Мир сегодня переживает период, изобилующий противоречиями, одним из которых является противопоставление духовно-нравственных ценностей и ценностей материальных. Ориентация личности на важнейшие принципы человеческой нравственности уходит на второй план. Настоящим стихийным бедствием следует считать бесконечный поток безнравственной по своей сути информации, обрушивающийся на людей, а особенно на детей, с телеэкрана, радио, газет, глянцевых журналов, несущий в себе огромную разрушительную силу, сметающий на своём пути веками устоявшиеся духовно-нравственные общечеловеческие ценности, связанные идеями добра и зла.
Современные образовательные программы старательно обходят стороной русских классиков, подробности их биографии, их лучшие произведения. Районная Олимпиада 2011 года по литературному чтению среди четвёртых классов показала, что на вопрос " Кто является солнцем русской поэзии?" ответило только 30% детей (данные по Дзержинскому району предоставила Литасова Л.Ю., председатель комиссии).
Качественный анализ по тесту О.Ореховой "Домики" показал, что интерес к чтению присутствует только у 41% детей первого класса, а отрицательное отношение к чтению имеют 23% первоклассников; не испытывают интереса к чтению 35% детей.
По методике Н.Я.Большуновой "Четыре вопроса" на выявление определяющих, жизненно важных ценностей школьников 4 класса нами были получены результаты, указывающие на то, что большая часть ребят в первую очередь обозначает для себя эгоцентрические ценности. Так, пожелали что-то для себя и своих близких 49% учеников, для всех - 33% , ничего не пожелали бы сделать 11% и дали уклончивый ответ 5% ребят. На вопрос "Что вы больше всего цените в жизни?" 66% детей 4 класса выбрало семью, себя - 22%, друзей выбрало 27%, жизнь - 22%, конкретные бытовые вещи - 33%. На вопрос "Что вы больше всего ненавидите в жизни?" – “Зло” ответило 22%, грубость - 11%, слёзы - 50%. На вопрос "Чего вы больше всего боитесь в жизни ?" - "Смерти" – ответило 11%, болезни - 16%, конкретных событий - 44%. “Если бы вы были волшебником, что бы вы сделали в первую очередь?” - “Дал счастье” и “Уничтожил зло” по 5% детей, удовольствие выбрало 16% детей. Ничего не стали бы делать - 11% и 5% дало уклончивый ответ.
По методике Н. Ковалёвой "Цветик-Семицветик" на выявление определяющих, жизненно важных ценностей детей дошкольного и младшего школьного возраста (1, 2 кл.) нами также были получены результаты, указывающие на то, что большая часть испытуемых в первую очередь обозначают эгоцентрические ценности, причём с возрастом эта тенденция увеличивается. Так, в выборке детей 5-6 лет материальных ценностей пожелали 63% детей; среди детей 6-7 лет 78%; среди школьников 1 класса 72%; второклассники 75%. Если в выборке детей 5-6 лет перечень ответов, направленных на близких людей, на себя и на весь мир имеет одинаковое процентное соотношение: 45%-45%-45%, то с увеличением возраста процентное соотношение меняется следующим образом: 6-7 лет:15%-26%-21%; 7-8 лет: 27%-20%-27%; 8-9 лет 14%-28%-25%.
Таким образом, исследование показывает, что, безусловно, в современной школе существует проблема низкого уровня духовно-нравственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, проявляющаяся в выраженности уже в этом возрасте прагматизма, доминанты материального благополучия, аксиологической неопределенности, отсутствия интереса к чтению и др.. В качестве одного из вариантов решения проблемы мы предлагаем программу "Копилка памяти России: история и современность".
Цель данной программы: духовно-нравственное и социокультурное развитие дошкольников и младших школьников, освоение общечеловеческих и национальных ценностей, приобщение детей к истокам русской народной культуры и истории.
Основными задачами программы являются: воспитание высоконравственной личности, осознающей смысл своего жизненного назначения; воспитание в детях чувства любви к ближнему, любви к Родине, чувства патриотизма как важнейшей нравственной и духовной основы человека; создание системы взаимодействия с семьей в области духовно-нравственного воспитания.
