Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цель: знакомство с особенностями питания, процессами размножения и спорообразования бактерий.

Задачи.

  1. Дать понятие о разнообразии бактерий по способам питания.
  2. Раскрыть роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека.
  3. Познакомить со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека.
  4. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показать высокую степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях.
  5. Воспитывать ответственное отношение к соблюдению правил личной гигиены.
  6. Развивать познавательный интерес к изучению разнообразия живых организмов, умения находить необходимую информацию в тексте, применять полученные знания в новой ситуации.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, учебник, демонстрационный материал: гнилые фрукты, усохшие стебли с листьями, пакетик кефира; раздаточный материал: схема “Питание бактерий”.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, экспериментальный.

Ход урока

1. Оргмомент. Определение темы и цели урока.

Учитель показывает демонстрационный материал и просит найти связь между предложенными предметами. В ходе эвристической беседы учащиеся приходят к выводу о том, что изменения, произошедшие с объектами – результат жизнедеятельности бактерий. Учитель с помощью наводящих вопросов подводит их к определению темы и цели урока.

2. Активизация знаний. Беседа по вопросам.

  • А что вы уже знаете о бактериях? (Учащиеся рассказывают о строении бактерий, их размерах, устройстве клетки, формах бактериальных клеток, окраске)
  • Определите, какие формы бактериальных клеток вы видите на экране и какие из этих бактерий подвижны? (Презентация, слайд 2).
  • Послушайте высказывания и найдите среди них истинные и ложные, ложные исправьте.
  1. Средами жизни бактерий являются почва, вода, воздух и организмы растений, человека и животных. (+)
  2. Наибольшее количество бактерий находится в реках, за ними следует почва, и меньше всего их в воздухе. ( Наибольшее количество бактерий – в почве)
  3. Бактерий больше на поверхности лесной почвы, чем на поверхности пахотной земли. (- На поверхности пахотной земли 1500000 бактерий на 1 см3, на поверхности лесной почвы - 600000)
  4. Многие бактерии, поселяясь в организме человека и животных, не причиняют им вреда. (+)
  • Соотнесите изученные вами формы взаимоотношений бактерий с их описанием:
  1. Взаимоотношения коровы и молочнокислых бактерий, использующих для питания молочный сахар. (Метабиоз)
  2. Взаимоотношения двух видов бактерий, живущих на коже млекопитающих: один из видов питается веществами, выделяемыми с потом, другой – выделениями сальных желёз. (Нейтрализм)
  3. Бактерии стрептококки, поселяясь в организме человека, питаются клетками слизистой оболочки верхних дыхательных путей, вызывая ангину. (Паразитизм)
  4. Два вида бактерий живут на одном субстрате, используют для жизнедеятельности одни и те же вещества, соперничая за них. (Конкуренция)
  5. Клубеньковые бактерии, поселяясь в корнях у бобовых растений, обеспечивают их соединениями азота, получая от растений органические вещества, необходимые для питания. (Симбиоз)
  6. Плесневый гриб выделяет вещество пенициллин, подавляющее развитие бактерий. (Антагонизм)
  • Какие типы питания характерны для организмов? (Автотрофный и гетеротрофный)
  • Чем они различаются?
  • Какие организмы называют сапротрофами?
  • Какие типы питания характерны для растений, бактерий?

Итак, среди бактерий имеются различные виды с автотрофным и гетеротрофным типами питания, а среди гетеротрофов имеются сапротрофы и паразиты (Презентация, слайд 3). Познакомимся с ними подробнее. По мере изучения питания бактерий заполняйте схему “Питание бактерий” <Рисунок> (Презентация, слайд 4)

3. Изучение нового материала.

4. Питание бактерий.

А. Работа с текстом учебника.

Задание: найдите во втором разделе §56 ответы на вопросы (после ответа демонстрируется слайд):

  1. Чем питаются бактерии-сапротрофы? Какие бактерии являются сапротрофами? (Презентация, слайд 5)
  2. Какую пользу приносят бактерии гниения? (Презентация, слайд 6)
  3. Какой вред могут приносить бактерии гниения? (Презентация, слайд 7)
    Вы видите, что бактерии гниения могут приносить как вред, так и пользу, всё зависит от конкретной ситуации, т.е. понятие пользы и вреда этих организмов относительно.
  4. Как можно защитить продукты от гниения? (Презентация, слайд 8)

Б. Рассказ учителя о брожении и бактериях брожения (Презентация, слайд 9)

Брожение – процесс химических превращений веществ, который могут осуществлять некоторые бактерии. В процессе брожения образуются различные вещества, а бактерии получают необходимую для их жизнедеятельности энергию. Одни бактерии брожения могут жить в присутствии кислорода (молочнокислые и уксуснокислые), другие живут в местах, где доступ кислорода ограничен (маслянокислые). Назовите такие места.

