Цели: знать термин “дробь”, его определение, уметь читать и записывать обыкновенные дроби, указывать знаменатель и числитель дроби, показывать соответствующую дробь геометрической фигуры; закреплять умение анализировать и решать задачи разного вида, соотношение единиц измерения величин; развивать речь, логическое мышление, память, внимание, навыки самоконтроля и самоанализа.
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация к уроку, учебник “Математика” - 4 класс, часть 1, под редакцией Л.Г. Петерсон.
Ход урока
1) Организационное начало.
- Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, но как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому начнем с повторения. Перед тем, как приступить к работе вспомним: какие правила мы должны соблюдать на уроке? Ответы детей. Учитель выслушивает правила:
Слушать.
Слышать друг друга.
Дополнять.
Исправлять, помогать.
- Вычислив значения выражений и расположив их в порядке возрастания, вы узнаете тему урока.
Р | 6300 :100 : 7 * 9 = | |
О | 2000 : 4000 * 7 * 10 = | |
Б | 720 : 90 * 10 *8 = | |
И | 90 * 30 : 100 * 1000 = | |
Д | 16 * 100 : 10 : 40 = |
2) Сообщение темы урока.
Слайд 1.
- Тема сегодняшнего урока “Доли. Обыкновенные дроби”.
Цели: узнать, что такое дробь; чем дробь отличается от доли.
3) Устный счет:
27 * 2 = | 33 : 5 = | |
64 : 32 = | 6 * 9 = | |
(46 + 14) : 5 = | (4 + 3) * 5 = | |
2 м : 5 = | 1 : 2 = ? |
- Как 1 разделить на 2? (Ответы детей)
Проблема?
4) Постановка учебной задачи.
- Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это конечно, половина. Слово с приставкой “пол” можно услышать каждый день.
5) “Открытие” новых знаний.
Слайд 2.
Равные части арбуза – это доли. Арбуз разделили на 6 долей, то одна доля – “одна шестая арбуза”, а остальная часть – 5/6.
Слайд 3.
Отрезок разделили на 7 долей. Найти одну долю, две доли, пять долей, шесть долей, семь долей, восемь долей.
Слайд 4.
Записи вида 5/6 называют обыкновенными дробями. Числитель дроби – 5, знаменатель дроби – 6. Знаменатель дроби показывает на сколько долей делят, а числитель дроби – сколько таких долей взято.
Слайды 5-17.
- Поиграем в игру “Доли”.
Найди дроби и щелкни по ней мышкой. (Ученики выходят к компьютеру и находят дроби)
6) Физкультминутка.
7) Задание № 1, с. 79 учебника – с комментированием.
Заполнить таблицу, описывая дробью закрашенную и не закрашенную часть фигур.
8) Практическая работа.
Задание №2, с. 80 учебника – изображение соответствующих дробей.
9) Закрепление.
А) Чтение дробей: задание № 3, с. 80 учебника.
Б) Проценты: задания 4, 5, с. 80 учебника.
В) Единицы измерения величин: задание № 7, с. 81учебника.
Г) Решение задач.
Слайд 18.
Дорога от Фабричного до Ильинского равна 8 км. Петя прошел 3 км. Какую часть дороги он прошел?
(Пригласить к компьютеру ученика)
Слайд 19.
В бидон налили молоко. Какая часть бидона занята молоком?
Слайд 20.
Какую часть всех яблок положили в тарелку?
(Пригласить к компьютеру ученика)
Слайд 21.
Задача на логическое мышление.
Как разрезать головку сыра на 8 равных долей, сделав только 3 разреза?
Слайды 22–27.
Отметьте на координатном луче мигающую точку.
(Пригласить к компьютеру ученика)
10) Итог урока.
- Расскажите, какие открытия сделали сегодня?
- Что узнали нового?
- Что называем дробью? Как записывают дробь?
- Что обозначает дробная черта?
- Как называются числа дроби? Что показывает числитель? Знаменатель дроби?
- Приведите примеры дробей.
11) Домашнее задание: № 6, 9, с. 80-81 учебника.