Цели.
Уточнить артикуляцию звука.
Демонстрационный материал.
Карточки с артикуляционной гимнастикой; схема со звуком “р”; поезд; предметные картинки – (рак, зубр, рысь, тигр, зебра); муляжи птиц или картинки с птицами; мяч; 4 рисунка с исправлением слов в предложении.
Раздаточный материал.
Полоски зеленые, синие; квадратики красные, зеленые, синие 2 на 2 см.
Ход занятия
Логопед: Ребята, мы с вами отправимся в интересное путешествие, но в начале нужно отгадать загадки.
1. За лугами над водой
Хлынул дождик проливной
А потом повисло в небе коромысло
Ребятишек радует цветная … (радуга).
2. В реке большая драка
Поссорились два … (рака).
3. Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: “Кошка, брысь”,
Потому что это … (рысь).
4. Слон шагает по дороге.
Вот так хобот! Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост
У слона огромный … (рост).
Логопед: С какого звука начинались отгадки, кто догадался?
Дети: (Со звука “р”).
Логопед: Сегодня мы будем продолжать работать со звуком “р”.
Логопед: Давайте выполним упражнения для язычка (в стих. форме).
“Лошадка”
“Маляр”
“Чистим зубы”
“Индюшата”
“Барабанщики”
Логопед: Что мы знаем о звуке “р”?
Дети: При произношении звука “р” рот – открыт, кончик языка касается за верхние зубы или (резцы), звук “р” звонкий, воздушная струя – теплая, язык колышется как волна, язык превращается в чашечку, звук “р” твердый – синим цветом, звук “рь” - мягкий, зеленым цветом, согласный.
Логопед: Почему?
Дети: Не тянется, не поется, преграда – зубы.
Логопед: Давайте проверим по карточке, правильно ли мы сказали.
Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем, я буду называть слова, а вы будете поднимать полоски (на твердый звук – синюю, на мягкий – зеленую полоску).
Слова:
рад – ряд | гора – заря |
ров – рев | розы – березы |
круг – крюк | хор – хорь |
рысь – рис | Егор – Игорь |
Логопед: К нам в гости пришел с подарками Рома, он сегодня нам принес картинки.
Логопед: Я буду выставлять картинки, а вы называйте их.
Дети: (зубр, рысь, рак, тигр, жираф, зебра, черепаха).
Логопед: Сегодня мы поедем на поезде
В 1 вагоне картинки со звуком “р” в начале слова.
Во 2 вагоне картинки с животными со звуком “р” в середине слова.
В 3 вагоне картинки со звуком “р” в конце слова.
Логопед: Ребята, выходите к поезду, помогите животным найти свое место в вагоне.
Логопед: Пальчиковая игра “Черепашка”.
Логопед: А сейчас посмотрю, какие вы внимательные. Я буду называть слова, если в слове есть звук “р”, вы должны хлопнуть в ладоши.
(Рак, малина, рыба, липа, ягода, черепашка, Рома, кот, платье, Родина).
Логопед: Встали на ножки, сейчас мы с вами поиграем, если перелетная птица – машем руками, если зимующая – стоим.
Логопед: Посмотрите внимательно и скажите, какие предметы со звуком “р” окружают нас в кабинете. (Хорошо, молодцы, сели).
Логопед: Что-то Рома хочет сказать.
Вы любите отгадывать загадки?
На мели сидит
Усами шевелит.
А гулять пойдет
Задом наперед … (рак).
Логопед: Ребята, у вас на столе красные, синие, зеленые квадратики.
Выложите из квадратиков слово рак.
Логопед: Сколько звуков в слове?
Дети: Три.
Логопед: Первый звук какой?
Дети: “Р”.
Логопед: Второй звук какой?
Дети: “А”.
Логопед: Третий звук какой?
Дети: “К”.
Логопед: Сколько гласных звуков?
Дети: Один звук “А”.
Логопед: Какой по счету этот звук?
Дети: Второй.
Логопед: Сколько согласных звуков в слове?
Дети: Два.
Логопед: Назовите их?
Дети: “Р” - звонкий, “К” - глухой звук.
Логопед: Сколько слогов в слове рак?
Дети: Один слог.
Логопед: А мы можем изменить слово рак, чтобы получилось два слога?
Дети: ра-ки (один рак, много – раки).
Логопед: Хорошо.
Логопед: Ребята, какие птицы сидят на крыше нашего дома?
Дети: Грач, воробей, сорока.
Логопед: Давайте разделим на слоги слово грач – 1 слог,
Скворец – скво-рец – 2 слога.
Логопед: Саша, какая тебе птичка понравилась, а тебе, Костя?
Составьте предложение с этой птичкой.
Логопед: Прекрасно.
Ребята, подойдите ко мне. Я буду говорить чистоговорку, а вы должны закончить ее словом. Кто поймает мяч, тот и назовет.
Ра – ра – ра вынесем мусор из … ВЕДРА
Ро – ро – ро на полу стоит … ВЕДРО
Ру – ру – ру сам посуду … УБЕРУ
Ры – ры – ры у Сашеньки … ШАРЫ.
Логопед: Справились с заданием, умники.
Логопед: Ребята, Рома такой грустный, поможем исправить ошибки в предложениях.
Дети: Да.
Логопед:
Расцвели на клумбе КОЗЫ,
Их шипы острей занозы … (РОЗЫ)
Логопед: Ползет у речки МАК,
Задом пятится чудак … (РАК)
Логопед:
На глазах у детворы КРЫСУ
Красят маляры … (КРЫШУ)
Логопед:
Тает снег, течет ручей
На ветвях полно врачей … (ГРАЧЕЙ)
Логопед: Молодцы.
О каком звуке сегодня мы говорили?
Дети: О звуке “р”.
Логопед: Я рада за вас, вы сегодня хорошо работали, справились со всеми заданиями. Даже Рома развеселился, он многое узнал. Ему понравилось, как вы занимались.
Логопед: Ребятки, а Рома принес вам в чудесном мешочке сувениры, что же за сувениры?
Логопед: Подойдите ко мне, опустите ручки в мешочек, определите на ощупь, что же за сувениры?
Дети: (Буква “р”).