В. Работа с текстом учебника по заданиям:

  1. Некоторые бактерии брожения человек использует в своём хозяйстве. Объясните, как. Ответ найдите в учебнике. (Презентация, слайд 10)
  2. Какие бактерии называют паразитами?
  3. Какие заболевания человека вызывают паразитические бактерии? (Презентация, слайд 11)

Г. Первичная проверка усвоения учебного материала.

Анализ заполнения таблицы “Питание бактерий” (Презентация, слайд 4) (один учащийся заполняет её у доски).

Беседа по вопросам (Презентация, слайд 12):

  1. Чем различаются автотрофы и гетеротрофы?
  2. Чем питаются сапротрофы?
  3. Какое значение имеют бактерии гниения?
  4. В каких условиях развиваются бактерии брожения?
  5. Как действуют молочнокислые и уксуснокислые бактерии?
  6. Для чего и как делают силос?

Задание: составить вопрос по изученному материалу и задать его одноклассникам.

5. Борьба с бактериями, приносящими вред человеку.

Рассказ учителя.

В настоящее время человек обладает большим запасом знаний для того, чтобы использовать бактерии в своей хозяйственной деятельности и для того, чтобы бороться с бактериями, приносящими вред. Для уничтожения бактерий проводятся стерилизация, пастеризация и дезинфекция, для предупреждения болезней – прививки. (Презентация, слайд 13)

Стерилизация – полное освобождение какого-либо предмета от любых микроорганизмов. Стерилизация продуктов осуществляется чаще всего с помощью нагревания до температуры +120 °С в течение 20 минут. Стерилизацию также можно проводить с помощью химических веществ, уничтожающих бактерии, радиоактивного и ультрафиолетового излучения. После стерилизации продукты могут храниться длительно, но полезные и вкусовые качества таких продуктов снижаются. Поэтому для консервирования некоторых продуктов используют другой способ – пастеризацию. Этот способ изобрёл в середине 19 века французский учёный Луи Пастер, от его фамилии и произошло слово “пастеризация”. При пастеризации продукты нагревают до 60-70 °С в течение 15-20 мин. Пастеризованные продукты хранятся при температуре +2-4 °С от 2 до 10 суток, но полезные и вкусовые качества при таком способе обработки сохраняются практически полностью.

Для предупреждения заболевания некоторыми бактериальными болезнями проводят прививки. При этом в организм здорового человека вводят ослабленных возбудителей болезни или яды, выделяемые ими. Организм создаёт особые вещества, которые помогают в последующем привитому человеку быстро справиться с болезнетворными бактериями.

Дезинфекция – уничтожение болезнетворных бактерий и их ядов на объектах внешней среды. Для этого применяются обработка дезинфицирующими растворами, облучение лампами ультрафиолетового излучения, кипячение белья. Обычно применяется дезинфекция в медицинских учреждениях, учреждения питания и массовых скоплений людей.

6. Размножение и спорообразование у бактерий.

Учитель: “Человек на протяжении столетий борется с бактериями, приносящими ему вред. Он создал совершенные методы борьбы с ними, но тем не менее от бактериальных болезней продолжают умирать люди, животные и растения. Огромный урон приносят они, уничтожая продукцию сельского хозяйства, дома, книги, одежду. Так почему же так трудно справиться с этими микроскопическими, примитивно устроенными организмами? Найдите ответ на этот вопрос, прочитав 3-й раздел §56”. Самостоятельная работа с учебником, поиск ответа на вопрос. Обсуждение ответов в ходе беседы.

  1. Как быстро размножаются бактерии? (Презентация, слайд 14 с видеофрагментом)
  2. Что может сдерживать темп их размножения?
  3. Как бактерии могут переживать неблагоприятные условия?
  4. Чем спора отличается от бактерии в обычном состоянии?
  5. Что происходит с ней при попадании в благоприятные условия? (Презентация, слайд 15)

7. Закрепление. Беседа по вопросам. (Презентация, слайд 16):

  1. Какие болезни вызываются паразитическими бактериями?
  2. Как защитить продукты от гниения и брожения?
  3. Как предупредить бактериальные заболевания?
  4. Как размножаются бактерии?
  5. Что такое спора и для чего она служит?

Закладка опыта (задание 7 с. 185 в учебнике). Построение гипотезы: “Как вы думаете, в какой последовательности будет происходить скисание молока в пробирках? Почему?”. (Презентация, слайд 17).

8. Домашнее задание.

§ 56, 2 и 3 части читать, выучить значение терминов, ответить на вопросы с. 185. Проводить наблюдение за ходом эксперимента.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Какова была цель нашего урока? Насколько мы её достигли? Что вы сегодня узнали нового? Что бы ещё хотели узнать о питании и размножении бактерий? Оцените свою работу на уроке.

Литература

  1. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак - М.: Мнемозина, 2008.
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki
  3. http://www.ekokom.com/moloko-pit-ievoie.aspx