Цель урока: познакомить учащихся с условиями жизни и труда восточных славян; выяснить, почему гончары и кузнецы были основными ремёслами у восточных славян; обратить внимание на трудолюбие славян.
Задачи.
Образовательные: продолжать формировать представление о быте и жизни восточных славян.
Коррекционно-развивающие: продолжать развивать умения работать с текстом учебника, иллюстрациями; формировать умения анализировать и сравнивать исторические события.
Воспитательные: воспитывать любовь к труду, глубокое уважение к людям труда.
Основные термины и понятия: лукошко, гончар, кузнец, туесок, бондарь, ладья, горн, наковальня.
Оборудование и материалы: разборная таблица “Занятия восточных славян”, предметные картинки, сюжетные картинки, муляжи овощей, фруктов, грибов, молочные кринки, туесок, цветные карандаши, тетради.
Тип урока. Комбинированный.
Форма урока. Урок целепологания.
I. Оргмомент.
Здравствуйте дети, сегодня на уроке, мы с вами узнаем, какие ремёсла были у восточных славян, и какие из них были основными, узнаем о трудолюбии наших предков.
У каждого на столе лежит учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
II. Повторение пройденного материала.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
- О чём шла речь на уроке?
- Перечислите основные занятия восточных славян.
Задание на доске.
- Почему сбор мёда у славян называется бортничеством?
- Какое из занятий восточных славян считается основным?
Задание (IV группе).
- Выбери из предложенных фруктов и ягод, что собирали славяне в лесу?
(На столе разложены муляжи фруктов и ягод, ученик собирает в лукошко: яблоко, грушу, ежевику, малину, смородину, клюкву, бруснику, землянику. При этом клубнику, виноград и крыжовник не берёт это современные ягоды). Поясняет свой выбор.
Задание (IV группе).
- Выбери из предложенных трав те, которые славяне собирали как лечебные ( собирает: подорожник, цикорий, Иван-чай, ромашку, облепиху, душицу, при этом не берёт: волчье лыко). Объясняет, что волчье лыко является ядовитым растением.
- Кого из животных выращивали славяне?
III. Актуализация знаний, объявление новой темы.
Вступительное слово учителя.
- На прошлом уроке мы узнали об основных занятиях наших предков, о том, как они работали на земле, охотились, ловили рыбу, пасли скот, собирали в лесу мёд, ягоды и грибы, а сегодня мы узнаем, какие ремёсла были у восточных славян. Тема нашего сегодняшнего урока: “Ремёсла восточных славян”.
- Запишите в тетрадь число и тему урока.
IV. Изучение новой темы.
Вступительное слово.
- В холодную зимнюю пору славяне не оставались без дела. Лето кончилось, полевые работы завершены, и теперь они должны были обеспечить семью всем необходимым: одеждой, посудой, деревянной утварью, оружием для охоты, сетью для рыбной ловли. Восточные славяне владели разными ремёслами.
- Каждая женщина в семье умела прясть пряжу, ткать и шить одежду.
Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр.63, на рисунке вы видите приспособления с помощью которых пряли пряжу, ткали полотно – это прялка, гребёнка, веретено и ткацкий станок, на котором ткали полотно. Работа эта была долгой и кропотливой. Иногда, чтобы соткать полотно размером 1м требовался целый месяц.
Работа в тетради.
1. Прядение и ткачество. (записывают, одновременно ведётся работа над новыми словами)
- прялка;
- гребёнка;
- веретено;
- ткацкий станок.
Беседа.
- Из чего получали пряжу? (Из стеблей льна и шерсти животных)
- Правильно. Но чаще это были стебли льна.
- Лён специально выращивали на своих полях славяне и изготавливали из него полотно. Но не всякую ткань называли “полотном” - это слово у славян обозначало только льняную материю.
- Никакая одежда не может сравнится с льняной: зимой – она греет, летом – холодит. Знатоки народной медицины утверждают, что льняная одежда охраняет человека.
Работа с предметными и сюжетными картинками.
- Какие цвета вы видите на рисунках? (Красный и голубой)
- Вышитые узоры на одежде славян были всегда красного цвета. Его получали из сока красной свёклы. Также в окрашивании полотна славяне использовали коричневый цвет – его получали из коры дуба, чёрный – из ольхи, зелёный – из листьев берёзы. Вся одежда у восточных славян называлась домотканой.