Согласно положениям второго стандарта образования психолог является полноценным участником учебного процесса, поэтому реализация данной программы дает специалисту возможность увидеть ситуацию изнутри, помочь ребенку как ученику и как человеку. Поэтому, одна из важнейших задач психологического сопровождения сегодня - задача стратегическая - развитие этнического самосознания, понимания, ощущения себя представителем своей культуры.
Так как духовно-нравственное образование невозможно вне семьи, в это образовательное пространство включаются и родители, посредством своего участия в "Семейном клубе", созданном для систематической работы по просвещению родителей в виде лекций, бесед на диалоговой основе по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, развития семейных отношений на основе культурно-исторических традиций российского народа.
Согласно принципу преемственности программа включает в себя работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В процессе работы удалось наладить деловое сотрудничество с детской библиотекой Железнодорожного района им. В.И.Даля, Музеем Сибирской книги. Совместными усилиями творческого коллектива Прогимназии №2 удалось создать площадку по духовно-нравственному воспитанию, в основе которой лежит деятельностный подход, соединяющий игровую, учебную и внеучебную деятельность.
Программа реализуется психологом посредством учебных и игровых занятий с дошкольниками и в форме уроков с младшими школьниками.
Обязательным фрагментом каждого занятия является пение, слушание музыки, чтение и обсуждение с детьми специально подобранных художественных произведений или народного фольклора, тематическая беседа на диалоговой основе. Каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисование, аппликации, лепки, театрализации.
Занятия вызывают живой интерес как учащихся, так и их родителей. Уже на начальном этапе реализации программы родительским комитетом второго класса были закуплены альбомы "Музеи мира. Третьяковская галерея" на каждого ребёнка. Дети с удовольствием включились в работу по изучению русских традиций через призму исторических событий, с удовольствием рисуют или пишут сочинения по теме урока.
Замечательно, что в процессе реализации программы дети начинают осознавать семью как свою главную ценность. Вот примеры сочинений детей на тему "Моя семья".
"Мне нравится садиться на колени у тумбочки и разглядывать папины медали. Я люблю свою семью!!! Семья - это моё сердце, моя душа, моя радость!" Маша Ю. 10 лет.
"В семье главное понимать друг друга и никогда не говорить друг другу плохих слов, потому что от этого семья может разрушиться!" Елизавета Л. 9 лет.
"Кто родителей почитает, тот вовек не умирает. Моя семья-это у меня всё! Папа в любую минуту может поддержать меня. Лучше него у меня нет никого!" Игорь Н. 10 лет.
Мы предполагаем, что в середине и в конце года по итогам реализации программы будет проведена повторная диагностика данных возрастных групп, и ожидаем, что ценностный уровень детей станет выше. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения - сотрудничество родителей, психолога, детей, педагогов, воспитателей - должно стать отправной точкой в деле воспитания высоконравственной личности и гражданина своего Отечества.
Мы считаем, что на данном этапе реализации программы необходимо повысить интерес детей и родителей к семейному чтению. Детям важно различать “чёрное” и “белое”, хорошее и плохое, ведь детская психика не знает полутонов. Отец и мать должны успеть вложить в детское сердце и душу всё самое доброе и прекрасное окружающего мира. Начинать нужно с самого детства и начинать нужно с чтения. Научить детей любить книгу, она - лучший помощник в освоении чадом духовно-нравственных основ: "Книга - лучший подарок", "Книга-источник знаний", - мы забыли эти прописные истины. Совместное чтение сближает семью, научает ребёнка рассуждать, мыслить. Конечно, кроха не всегда в состоянии понять прочитанное родителями, но зато малыш в состоянии разобраться в голосовых интонациях близких, увидеть чудесные нарисованные образы, иллюстрации, например, таких потрясающих детских художников как Ю.Васнецов, Э.Булатов, О.Васильев, В.Сутеев, В.Чижиков. Надо быть разборчивым в выборе книг, пусть ребёнок увидит настоящую классику детского художественного жанра, а не выполненных на компьютере, обезличенных роботов. Книжки-игрушки В.Сутеева, Г.Цыферова, русские народные сказки, яркие, самобытные - всё это залог успешного чтения малышу от рождения до трёх лет. При выборе литературы для детей постарше (от 3-до 5 лет) надо ориентироваться на таких, проверенных временем, писателей как К.Чуковский, С.Михалков, С.Маршак. Из современных детских писателей – Т.Крючкова, В.Берестов, а так же считалки, загадки, сказки. В этом возрастном периоде дети хорошо воспринимают устное народное творчество: потешки, песни, хороводы.
