Цель: формировать у детей средней группы представления об использовании пряжи в традициях русского дизайна и создание изделия на основе помпона.
Задачи.
Образовательные.
- Знакомить детей с особенностями применения пряжи в традициях русского искусства.
- Познакомить детей с изготовлением помпонов и использовать их при создании гусеницы.
- Формировать умение последовательно, целенаправленно выполнять технологические действия: наматывание на шаблон, разрезание нити, завязывание узелка, снятие с шаблона.
Развивающие.
- Развивать умение составлять коллективную композицию.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать эстетические чувства в декорировании.
Воспитательные.
- Воспитывать интерес и желание усложнять содержание аппликации.
- Воспитывать художественные чувства и эстетические качества.
- Воспитывать нравственные качества, взаимопомощь и выручку.
- Воспитывать аккуратность, старательность и трудолюбие.
Оборудование для детей.
- Цветной картон (размер А-2) - зеленого цвета.
- Разноцветные шерстяные нитки в клубочках.
- Ножницы.
- Клей ПВА.
- Палитра
- Кисточка для клея.
- Индивидуальная коробка для ниток.
- Шаблоны из картона по количеству детей (диаметром 6 см по 2 шт. на каждого ребенка, диаметром 10 см – 2 шт., диаметром 4 см – 6 шт.)
- Мелки на масляной основе.
Оборудование для воспитателя:
- Разноцветные шерстяные нитки в клубочках.
- Ножницы.
- Клей ПВА.
- Палитра.
- Кисточка для клея.
- Индивидуальная коробка для ниток.
- Шаблоны из картона (диаметром 10 см – 2 комплекта).
- Скотч.
Предшествующая работа.
Для достижения поставленной цели, была проведена предварительная работа с детьми:
- Рассказ воспитателя о происхождении пряжи, о традициях изготовления различных изделий из шерсти.
- Чтение художественных произведений (русских народных сказок, сказок А.С. Пушкина, пословиц).
- Слушание колыбельных песен.
- Работа с родителями. Сбор материалов для занятия – клубочки шерсти.
- Знакомство с приемами изготовления помпонов.
Технологическая карта.
Воспитатель вырезает из картона два круга с отверстиями посередине, назовем их – шаблонами. Потребуется по два шаблона (диаметром 6 см на каждого ребенка), диаметром 8 см – 2 шт. (для воспитателя), запасные (диаметром 4 см – 6 шт.)
- Из шерсти мы нарезаем ниточки (определенное количество одинаковой длины), но разных по цвету; складываем их вместе и обматываем одни из кончиков скотчем, назовем их “иголочка” с ниточками.
- Соединяем два шаблона вместе и начинаем их обматывать ниточками, пропуская “иголочки” с ниточками через отверстие, пока оно не закроется.
- Когда мы сделаем определенное количество заготовок для помпонов ( по одному на каждого ребенка), детям потребуется помощь воспитателя, так как разрезать такое количество ниток им будет сложно, воспитатель им помогает, показывает и дает инструкции и указания, соблюдая технику безопасности.
- Немного раздвигаем шаблоны, обматываем ниткой середину и завязываем ее на узелок, несколько раз (обязательна помощь воспитателя).
- Аккуратно снимаем шаблоны. Их можно использовать снова.
- Положить готовые помпоны в коробочки.
Конспект проведения работы с детьми
Организационный момент
Основная часть
Приступаем к самостоятельной работе:
- На лист зеленого картона (размером А-2) дети раскладывают помпоны, самостоятельно определяя место, где будет находиться гусеница, соблюдая соотношение помпонов по величине.
- Воспитатель делит детей на три подгруппы, по шесть человек в каждой. Первая подгруппа детей намазывает клей, дети второй подгруппы укладывают и прижимают помпоны, а дети третьей подгруппы, за отдельным столом, изготовляют глазки из ниточек, завязывая узелки. После того, как гусеница была готова, дети третьей подгруппы приклеили глазки и сделали ей усики. Затем все дети начинают рисовать ножки восковыми мелками.
- Гусеница состоит из одиннадцати помпонов, значит, у нее получается двадцать ножек, каждый ребенок рисует по одной ножке (подходят по три человека с двух сторон). Остальные дети наблюдают, помогают и дают советы.
- Поддерживается эмоциональный настрой, поощряем детей: “Какие молодцы!”.
Заключительная часть
Обратить внимание детей на коробку с оставшимися помпонами. Предложить детям изготовить из них цветы для гусеницы. После чего детям предлагается поиграть с гусеницей. “День рождение гусеницы” - девочки готовят угощения.