Цели урока:
- создать условия, позволяющие каждому ученику быть активным, самостоятельным, не боясь ошибиться;
- организовать атмосферу включенности каждого ученика в работу класса;
- способствовать формированию качеств личности: взаимопомощи, взаимоподдержки, дружелюбия;
- содействовать развитию логики мышления;
- создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме “Алгоритмы”;
- выявить уровень сформированности умений выполнять и строить алгоритмы;
- выполняя задания по схеме (алгоритму), получить новые знания по русскому языку, сформулировать правило.
Оборудование урока:
- интерактивная доска SMART BOARD, интерактивная презентация (Приложение 1), выполненная в программе SMARN Notebook 10, проектор;
- печатная основа, на которой работает ученик (Приложение 2);
- цифровой образовательный ресурс: Алгоритм “Помой персик”
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e699d595-2adb-4af6-bf3
f-64336b9db311/%5BNS-INF_3-01-05%5D_%5BIM_162%5D.swf
Система оценивания:
- за каждый верный ответ на вопрос ученик получает смайлик; по количеству смайликов выставляется оценка в журнал (“5” - 4 смайлика, “4” - 3 смайлика). Действует накопительная система: за два урока необходимо набрать 5 смайликов;
- результат выполнения задания оценивается учениками с помощью световых сигналов: зеленый кружок – верно, красный – ошибка.
Ход урока
1. Организационный момент.
Однажды Мудрая сова пригласила к себе в гости своих друзей. (Приложение 1, слайд 1)
Первым пришел ослик Иа (называют гостя ученики). Он принес горшочек с медом, чтобы угостить друзей. (Cлайд 2)
Затем пришли Винни пух и Пятачок (называют гостей ученики) и принесли подарок Мудрой сове – воздушный шарик (называют ученики). (Cлайд 3)
Откликнулся на приглашение и Кролик (называют ученики). (Cлайд 4)
Однако большая группа гостей задержалась. Кого же еще ждет в гости Мудрая сова? – Нас всех.
Мы пойдем в гости? – Да!
Чтобы развлечь гостей Мудрая сова решила загадывать загадки, задавать вопросы и предлагать решать задачи.
Первая загадка Мудрой совы. (Cлайд 5)
Что же это такое? – Алгоритм. (Cлайд 6)
Отгадывая загадки и решая задачи, мы повторим с вами способы записи, виды алгоритма и его выполнение, тем самым подготовимся к контрольной работе, которая будет на следующем уроке.
2. Обобщение и систематизация знаний.
Следующий вопрос Мдрой совы звучит так. (Cлайд 7) Ответ учеников: построчно и схемой.
Пятачок подошел к доске и сделал следующую запись. Посмотрите. (Cлайд 8)
Винни пух закричал: “Я знаю, знаю, знаю,…”. Что же он знает? Давайте посмотрим. (Cлайд 9) Чтобы увидеть ответ следует воспользоваться инструментом Ластик.
Оцените ответ Винни пуха. Если вы согласны с ним, то поднимите зеленый кружок. Если вы считаете, что он ошибся – красный.
Мудрая сова предложила гостям решить задачу. (Cлайд 10)
К переправе через реку подошли Мамонтёнок, Ёжик и Львёнок. Как лодочнику перевезти всех на другой берег реки в порядке увеличения массы животных, если в лодку к лодочнику может сесть кто-то один. Напишите алгоритм переправы животных на другой берег реки, допиши команды алгоритма и расставь номера команд в квадратиках.
Это трудная задача! – закричали вместе ослик Иа, Пятачок, Винни пух и Кролик. (Cлайд 11)
А вы, ребята, сможете ее решить? (Cлайд 12) – Решают самостоятельно, один ученик у доски. За верное решение ученики получают смайлик. Класс проверяет решение и оценивает сигналами зеленый – красный.
Вопросы:
1) Назовите способ записи алгоритма.
2) Какая команда должна быть первой? последней?
Сова продолжает развлекать гостей и задает вопросы:
REM:
Ученики действуют по плану:
1). Отгадай.
2). Выдели схему.
3). Убедись в правильном ответе.
1) Как называется алгоритм, в котором исполнитель выбирает одну из двух дорог, выполняет команды, после чего две дороги соединяются в одну? (Cлайд 13)
Помоги Кролику. – Ветвление, это вторая схема. Для проверки ученик смещает прямоугольник.
2) Как называется алгоритм, в котором исполнитель выбирает одну из двух дорог и ходит по ней несколько раз, выполняя одни и те же команды. (Cлайд 14)
Помоги ослику Иа. – Цикл, это правая схема. Для проверки ученик смещает прямоугольник.
Вопросы к слайдам 13-14:
- Назовите способ записи алгоритма
- Какие фигуры используют для записи алгоритма при помощи схемы?
- Что пишут в каждой фигуре?
- Как следует формулировать вопрос при его записи в ромб?
- Как называется алгоритм, схема которого изображена первой?
3. Самостоятельная работа (Приложение 3, Приложение 4) – 5-7 мин.
Тесты по информатике: 3 класс: к учебнику А.В. Горячева, К.И. Гориной, Т.О. Волковой “Информатика в играх и задачах. 3 класс: учебник в 2-х частях”/О.Н. Крылова. – М.: Издательство “Экзамен”, 2011
4. Новые знания.
Мудрая сова попросила вставить пропущенную орфограмму (букву) в слове, выполнив алгоритм “Правописание приставок рас и раз”. (Приложение 1, слайд 15)
Допиши алгоритм и выполни его. Укажи “имя дороги, по которой будешь проходить” в ветвлении.
Необходимо вписать в овалы команды Начало и Конец, в ромб – вопрос “Слова закончились?”, нарисовать стрелку возврата (повтора) к команде “Выдели корень”, при выполнении слева от слова указывать “имя дороги” команды ветвления – ДА-НЕТ(на эти слова настроена утилита множественного клонирования).
Вопросы:
1) Можно ли сразу приступить к выполнению алгоритма? – Нет, необходимо его дописать.
2) Сколько слов надо проверить? – 4, организуем цикл
3) Сформулируйте правило, которое вы теперь сможите применять.
Правило.
Если звук первой буквы корня звонкий, то пишется приставка РАЗ. Если звук первой буквы корня глухой, то пишется приставка РАС.
Еще одна загадка от Мудрой Совы. (Приложение 1, слайд 16) Для проверки учитель или ученик смещает прямоугольник.
5. Выполни задание алгоритма “Собери бусы” (ЦОР).
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e699d595-2adb-4af6-bf3f-
64336b9db311/%5BNS-INF_3-01-05%5D_%5BIM_162%5D.swf
Работаем по плану:
1) Смотрим мультфильм.
2) Расставляем команды на схеме
3) Наше решение проверяет компьютер.
6. Итоги урока.
1) Оцените урок: обведите смайлик (Приложение 5)
2) Выставление оценок по количеству смайликов.
7. Домашнее задание на печатной основе (Приложение 6).
- Допиши команды в алгоритме. Выполни алгоритм: “Чередование букв “И” - “Е” в корне”. Вставь пропущенную орфограмму (букву) в слове.
- Дополнительно.
Сформулируй новое правило русского языка и запиши его.