Цели.
- Совершенствовать речевую деятельность учащихся.
- Способствовать формированию речевых умений, текстовых умений.
- Познакомить учащихся со стихотворением И. С.Никитина “Русь”.
- Учить понимать поэтическое произведение о родине.
- Воспитывать патриотические чувства.
- Развивать память, речь, мышление.
Ход урока
1) Организационная часть урока.
2) Сообщение целей, задач урока.
- Сегодня на уроке мы будем говорить, читать, слушать, делать выводы, рассуждать. Слайд
3) Работа над темой урока. Актуализация знаний.
- На какую тему? Вы узнаете из рассказа Ивана Соколова – Микитова “Полёт”. Приложение 1
- Прочтите текст и скажите о чём он?
- Чем хотел поделиться автор? (Впечатлениями о бескрайних просторах Родины - России)
- Тема нашего урока “ Родина ”. Слайд
- К какому жанру литературы можно отнести прочитанный вами текст? (Художественный рассказ)
- Почему? (Прочтите слова, которые помогают это понять)
- Сегодня на уроке понаблюдаем, как описывают Родину в разных жанрах – в научных статьях, в рассказах, в стихах, в песнях.
- Как вы понимаете слово - Родина?
- Зинаида Александрова, так объясняет слово Родина (наизусть ученик).
Родина
Если скажут слово родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
(З. Александрова)
- Подберите слова, близкие по значению к слову Родина.
(Россия, Отечество, отчизна) – Слайд
- Прочитайте слова К. Д. Ушинского – Приложение 1
“Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия”. Слайд
- Почему он её так называет?
Совпали ли ваши мнения, вы узнаете, прочитав текст.
- Как вы понимаете “испокон веков?”.
4) Проверка домашнего задания.
- С чего начиналась Россия? (C Древней Руси)
(Ответы учащихся, опираясь на материал урока Окружающего мира).
- Как увеличивалась Русь?
- Какая территория России сейчас?
(Рассказы детей, используя сочинение – повествование “Моя Родина – Россия”)
- Такая страна всегда вызывала зависть у соседей. Случались войны.
Блиц – опрос. Какие трудные времена переживала Русь?
13 век – (с юга набеги кочевников – татаро-монгольское иго, Золотая Орда, князь Дмитрий Иванович Донской, Куликово поле – 8 сентября 1380 год, курганы). Что такое курганы?
С запада шведы, немцы; Александр Невский, Ледовое побоище на Чудском озере – 5 апреля 1242 года. Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.
19 век – Отечественная война 1812 года французский полководец Наполеон Бонапарт, Кутузов – Бородинская битва.
20 век – первая мировая война 1914 год Россия – Германия;
Вторая мировая война 1941 – 1945 год.
Россия выдержала трудности. Вспомните, как стали относиться к Руси после победы Олега?
Князь Владимир превратил Русь в большую державу, которую стала уважать Европа.
Россия отстояла свою независимость и процветает.
- Какие знания, с какого урока помогли вам сейчас отвечать? (Окружающий мир) Какие тексты вы читали? (Научного содержания – точные сведения)
5) Новая тема.
- Сегодня мы понаблюдаем, как описывает Русь в поэзии Иван Саввич Никитин. Слайд.
Как точно автор подбирает слова и выражения, чтобы одним словом, одной строкой передать необъятные просторы нашей Родины, воспеть подвиги русского народа, выразить гордость за Россию.
Словарная работа. Слайд
Нивы – поля, луга.
Мурава – трава.
Курганы – холмы.
- Как можно назвать эти слова? (Синонимы)
Вопрос перед чтением.
- Постарайтесь услышать, где Иван Саввич описывает:
- бескрайние просторы;
- трудные времена;
- где он прославляет Русь; Слайд
Чтение учителем.
Работа после чтения.
- Удалось ли, поэту Никитину в стихах рассказать всё то, о чём мы читали в статьях, рассказах? (Ответы учащихся)
Вторичное чтение.
- Прочтите, где он описывает просторы Руси. Какие горы имеет в виду? (Уральские горы, Алтай)
- По каким степям катятся реки? (Восточно-Европейская равнина, Западносибирская)
- Какое море он имеет в виду? (Карское море)
- Какое природное явление поэт описывает? (Северное сияние)
- Прочтите обращение к Руси.
- Прочтите о трудных временах Руси.
Вопрос перед следующим чтением.
- Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал своё произведение? Почему ты так думаешь? (Любовь к Родине, гордость, готовность защитить)
6) Работа с пословицами. Собери пословицу. Приложение 1 (проверка – слайд).
Пословицы – особый жанр литературы.
Одним предложением выражается глубокая точная мысль.
Родина – мать, что соловей без песни.
Человек без Родины, во сне снится.
На чужбине родная землица умей за неё постоять.
Для Родины своей своя сторона.
Всякому мила ни сил, ни жизни не жалей.
7) Домашнее задание.
Выразительное чтение. Пословицы о Родине.
8) Музыкальный жанр.
Иногда стихи превращаются в песни. (Широка страна моя родная.) Слушание музыкального произведения (слушаем стоя) Ранее это музыкальное произведение было гимном нашей страны. Какие чувства у вас возникли?
9) Подготовка к сочинению – рассуждению. Слайд
Обсуждение темы и основной мысли будущего сочинения.
- Прочтите эти строки. Какая главная мысль в этом четверостишии?
От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит, как хозяин
Необъятной Родины своей.
- Какие слова дают возможность рассуждать?
- Что значит, быть хозяином страны?
- Как можно назвать сочинение – рассуждение? (Человек – хозяин своей страны!?)
- Какая основная мысль нашего сочинения? Что хочу сказать?
(Формулирование собственных замыслов)
Продолжение работы на уроке развития речи.
9) Итог. Слайд
- Какие формы работы мы использовали на уроке? (Читали, слушали, говорили, сравнивали)
- Какие уже имеющиеся знания понадобились тебе на уроке?
- Какой момент урока тебе понравился больше?
- Что нового вы узнали?