поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях».

Анализ исторического развития национального воспитательного идеала в нашей стране доказывает, что государству сегодня необходим «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Цель программы: воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России.

Задачи программы:

  • создать условия для формирования познавательных интересов учащихся;
  • включить школьников в процесс историко-исследовательского поиска и анализа;
  • научить выражать и отстаивать свою собственную позицию;
  • сформировать осознанное отношение к ценности человеческой жизни, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и моральному здоровью, духовной безопасности, умение им противостоять;
  • укрепить веру в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед прошлым, настоящим и будущим;
  • сформировать и развить навыки работы в команде, а также личностные качества учащихся: трудолюбие, бережливость, способность к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата.

Отличительной особенностью данной программы по патриотическому развитию и воспитанию школьников, является работа учащихся на базе школьного музея.

Важным условием реализации программы «Священная для русского война» является использование активных форм и методов обучения: практические занятия, ролевые и деловые игры, ситуационное моделирование, при сохранении традиционных форм занятий. Таким образом, теоретические занятия идут параллельно с практической работой.

Программа «Священная для русского война» рассчитана на 22 часа.

Мотивацией к работе над данной программой является успех. Нравится то, что интересно, доступно и понятно. На занятиях нет места «двойкам», идет процесс освоения знаний, свободный обмен историческими фактами, анализ ситуаций, рассмотрение вопросов роли личности в истории, работа с историческими источниками. Атмосфера творчества дает опыт успешного ученичества.

Возможна корректировка программы, учитывая интерес группы, каждого ученика. Это трудно, но важно. Задача учителя, на мой взгляд, на занятиях данного курса расширить и углубить знания учащихся о событиях Отечественной войны 1812 года, на их основе сформировать патриотические настроения, помочь школьникам занять активную гражданскую позицию в обществе.

В программе даны содержание и основные понятия курса «Священная для русского война»; названы умения и навыки; приведён учебный план с указанием часов, форм проведения занятий, предложен список литературы.

Содержание программы

Введение. Накануне войны 1812 года (3часа).

Россия и Франция перед войной. Социально-экономическое состояние стран. Континентальная блокада и её влияние на развитие стран. Подготовка к войне. Армии сторон.

Русско-французские отношения накануне войны. Дипломатическая дуэль. Доклад Шампаньи. Деятельность М.Б.Барклая-де-Толли на посту военного министра. Подготовка сторон к войне.

Александр II и Наполеон Банопарт.

Война кажется неизбежною. Письма из двенадцатого года.

(Рекомендуемая форма проведения занятий – вводная беседа, практическое занятие, лабораторное исследование писем).

Тема 1. «Мы долго, молча, отступали…» (4 часа).

Начало войны. Переход через Неман. Стратегии армий. Арьергардные бои.

Действия русских армий.

Под Смоленском. Соединение 1-й и 2-й Западных армий. Сражение под Красным. Битва за Смоленск. Бой у Валутиной Горы.

Создание первых партизанских отрядов.

М.И.Кутузов - главнокомандующий русскими армиями. Решения для генерального сражения.

Священная война. Состояния русской души в письмах.

(Рекомендуемая форма проведения занятий: урок-диалог, урок-практикум, ролевая игра)

Тема 2. Великий день Бородина (3 часа).

Перед Бородинским сражением. Бой за Шевардинский редут.

Бой за село Бородино. На флешах Багратиона. Семёновский овраг.

Батарея Раевского. Рейд казаков Платова и кавалерии Уварова.

Действия на Старой Смоленской дороге.

(Рекомендуемая форма проведения занятий: урок-беседа, ролевая игра, урок-проект).

Тема 3.Разгром Наполеоновской армии (3 часа).

Москва 1812 года. Отход русской армии. Военный совет в Филях. Состояние армии Наполеона после Бородина. Французы в Москве.

Тарутинский лагерь. Подготовка к контрнаступлению.

Народная война. Действия партизан и народного ополчения.

Крах «Великой армии». Контрнаступление и преследование армии Наполеона. Разгром армии неприятеля на Березине. Освободительный поход русской армии.

Итоги и значение Отечественной войны 1812 года.

(Рекомендуемая форма проведения занятий: библиотечный урок, урок моделирование ситуации).

Тема 4. 1812 год навечно в памяти народа (3часа).

1812 год в литературе, музыке, живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве.

(Рекомендуемые формы проведения занятий: урок-экскурсия, ролевая игра, литературный салон, театральный урок).

Тема 5. Наследники Великих традиций (2 часа).

Бородинское поле в дни Великой Отечественной войны.

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник. Ф.А.Рубо и его панорама. Музей панорама Бородинская битва.

