Урок математики в 1-м классе. Сложение и вычитание в пределах 10

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

- закрепить приемы сложения и вычитания, основанные на составе числа;

- совершенствовать навыки быстрого и стабильного счета в пределах 10;

- совершенствовать умение решать задачи;

- активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления, грамотной математической речи, творческих способностей учащихся;

- воспитывать доброжелательность, взаимопомощь и аккуратность

Оборудование:

у учителя – компьютер, медиа-проектор, интерактивная доска, рисунки паровозика для раскрашивания

у учащихся – ученические ноутбуки, подключенные по локальной сети к учительскому ноутбуку, учебник “Математика” (М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова, 1 кл. 1 ч., “Астрель”), тетради в клетку.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Доброе утро, мои друзья! Давайте создадим хорошее, дружелюбное настроение! Улыбнитесь друг другу!

Учитель: Руки?

Дети: На месте!

Учитель: Ноги?

Дети: На месте!

Учитель: Локти?

Дети: У края!

Учитель: Спина?

Дети: Прямая!

2. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Сегодня на уроке, мы повторим ранее изученный материал. Но урок наш будет не совсем обычным. Скажите, вы любите путешествовать?

Дети: Да! Любим!

Учитель:Замечательно. Значит, мы отправляемся в математическое путешествие. А поедем мы на поезде.Узнаете? (Слайд 1)

Дети: Да, на нем мы отправились в путешествие по Стране Знаний 1 сентября.

3. Устный счет

Учитель: Правильно. Но какой же поезд с одним паровозом? Нам нужны вагончики. Чтобы нам их прицепили, нужно выполнить задания. Кто готов работать у доски? Вспомним состав чисел. (Слайд 2). (Вызванные ученики выполняют задания на знание состава чисел)

Остальные дети в это время играют в игру “День-ночь”.

7+2-4-1 (4)

3+2+3-5+6 (9)

8-2+1-5+3 (5)

Учитель: Давайте проверим, как справились с работой ученики у доски (ученик называет состав числа, дети хлопают в ладоши, если ответ правильный, сидят молча, если ответ неверный).

Учитель: Молодцы! Теперь можно занять свои места. Но где же наши вагончики? Слышите, где-то вдалеке стучат колеса: тук-тук, тук-тук? Давайте и мы посчитаем ритмично.

(Ритмический счет до 30)

Учитель: Ну что же, наши вагончики прибыли. (Слайд 3). Внимание! Внимание! До отхода поезда остается несколько минут. Покупайте билеты!

Мы сейчас с вами работаем в групповом чате на ноутбуках. Я читаю задачи, а вы набираете ответ к каждой из них.

- У Тани 2 шарика, ей подарили еще 3. Сколько шариков стало у Тани?

- На стоянке стояло 8 автомобилей. 2 уехали. Сколько автомобилей осталось на стоянке?

- В хоре пели 4 мальчика и 3 девочки. Сколько всего детей пели в хоре?

(Ответы 5, 6, 7)

Учитель: Граждане пассажиры, приготовьте билеты для проверки. Сейчас контролеры проверят подлинность ваших билетов. (“Контролеры” просматривают ответы, ищут ошибки)

“Зайцев” у нас нет, поэтому занимаем места: 1-й ряд садится в зеленый вагон, 2-й ряд – в красный, 3-й ряд – вжелтый. Отправляемся вы путь!

4. Закрепление пройденного

Учитель: Первая станция “Смекалкино”. (Слайд 4) И здесь нас встречает… А кто это, вы догадаетесь сами. Откройте тетради в клетку. От точки начинаем графический диктант. (Получается изображение кота) Проверьте себя! (Слайд 4)

Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему именно кот нас встретил?

Кот ученый, много знает.

Учитель: Кот приготовил для вас хитрую задачу. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по 3 кошки. Сколько кошек в комнате?

4 кошки. (Слайд 5)

5. Физкультурная минутка

Учитель: Ребята, вы, должно быть, немного устали. Даже в таком необычном путешествии бывают минуты отдыха. Давайте проведем веселую физкультминутку. (Учитель задает вопрос, дети показывают и отвечают)

Как живешь? – Вот так!

