Задачи:
- познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7;
- закреплять взаимосвязи целого и частей;
- закреплять знания, умения, навыки, полученные ранее;
- воспитывать бережное отношение к игрушкам;
- развивать речь детей;
- учить делать выводы.
Демонстрационный материал: ряд чисел 1-10; цифра 7; игрушки; магнитная доска; круги с цветом сигналов светофора.
Раздаточный материал: листы белой бумаги с написанными точками цифры 7; конструкции из цветной бумаги; квадратики синего и красного цветов.
Ход занятия
I. Организационный момент.
(Дети сидят на стульчиках полукругом)
Воспитатель: Ребята, а вы любите игрушки?
Дети: Да.
Воспитатель: Есть ли любимые?
Дети: Да.
Воспитатель: А как вы к ним относитесь? (Ответы детей)
Вспомните, пожалуйста, стихотворение А.Л. Барто.
“Зайка”
Зайку бросила хозяйка
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог –
Весь до ниточки промок.
- Ребята, жалко вам игрушечного зайца?
- Правильно ли поступила девочка - хозяйка игрушки, оставив зайку мокнуть под дождём?
У А.Л. Барто есть ещё одно замечательное стихотворение, которое вы очень хорошо знаете.
“Мишка”
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
- А в этом стихотворении любит ребёнок свою игрушку? (Ответы детей) Да, ребята, не стоит плохо относиться к своим игрушкам, даже если что-то сломалось, оторвалось по какой-то причине. Иногда нужно просто заменить или починить деталь и игрушка вновь станет прежней.
- А вы хотите отправиться в магазин игрушек?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте сейчас туда отправимся и выберем себе понравившуюся, а поиграть вы с ней сможете только после занятий.
Но просто так взять понравившуюся игрушку вам не удастся, ведь в магазине за них нужно заплатить. А платить вы будете своими знаниями.
Итак… пошли (звучит фонограмма детской песенки).
- Ребята, мы оказались в том самом магазине игрушек.
- Посмотрите на них. Думаю, вы уже выбрали для себя что-то.
Сейчас вам пригодятся ваше внимание, смекалка и находчивость. Вы готовы? Слушайте задание внимательно. Если знаете правильный ответ, поднимите руку. При правильном ответе у вас будет возможность выбрать игрушку.
Задание 1. (Задачка в стихах)
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал ещё один
И уселся рядом с ним.
Воспитатель: Сколько всего щенят? (Ответ ребёнка)
Задание 2.
Воспитатель: Сколько цветов у светофора? Расположите круги в нужной последовательности (на магнитной доске).
Задание 3.
Воспитатель: Сколько букв в слове “игра”? (Ответ ребёнка)
Задание 4.
Воспитатель: Где в слове “игрушки” стоит звук [и]? (Ответ ребёнка)
Задание 5.
Воспитатель: Сравнить числа, поставить нужный знак. Прочитать запись. 7 6 (знак >)
(После каждого ответа ребёнок получает понравившуюся игрушку).
- Молодцы! Каждый из вас выбрал игрушку по душе. А я тоже хочу купить игрушку. Задайте мне какой-нибудь вопрос, а я постараюсь на него ответить.
(Один из детей задаёт вопрос – воспитатель берёт игрушку).
- Давайте теперь посадим наши игрушки на стульчики, чтобы они смогли посмотреть, как вы будете хорошо работать дальше, тем более, что мы договорились играть с ними после занятий.
Воспитатель: Прежде чем отправиться в группу, отдохнём.
II. Физкультминутка.
“Косари”
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 -
Дела хватит всем.
Тишина стоит вокруг
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда.
Делай “раз” и делай “два”.
- А сейчас подойдите к своим столам и посмотрите на игрушки.
- Сколько всего игрушек у нас? (6)
- А сколько не хватает до семи? (1)
III. Игра “Строитель”.
Воспитатель: На ваших столах лежат листы с рисунком. Постройте такие же конструкции из квадратиков (прилагаются в специальных тарелочках).
(У каждого ребёнка спросить, сколько синих и сколько красных квадратиков).
IV. Игра “Составь целое”.
Воспитатель: На доске записать все возможные варианты состава числа 7.
7
5 2
3 4
1 6 и т.д.
- Прочитать запись (спросить каждого).
V. Игра “Соедини по точкам”.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас попробуем написать эту цифру, обведя её по точкам. Но сначала проведём гимнастику для пальчиков:
1, 2, 3, 4, 5 вышли пальчики гулять.
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок да удал.
1, 2, 3, 4, 5 вышли пальчики гулять.
VI. Итог.
Воспитатель: Молодцы! И мне и вашим игрушкам очень понравилось, как вы работали. Я хочу предложить вам последнюю на сегодня задачку: у бабушки Маши внучка Наташа, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
Дети: Внучка Наташа.
За активную работу каждый ребёнок получает звёздочку.