(Рекомендуемая форма проведения занятий: урок-путешествие, виртуальная экскурсия).

Тема 6. Их имена в истории 1812 года (2 часа).

Герои войны 1812 года.

М.И.Кутузов, М.Б.Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, М.И.Платов, Н.Н.Раевский, Я.П.Кульнев, П.Х.Витгенштейн, А.П.Тормосов, П.П.Коновницын, П.П.ПаленМ.А.Милорадович, Д.С.Дохтуров, А.И.Горчаков, Л.Л.Беннигсен, Н.А.Тучков.

Заключение. Вести из Двенадцатого года (1 час).

Время, события, люди в письмах участников войны 1812 года и их современников.

(Рекомендуемая форма проведения занятий: по окончанию курса учащиеся выбирают темы творческих работ или наиболее оптимальную форму представления отчетов для публичной защиты, также возможно театрализованное или литературно-музыкальное представление).

Учебно-тематический план

№ п\п

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

 

Введение. Накануне войны 1812 года.

3

2

1

1

Россия и Франция перед войной.

 

1

 

2

Русско-французские отношения накануне войны.

 

1

 

3

Война кажется неизбежною.

 

 

1

 

Тема 1. «Мы долго, молча, отступали…»

4

3

1

4

Начало войны.

 

1

 

5

 Под Смоленском.

 

1

 

6

М.И.Кутузов - главнокомандующий русскими армиями.

 

1

 

7

Священная война.

 

 

1

 

Тема 2. Великий день Бородина

3

1

2

8

Перед Бородинским сражением

 

1

 

9

Бой за село Бородино.

 

 

1

10

Батарея Раевского.

 

 

1

 

Тема 3.Разгром Наполеоновской армии

3

2

1

11

Москва 1812 года. Тарутинский лагерь.

 

1

 

12

Народная война.

 

1

 

13

Крах «Великой армии».

Итоги и значение Отечественной войны 1812 года.

 

 

1

 

Тема 4. 1812 год навечно в памяти народа

3

2

1

14

1812 год в искусстве.

 

1

 

15 - 16

Литературно – музыкальный салон.

 

 

2

 

Тема 5. Наследники Великих традиций

2

1

1

17

Бородинское поле в дни Великой Отечественной войны.

 

1

 

18

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

 

 

1

 

Тема 6. Их имена в истории 1812 года.

2

 

2

19 - 20

Герои войны 1812 года.

 

 

2

21

Заключение. Вести из Двенадцатого года.

1

 

1

22

Время, события, люди в письмах участников войны 1812 года и их современников.

 

 

1

Итого

22 часа

 Основные понятия

Арьергардный бой, батарея, Бородино, военный лагерь, военный совет, генеральное сражение, контрнаступление, народное ополчение, освободительный поход, Отечественная война, партизаны, редут, рейд, стратегия, тактика, флеши.

В результате работы по данной программе школьники должны знать / понимать:

  • хронологические рамки Отечественной войны 1812 года, основные события;
  • театр военных действий;
  • героев войны 1812 года;
  • традиции и системы ценностей, сформированные участниками Священной войны;
  • источники познания истории войны.

уметь:

  • показывать на исторической карте и картосхеме территорию, охваченную военными действиями, места крупных сражений;
  • соотносить общее и особенное в истории Отечества и всеобщей истории;
  • раскрывать сущность и значение военных традиций для современности, находить их отражение в духовной культуре;
  • включить школьников в процесс историко-исследовательского поиска и анализа, используя различные исторические источники;
  • научить выражать и отстаивать свою собственную позицию.

использовать знания и умения для:

  • осмысления и анализа исторических ситуаций в стране и мире с точки зрения патриота и гражданина;
  • оценивая роли личности в истории;
  • развития осознанного отношения к ценности человеческой жизни, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и моральному здоровью, духовной безопасности, умение им противостоять;
  • формирования и развития навыков работы в команде, а также таких личностных качества учащихся как трудолюбие, бережливость, способность к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
  • укрепления веры в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед прошлым, настоящим и будущим;
  • выработки формы поведения и действий в соответствии социальными нормами, как Патриота и Гражданина.

Литература для учителя

  1. Бородино 1812. М., 1988.
  2. Брагин М.Г. Кутузов. М., 1975.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2011.
  4. К чести России. М., 1988.

Литература для учащихся

  1. Великие нашествия и битвы. С.- П., 2002.
  2. Детская военная энциклопедия. С. –П., М., 2002.
  3. Митяев А.В. Книга будущих командиров. М., 1974.
  4. Энциклопедия знаменитых россиян. М., 2001.

aid: 611344