Учебная цель: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле; продолжить формирование умений узнавать органы растений на таблицах, работать с рисунками учебника.
Воспитательная цель: cформировать у учащихся понятие о необходимости бережного отношения к растениям.
Развивающая цель: продолжить формирование умения сравнивать полученные результаты, делать выводы, развивать у учащихся практические навыки.
Ход урока
1. Организационный момент. (1 минута урока)
2. Вызов. Актуализация знаний. (5 минут урока)
Просмотр фрагмента видеофильма “Жизнь. Растение. Хлорофилл” Опыт голландца Вант Гельмонта. (Дерево посадили в кадку, прошло пять лет, масса дерева увеличилась на 60 кг, а вес земли в кадке уменьшилась на 60 г. Почему такие результаты?)
(Дети делают вывод, что растение может питаться из воздуха)
М.В.Ломоносов через 100 лет после опытов Вант Гельмонта предположил, что растения получают питательные вещества из воздуха.
В XVIII – начале XX века учеными разных стран были проведены опыты и сделаны открытия:
- в 1770 году Джон Пристли произвел опыт (мышь, растение и свеча под колоколом, под другим мышь, свеча без растения). Во втором случае мышь погибла, в первом нет, значит растение выделяет кислород.
- Немецкий химик Краус выделил из листьев растения хлорофилл (показываю вытяжку хлорофилла – жидкость зеленого цвета);
- английский ученый Грю доказал, что хлорофилл красящее органическое вещество;
- великий русский ученый М.В.Ломоносов высказал гипотезу о воздушном питании растений;
- английский врач Ян Ингенхауз открыл явление синтеза крахмала растениями.
Нельзя не сказать о русском ученом Климентии Аркадьевиче Тимирязеве, который тоже изучал процесс фотосинтеза, работу хлоропластов, доказал, что растение в течение всей жизни выделяют кислород (показываю его портрет).
3. Осмысление
Работа в группах. (10 минут урока)
Сейчас вы в группах попробуйте смоделировать некоторые их опыты и объяснить полученные результаты.
Группа № 1 - исследует роль света в образовании хлорофилла.
Оборудование: штатив с пробиркой хлорофилла; растения, выдержанные в темноте и на свету.
Задание: объясните:
1. Почему листья растения стоящего в темном шкафу не зеленого цвета?
2. Какие условия необходимы для выработки растением хлорофилла?
Группа № 2 – исследует вопрос о выработке кислорода растением.
Оборудование: демонстрационный столик, стеклянный колокол, растение, мышь (игрушка).
Задание: объясните:
Почему мышь под колпаком с растением не погибла?
Группа № 3 – исследует клубень картофеля и семена фасоли на содержание крахмала.
Оборудование: чашка Петри с ломтиком картофеля и семенами фасоли, раствор йода, пипетка, препаровальная игла.
Задание:
1. Определить, какое органическое вещество содержится в клубнях картофеля и семенах фасоли?
2. Высказать предположение, откуда берутся органические вещества в плодах и семенах растений?
Группа № 4 – исследует вопрос о поглощении углекислого газа растениями.
Оборудование: рисунки опыта с известковой водой; стакан с известковой водой; трубка для коктейля
Задание: 1. Продемонстрировать помутнение известковой воды при дыхании. Объясните: Почему на рис. №1 известковая вода помутнела, а на рис. №2 осталась прозрачной?
После обсуждения полученных результатов делаем выводы (слайд):
- Условием образования хлорофилла является свет.
- Условием образования кислорода является свет.
- Растение потребляет углекислый газ только на свету.
- Плоды и семена растения содержат органическое вещество (крахмал).
Скажите, какое основное условие всех этих процессов? Свет!!!
(Слайд). Приложение
По-гречески свет – фотос, соединение, образование – синтез. Таким образом: фотосинтез – это процесс образования растением органических веществ на свету.
Работа с электронными носителями. (10 минут урока)
Давайте посмотрим, как этот процесс происходит в растениях (слайд-фильм).
Очередность слайдов.
Стр.№4 “Микрофабрика”.
Стр. №3 “Как быть независимым”.
Стр. №7 “Поток усвоенных веществ”.
Стр. №8 “Значение фотосинтеза”.
Выводы по слайдфильму.
1. В процессе фотосинтеза энергия солнечного света превращается в энергию химических соединений, которые являются пищей для растения.
2. В процессе фотосинтеза по действием солнечного света из углекислого газа и воды образуются углеводы и выделяется кислород.
3. Фотосинтез протекает только в клетках содержащих хлорофилл, который находится в специальных органоидах – хлоропластах.
Физкультминутка. 26 минута урока. (1 минута урока)
Работа с учебником: рассматриваем устьица, хлоропласты. (1 минута урока)
Первичный контроль знаний. (5 минут урока)
Работа с карточками, которые находятся в конвертах, разложенных на столах учащихся. Конверты по очереди вскрываются, дети пытаются объяснить значение терминов.
- Фотосинтез
- Хлорофилл
- Хлоропласт
- Крахмал
- Углекислый газ
- Кислород
- Энергия солнечного света
- Энергия химических связей
- Вода
Контрольные вопросы.
Какое органическое вещество, используемое для питания растения, образуется в листьях на свету?
Какое вещество, содержащееся в листьях, преобразует энергию солнечного света в энергию химических соединений?
Как называется процесс образования углеводов из углекислого газа и воды на свету в хлоропластах листьев?
Какие условия нужны для фотосинтеза?
Значение фотосинтеза и роль растений для жизни на Земле. (10 минут урока)
Домашнее задание. (2 минуты урока)
Записываем в дневник.
4. Рефлексия
Рассказ учителя.
Мы с трудом можем представить себе Землю без растений, а значит и всех живых существ, связанных с ними.
Миллиарды лет назад наша Земля была необитаемой планетой. Рельеф суши напоминал лунную поверхность, острые иззубренные скалы, равнины из щебня и битых камней… и все это окутано удушливым углекислым газом с едким аммиаком. Единый древний материк со всех сторон окружал огромный океан.
В этом океане зародилась жизнь, появились первые растения, которые затем преобразовали условия жизни на всей планете и превратили ее в голубую колыбель человечества, которую мы все с вами знаем.
На зеленых листочках, которые лежат перед вами, написаны условия, которые растения обеспечили для распространения жизни на Земле. Используя полученные сегодня знания, вы должны выбрать те, которые были созданы, благодаря фотосинтезу. (2 минуты)
- Почва
- Разнообразие организмов
- Кислород
- Озоновый слой
- Норма углекислого газа
- Углекислый газ
- Минеральные вещества
- Вода
- и т.д.
(Один листочек – одно условие).
Представители от групп размещают “листочки” на “дереве”.
Анализируем полученные результаты – неправильные ответы, снимаем с “дерева”.
Подвожу итоги:
Дерево, растение – основное условие существования жизни на Земле, что же будет, если его срубить?
Дети делают вывод: не будет ни кислорода, ни пищи для животных и людей – не будет жизни!