Старший дошкольный возраст - это возраст наибольших достижений ребенка. Активно развивается познавательный интерес к своему внутреннему миру и окружающему миру. В этот период ребенок уже умеет разыгрывать сложные сюжеты, привлекает большое количество участников. При этом игры могут продолжаться в течении длительного времени. В играх у дошкольника формируются устойчивые привязанности между детьми. Старшие дошкольники охотно вступают в диалог со взрослыми, обсуждая самые разные проблемы, что говорит об их расширяющимся сознании и готовности впитывать сведения. В этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. Ребенок проявляет первые шаги лидерства: придумывает игры с правилами, стремится самоутвердиться в коллективе, у него появляется мотивация на результат. Ребенок стремится быть самостоятельным, независимым, значимым, но не всегда ему хватает умений и навыков в выборе средств. В процессе общения со сверстниками развивается и самооценка детей, которая становиться все более адекватной. Сравнивая себя окружающими детьми, ребенок более точно представляет себе свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.
Особенно важным аспектом развития дошкольника является формирование нравственных установок становление морального сознания. На моральное развитие влияют различные причины, но в качестве важнейшего выступает уровень мышления. В этот период мышление ребенка достигает высокого уровня, наиболее значимую роль играет образное и схематическое мышление. Он оказывается способным видеть весьма сложные взаимосвязи между различными явлениями.
Данный период является кризисным периодом. Очень часто в этот период возникают проблемы с эмоциональной сферой ребенка, появляются признаки тревожности, агрессивности, появляются проблемы в общении со сверстниками.
С одной стороны ребенок еще является дошкольником, а с другой - у него появляется потребность в новом социальном статусе. Именно в это время необходимо начинать готовить ребенка к поступлению в школу, формировать мотивацию к учебной деятельности, развивать коммуникативные навыки и работать над эмоционально-волевой сферой.
Целью данной программы является создание психологических условий для готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
- развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление ,воображение и т.д.);
- формирование эмоционально-волевой сферы и развитие саморегуляции;
- развитие коммуникативных способностей, навыков общения и предотвращение возможных трудностей в общении с другими детьми;
- формирование учебной мотивации.
В основе программы лежат следующие принципы:
- принцип безопасности;
- принцип положительного подкрепления;
- принцип доверия (откровенности) - мы доверяем друг другу;
- индивидуальный подход, учитывающий "зону ближайшего развития" ребенка.
Программа разработана в целях осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста 6–7 лет через групповые занятия.
Доброжелательная атмосфера на занятиях, специальные приемы способствуют формированию у дошкольников правильного отношения к ошибкам, развивают уверенность в себе, помогают преодолеть страх выполнить задание неверно.
Учитывая ведущий вид деятельности данного возраста наши занятия проводятся в игровой, увлекательной форме с использованием творческих упражнений. Именно в игре дети попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в действии. В программе мы используем коллективные игры, позволяющие детям научиться
взаимодействовать, сотрудничать со сверстниками и в то же время проявить свою индивидуальность. Специальные психологические игры направлены на развитие эмоционального мира дошкольников, учат их понимать свои чувства и эмоциональные состояния других людей. Также в планы наших занятий включены игры и упражнения на развитие познавательных процессов: произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти, восприятия, мышления, творческого воображения. Таким образом, у ребенка формируется познавательный интерес, желание учиться.
Результатом данной программы является формирование учебной мотивации у старшего дошкольного возраста, развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, а также эмоционально- волевой сферы.
По окончанию данной программы будут даны психолого-педагогические рекомендации родителям по вопросам воспитания и обучения ребенка.
Для проведения коререкционно-развивающих занятий используется просторное помещение со столами и стульями по количеству участников.
Продолжительность каждого занятия 30 минут.
Структура занятий:
1. Вводная часть (настрой).
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
Используемый материал: индивидуально для каждого бланки приложений, наглядный пособия.
Оборудование: магнитофон, диски со спокойной инструментальной музыкой, цветные карандаши, фломастеры, белые листы бумаги формата А4.
Всего занятий - 19, по одному занятию в неделю. (Приложение)
Список литературы
1. Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М.: Дрофа, 2004.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический проект, 2000.
3. Корнеева Е.Н. Ох уж эти первоклашки! – Ярославль, 1999.
4. Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Готовимся к школе. Пособие для будущих первоклассников. Москва, 2009.
5. Лесина С.В., Попова Г.П. Коррекционно-развивающие занятии и мероприятия. – Волгаград: Учитель, 2010.
6. Морозова О.В. Я иду в школу. / Большая книга о школе для маленьких детей. Ростов н / Д: “Феникс”, 2000.
7. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2001.
8. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. “Феникс”, 2004.