Как идешь? – Вот так!

Как бежишь? – Вот так!

Ночью спишь? – Вот так!

Как берешь? – Вот так!

Как даешь? – Вот так!

Как грозишь? – Вот так!

Как молчишь? – Вот так!

Как сидишь? – Вот так!

6. Закрепление пройденного

Учитель: Мы отправляемся дальше. Следующая станция “Задачкино” (Слайд 6). Наш ученый кот решил проверить, умеем ли мы решать задачи. Давайте ему докажем. Но прежде напомните мне, из каких частей состоит задача?

Дети: Из условия и вопроса.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Дети: Решить ее.

Учитель: А решив, что получим?

Дети: Ответ!

Учитель: Молодцы! Кот ученый говорит, чтобы мы заглянули в свою волшебную математическую книгу. Вы догадались, ребята, что это за книга?

Дети: Это наша “Математика”!

Учитель: Правильно. Сейчас мы откроем страницу 116.1-й вагон решает задачу № 2, 2-й вагон - № 3, 3-й вагон - № 4.

(По одному человеку с объяснением у доски, остальные дети работают в тетрадях)

Учитель: Следующая станция “Решалкино” (Слайд 7) И здесь мы немного разомнемся. Объявляю “Математическую эстафету”. Пассажиры каждого вагона решают примеры своего цвета. Эстафетной палочкой будет маркер.

(По сигналу учителя ученик бежит к доске, записывает ответ первого примера, возвращается, передает маркер следующему и т.д.)

4+4

6+3

5+1

8-4

3+3

10-2

6-2

9-1

7-4

5+5

8-7

6+4

9-4

7+2

7-6

2+4

9-5

6-5

(Проверка выполнения задания)

Учитель: Прочитайте первое выражение. (Слайд 8) Как можно прочитать его другими способами?

Дети:- 4+4=8

- к 4 прибавить 4 получится 8

- 4 да 4 будет 8

- 4 увеличить на 4 получится 8

- первое слагаемое 4, второе слагаемое 4, сумма – 8

Учитель: Нам пора ехать дальше. Но наш паровозик не двигается с места. Я догадалась. На семафоре горит красный свет. А чтобы мы могли двигаться дальше, какой свет должен загореться?

Дети: Зеленый.

Учитель: Посмотрите на экран. (Слайд 9). Мы должны пропустить другие поезда. Пока ждем, составим по рисункам задачи.

(В одном составе 6 вагонов, а в другом 3 вагона. Сколько вагонов в двух составах?

В одном составе 6 вагонов, а в другом 3 вагона. На сколько вагонов в первом составе больше, чем во втором?)

Учитель: Вот и зеленый свет загорелся. Значит, мы можем ехать дальше. Следующая станция “Проверялкино” (Слайд 10). Но, ребята, посмотрите, что-то наш кот ученый загрустил. Оказывается, он грустит потому, что в волшебной математической книге он вчера встретил ошибки. Давайте поможем коту. Откройте волшебные книги на стр. 119, выполним № 7. (Задание на определение симметричности фигур.После выполнения – взаимопроверка)

7. Подведение итогов

Учитель: Ну, что же, вон уже виднеется остановка “Школа” (Слайд 11), с которой мы начали свой путь. Наше путешествие подошло к концу. Понравилось вам оно?

Дети: Да, очень!

Учитель: Где мы сегодня побывали?

Дети: На станциях “Смекалкино”, “Задачкино”, “Решалкино”, “Проверялкино”.

Учитель: Кто наш новый друг?

Дети: Кот ученый.

Учитель: А как вы думаете, что нам помогло так хорошо справиться со всеми заданиями?

Дети: Мы научились решать примеры, задачи, знаем состав числа.

Учитель: Молодцы! Наш урок закончен. Спасибо вам за хорошую работу. А паровозик вам на прощание дарит подарок – свой портрет. Решите примеры и раскрасьте картинку.

Приложение