Программа по подготовке детей старшего дошкольного возраста к искомому обучению "Тропинка к школе"

Разделы: Работа с дошкольниками


Старший дошкольный возраст - это возраст наибольших достижений ребенка. Активно развивается познавательный интерес к своему внутреннему миру и окружающему миру. В этот период ребенок уже умеет разыгрывать сложные сюжеты, привлекает большое количество участников. При этом игры могут продолжаться в течении длительного времени. В играх у дошкольника формируются устойчивые привязанности между детьми. Старшие дошкольники охотно вступают в диалог со взрослыми, обсуждая самые разные проблемы, что говорит об их расширяющимся сознании и готовности впитывать сведения. В этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. Ребенок проявляет первые шаги лидерства: придумывает игры с правилами, стремится самоутвердиться в коллективе, у него появляется мотивация на результат. Ребенок стремится быть самостоятельным, независимым, значимым, но не всегда ему хватает умений и навыков в выборе средств. В процессе общения со сверстниками развивается и самооценка детей, которая становиться все более адекватной. Сравнивая себя окружающими детьми, ребенок более точно представляет себе свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.

Особенно важным аспектом развития дошкольника является формирование нравственных установок становление морального сознания. На моральное развитие влияют различные причины, но в качестве важнейшего выступает уровень мышления. В этот период мышление ребенка достигает высокого уровня, наиболее значимую роль играет образное и схематическое мышление. Он оказывается способным видеть весьма сложные взаимосвязи между различными явлениями.

Данный период является кризисным периодом. Очень часто в этот период возникают проблемы с эмоциональной сферой ребенка, появляются признаки тревожности, агрессивности, появляются проблемы в общении со сверстниками.

С одной стороны ребенок еще является дошкольником, а с другой - у него появляется потребность в новом социальном статусе. Именно в это время необходимо начинать готовить ребенка к поступлению в школу, формировать мотивацию к учебной деятельности, развивать коммуникативные навыки и работать над эмоционально-волевой сферой.

Целью данной программы является создание психологических условий для готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

- развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление ,воображение и т.д.);

- формирование эмоционально-волевой сферы и развитие саморегуляции;

- развитие коммуникативных способностей, навыков общения и предотвращение возможных трудностей в общении с другими детьми;

- формирование учебной мотивации.

В основе программы лежат следующие принципы:

- принцип безопасности;

- принцип положительного подкрепления;

- принцип доверия (откровенности) - мы доверяем друг другу;

- индивидуальный подход, учитывающий "зону ближайшего развития" ребенка.

Программа разработана в целях осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста 6–7 лет через групповые занятия.

Доброжелательная атмосфера на занятиях, специальные приемы способствуют формированию у дошкольников правильного отношения к ошибкам, развивают уверенность в себе, помогают преодолеть страх выполнить задание неверно.

Учитывая ведущий вид деятельности данного возраста наши занятия проводятся в игровой, увлекательной форме с использованием творческих упражнений. Именно в игре дети попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в действии. В программе мы используем коллективные игры, позволяющие детям научиться

взаимодействовать, сотрудничать со сверстниками и в то же время проявить свою индивидуальность. Специальные психологические игры направлены на развитие эмоционального мира дошкольников, учат их понимать свои чувства и эмоциональные состояния других людей. Также в планы наших занятий включены игры и упражнения на развитие познавательных процессов: произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти, восприятия, мышления, творческого воображения. Таким образом, у ребенка формируется познавательный интерес, желание учиться.

Результатом данной программы является формирование учебной мотивации у старшего дошкольного возраста, развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, а также эмоционально- волевой сферы.

По окончанию данной программы будут даны психолого-педагогические рекомендации родителям по вопросам воспитания и обучения ребенка.

Для проведения коререкционно-развивающих занятий используется просторное помещение со столами и стульями по количеству участников.

Продолжительность каждого занятия 30 минут.

Структура занятий:

1. Вводная часть (настрой).

2. Основная часть.

3. Заключительная часть.

Используемый материал: индивидуально для каждого бланки приложений, наглядный пособия.

Оборудование: магнитофон, диски со спокойной инструментальной музыкой, цветные карандаши, фломастеры, белые листы бумаги формата А4.

Всего занятий - 19, по одному занятию в неделю. (Приложение)

Список литературы

1. Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М.: Дрофа, 2004.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический проект, 2000.

3. Корнеева Е.Н. Ох уж эти первоклашки!  – Ярославль, 1999.

4. Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Готовимся к школе. Пособие для будущих первоклассников. Москва, 2009.

5. Лесина С.В., Попова Г.П. Коррекционно-развивающие занятии и мероприятия. – Волгаград: Учитель, 2010.

6. Морозова О.В. Я иду в школу. / Большая книга о школе для маленьких детей. Ростов н / Д: “Феникс”, 2000.

7. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2001.

8. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. “Феникс”, 2004.