Для духовно – нравственного развития детей 7-10лет, приобщения их к отечественной культуре полезно читать и обсуждать пословицы и поговорки русского народа, тем более, что пословица возникла как отклик на введение христианства. Младшие школьники живо воспринимают страницы из русской истории, например, из серии книг выпущенных издательством “Белый город” - великолепные иллюстрации, картины русских художников, живой язык, понятный детям.
Сказки Андерсена (в переводе А.Ганзена), современные авторы - М.Бородицкая, А.Усачёв, В.Воскобойников, И.Токмакова - эти книги, прочитанные вместе с ребёнком, оставят в его душе глубокий след.
Взаимопомощь и дружба животных в книгах В.Бианки, Н.Сладкова, Г.Скребицкого, а также произведения из альманаха “Искра любви” (сост. Стацевич О.) никого не оставит равнодушным. И, конечно же, вспомните о русских писателях – И.Шмелёве, В.Никифорове-Волгине. Возможно, благодаря повести “Серебряная метель” ребёнок впервые задумается о смысле кондака праздника Рождества Христова: “Мама, а ведь и правда, не волки со звездою путешествуют, а “Волсви со звездою путешествуют”…
Из периодической литературы этого возраста мы рекомендуем журналы “Мурзилка”, “Шишкин лес”, “Читайка”, “Православная семья”, “Свечечка”, “Божий мир”. Надо читать с детьми духовную поэзию великих А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Тютчева, И.Сурикова. Надо научить видеть сюжеты художественных полотен Ю.Васнецова, А.Рублёва, В.Пукирева. Мы предлагаем книгу А.Усачёва “Прогулки по Третьяковской галерее”, которая поможет в этом.
Рассказать дочери-подростку о том, что на картине В.Пукирева “Неравный брак” изображена невеста художника и сам художник. Девушка, предав свою любовь, от нужды вышла замуж за состоятельного старика. Но жизнь ради денег не удалась, и бедняжка закончила её в богадельне.
Сыну-подростку будут интересны рассказы о великих русских полководцах: Ф.Ушакове, А.Суворове, М.Кутузове, журналы “Юный эрудит”, “Муравейник”, “Юный натуралист”. У родителей может возникнуть вопрос: “Где взять эту литературу?”. Мы предлагаем идти в библиотеку, вернее вернуться в библиотеку и записать туда ребёнка, сделать чтение приятным и важным занятием для всей семьи. Например, детская библиотека им.В. Даля ежемесячно проводит “Семейный клуб”- встречи вместе с детьми и их родителями на актуальные темы, проводятся занятия с дошкольниками по краеведению и истории Новосибирска (“Школа дедушки-краеведушки”), идёт работа с детьми с ограниченными возможностями (в школе-детском саду “Сибирский лучик”). Библиотека сотрудничает с детскими психологами, писателями и т.д. Квалифицированные специалисты подберут нужную литературу, подскажут, как правильно привить ребёнку любовь к книге и чтению. Здесь есть и книжные выставки, посвящённые духовно-нравственному развитию юного читателя, развитию патриотизма и гражданственности.
Мы просим родителей беречь время, быть рядом со своими детьми, помогать юным сердцам почерпнуть из нашего культурного наследия только самое прекрасное, чистое, святое!
“Что ты спрятал, то - пропало, что ты отдал, то - твоё” (народная пословица).