Одежда была праздничной и повседневной.
Работа с учебником.
- Чем же в это время занимались мужчины? Об этом мы узнаем из учебника. (1 уч-ся читает 1-й абзац на стр.64 учебника)
- Что мастерили? (Деревянную посуду: туески, ложки, плели корзины, лукошко; плели лапти)
Запись в тетрадь.
1. Изготовление деревянной посуды.
- Туесок, ложки, кружки, корзины, лукошко. (Записывают, одновременно ведётся работа над новыми словами)
Работа с предметами.
- Обратите внимание на роспись ложек, плетение корзин.
- Лапти были единственной обувью славян и зимой и летом. Для изготовления деревянной посуды использовали кору берёзы, древесину липы и осины. Из коры берёзы изготавливали: туески кружки, короба, корзины.
Работа с предметами. (Рассматривают туесок, лукошко, кашпо)
Работа с иллюстрацией в учебнике.
- Для чего была нужна эта посуда?
- Как украшали туески? (Сейчас мы попробуем с вами украсить свои туески в тетради, раскрасив предложенные вам орнаменты, работа в тетради).
- Из тонких дощечек липы и осины изготавливали бочки (демонстрация картинки). Не у каждого получалось изготавливать их, поэтому со временем у славян появились мастера по изготовлению бочек. Их звали бондари.
- Обратимся к словарю на с.66. (Находят, читают, записывают)
Работа с картинками.
- Бондарь из дощечек собирает бочки, но не только бочки, это и вёдра деревянные, ведь в то время не было железных вёдер. (Показ картинок бочек и ведра)
- Что хранили в бочках? (Квашеную капусту, мочёные яблоки, сливы )
Слово учителя.
- Но были ещё одни деревянных дел мастера – ладейщики. (Чтение книги с.65-66, показ картинок)
- Для чего нужна была ладья славянам?
Работа в тетради.
2. Изготовление глиняной посуды. (Записывают)
Работа с учебником.
(Чтение выдержки из 1-го абзаца на с. 64, “…Владели славяне…)
- О каком ремесленнике идёт речь в этом абзаце? (О гончаре)
- Давайте обратимся к словарю на с.66 и узнаем кто он такой. (Читают и записывают)
- Чтение рассказа на с.66.
- Что изготавливал гончар. (Перечисляют и записывают)
- Кувшины, горшки, блюда, чаши, миски, кринки.
- Как подготавливали глину? (Отвечают)
- Как украшали изделия из глины? (Острой палочкой чертили по свежему изделию)
- Когда посуда считалась готовой? (После обжига в печи)
Итог. Могли ли славяне обойтись без изделий гончара?
- Можно назвать это ремесло основным?
Работа в тетеради.
3. Изготовление изделий из железа. (Записывают)
- подковы;
- замки;
- топоры.
Слово учителя.
- Ещё более уважаемым человеком у славян был кузнец. В каждом посёлке строили кузницу – строение где кузнец ковал железо.
Словарь на с.66 (находят, читают, записывают).
(Иллюстрация в книге с.27)
- Кузнец круглый год работал в кузнице, своими изделиями обеспечивал всех жителей своего славянского поселения. В кузнице была особая печь – “горн”, в горне всегда горели угли, жар в печи поддерживали “мехами”. Железо клали на угли, оно плавилось, становилось мягким, тогда кузнец его доставал клал на наковальню и молотком ковал различные изделия.
В тетрадь.
- Изделия кузнеца: соха, плуг, серп, коса, топор, нож, подкова, наконечники для стрел и копий.
- В кузницах ещё была маленькая наковальня, на которой кузнец изготавливал украшения для женщин из золота, серебра, меди.
Итог: без изделий кузнеца не могли обойтись в посёлке, поэтому он работал в кузнице круглый год, это ремесло было основным у восточных славян.
V. Первичное закрепление нового материала.
- О каких ремёслах восточных славян вы сегодня узнали?
- Какие ремёсла были основными? Почему?
VI. Подведение итогов.
- Объявление и комментирование оценок за работу на уроке.
VII. Домашнее задание.