Нетрадиционные формы проведения логопедических занятий в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели.

  1. Уточнить артикуляцию звука.
  2. Умение анализировать звук “р”.
  3. Отличать твердый звук “р” от мягкого “рь”.
  4. Определение места звука “р” в словах (по картинкам) в начале, середине, конце.
  5. Развивать мелкую моторику пальцев во время пальчиковой игры.
  6. Развитие фонематического восприятия.
  7. Уметь анализировать слова и схематически выкладывать из фишек.
  8. Деление слов на слоги.
  9. Составление предложений по предметным картинкам.
  10. Воспитывать взаимопомощь, умение работать рядом.

Демонстрационный материал.

Карточки с артикуляционной гимнастикой; схема со звуком “р”; поезд; предметные картинки – (рак, зубр, рысь, тигр, зебра); муляжи птиц или картинки с птицами; мяч; 4 рисунка с исправлением слов в предложении.

Раздаточный материал.

Полоски зеленые, синие; квадратики красные, зеленые, синие 2 на 2 см.

Ход занятия

Логопед: Ребята, мы с вами отправимся в интересное путешествие, но в начале нужно отгадать загадки.

1. За лугами над водой
Хлынул дождик проливной
А потом повисло в небе коромысло
Ребятишек радует цветная … (радуга).

2. В реке большая драка
Поссорились два … (рака).

3. Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: “Кошка, брысь”,
Потому что это … (рысь).

4. Слон шагает по дороге.
Вот так хобот! Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост
У слона огромный … (рост).

Логопед: С какого звука начинались отгадки, кто догадался?

Дети: (Со звука “р”).

Логопед: Сегодня мы будем продолжать работать со звуком “р”.

Логопед: Давайте выполним упражнения для язычка (в стих. форме).

“Лошадка”

“Маляр”

“Чистим зубы”

“Индюшата”

“Барабанщики”

Логопед: Что мы знаем о звуке “р”?

Дети: При произношении звука “р” рот – открыт, кончик языка касается за верхние зубы или (резцы), звук “р” звонкий, воздушная струя – теплая, язык колышется как волна, язык превращается в чашечку, звук “р” твердый – синим цветом, звук “рь” - мягкий, зеленым цветом, согласный.

Логопед: Почему?

Дети: Не тянется, не поется, преграда – зубы.

Логопед: Давайте проверим по карточке, правильно ли мы сказали.

Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем, я буду называть слова, а вы будете поднимать полоски (на твердый звук – синюю, на мягкий – зеленую полоску).

Слова:

рад – ряд гора – заря
ров – рев розы – березы
круг – крюк хор – хорь
рысь – рис Егор – Игорь

Логопед: К нам в гости пришел с подарками Рома, он сегодня нам принес картинки.

Логопед: Я буду выставлять картинки, а вы называйте их.

Дети: (зубр, рысь, рак, тигр, жираф, зебра, черепаха).

Логопед: Сегодня мы поедем на поезде

В 1 вагоне картинки со звуком “р” в начале слова.

Во 2 вагоне картинки с животными со звуком “р” в середине слова.

В 3 вагоне картинки со звуком “р” в конце слова.

Логопед: Ребята, выходите к поезду, помогите животным найти свое место в вагоне.

Логопед: Пальчиковая игра “Черепашка”.

Логопед: А сейчас посмотрю, какие вы внимательные. Я буду называть слова, если в слове есть звук “р”, вы должны хлопнуть в ладоши.

(Рак, малина, рыба, липа, ягода, черепашка, Рома, кот, платье, Родина).

Логопед: Встали на ножки, сейчас мы с вами поиграем, если перелетная птица – машем руками, если зимующая – стоим.

Логопед: Посмотрите внимательно и скажите, какие предметы со звуком “р” окружают нас в кабинете. (Хорошо, молодцы, сели).

Логопед: Что-то Рома хочет сказать.

Вы любите отгадывать загадки?

На мели сидит
Усами шевелит.
А гулять пойдет
Задом наперед … (рак).

Логопед: Ребята, у вас на столе красные, синие, зеленые квадратики.

Выложите из квадратиков слово рак.

Логопед: Сколько звуков в слове?

Дети: Три.

Логопед: Первый звук какой?

Дети: “Р”.

Логопед: Второй звук какой?

Дети: “А”.

Логопед: Третий звук какой?

Дети: “К”.

Логопед: Сколько гласных звуков?

Дети: Один звук “А”.

Логопед: Какой по счету этот звук?

Дети: Второй.

Логопед: Сколько согласных звуков в слове?

Дети: Два.

Логопед: Назовите их?

Дети: “Р” - звонкий, “К” - глухой звук.

Логопед: Сколько слогов в слове рак?

Дети: Один слог.

Логопед: А мы можем изменить слово рак, чтобы получилось два слога?

Дети: ра-ки (один рак, много – раки).

Логопед: Хорошо.

Логопед: Ребята, какие птицы сидят на крыше нашего дома?

Дети: Грач, воробей, сорока.

Логопед: Давайте разделим на слоги слово грач – 1 слог,

Скворец – скво-рец – 2 слога.

Логопед: Саша, какая тебе птичка понравилась, а тебе, Костя?

Составьте предложение с этой птичкой.

Логопед: Прекрасно.

Ребята, подойдите ко мне. Я буду говорить чистоговорку, а вы должны закончить ее словом. Кто поймает мяч, тот и назовет.

Ра – ра – ра вынесем мусор из … ВЕДРА
Ро – ро – ро на полу стоит … ВЕДРО
Ру – ру – ру сам посуду … УБЕРУ
Ры – ры – ры у Сашеньки … ШАРЫ.

Логопед: Справились с заданием, умники.

Логопед: Ребята, Рома такой грустный, поможем исправить ошибки в предложениях.

Дети: Да.

Логопед:

Расцвели на клумбе КОЗЫ,
Их шипы острей занозы … (РОЗЫ)

Логопед: Ползет у речки МАК,
Задом пятится чудак … (РАК)

Логопед:

На глазах у детворы КРЫСУ
Красят маляры … (КРЫШУ)

Логопед:

Тает снег, течет ручей
На ветвях полно врачей … (ГРАЧЕЙ)

Логопед: Молодцы.

О каком звуке сегодня мы говорили?

Дети: О звуке “р”.

Логопед: Я рада за вас, вы сегодня хорошо работали, справились со всеми заданиями. Даже Рома развеселился, он многое узнал. Ему понравилось, как вы занимались.

Логопед: Ребятки, а Рома принес вам в чудесном мешочке сувениры, что же за сувениры?

Логопед: Подойдите ко мне, опустите ручки в мешочек, определите на ощупь, что же за сувениры?

Дети: (Буква “р”).