Внеклассное мероприятие. Викторина "Своя игра"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (755 кБ)


Цели:

Образовательные:

  • Обобщение и систематизация знаний по темам "Кодирование информации", "Измерение информации", "Системы счисления", "Электронная таблица".

Развивающие:

  • Развитие интереса к дисциплине "Информатика".
  • Повышение уровня мыслительных операций учащихся на занятии.
  • Развитие смекалки, сообразительности и быстроты реакции.

Воспитательные:

  • Воспитание умения работать в коллективе, ответственности, положительных качеств личности учащихся.
  • Воспитание умения выслушивать и анализировать другую точку зрения.

Оборудование и материалы: два компьютера, мультимедийный проектор, экран, <Презентация>, электронная таблица для подсчета баллов <Приложение>, карточки с заданиями (дублируют задания на экране), ребусы для болельщиков.

Участники мероприятия: три команды по 5 человек из трех классов, болельщики, жюри.

Литература: [1].

Структура мероприятия

  1. Орг. момент - 1 мин.
  2. Конкурсная часть - 35 мин.
  3. Вступительное слово преподавателя
  4. Объяснение правил игры, ее целей и задач
  5. Жеребьевка
  6. Соревнование между командами
  7. Проведение конкурсов для болельщиков во время выполнения задания командами и между конкурсами (ребусы, кроссворды, задания на смекалку).
  8. Подведение итогов игры - 5 мин.
  9. Награждение победителей - 3 мин.
  10. Заключительное слово преподавателя - 1 мин.

Ход мероприятия

1. Оргмомент. Организация размещения гостей, жюри и команд.

2. Конкурсная часть.

Вступительное слово преподавателя:

Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады приветствовать всех, кто пришел сегодня принять участие в викторине "Своя игра". В сегодняшней игре участвуют три команды.

За вашими плечами уже большая часть учебного материала, вы многое знаете и умеете. В вашей копилке такие темы, как:

- Информация и информационные процессы.

- Кодирование и измерение информации.

- Системы счисления.

- Электронные таблицы.

Сегодня вам предстоит проявить свои навыки, умения и эрудицию по информатике.

Правила игры:

Жеребьёвка.

И компьютеры порой
Говорят между собой,
Но для этого одна
Им штуковина нужна.
К телефону подключил -
Сообщение получил!
Вещь, известная не всем!
Называется ...(модем)

Соревнование между командами.

Команда, первая разгадавшая загадку начинает игру. Если команда ответила правильно, то этой команде начисляется количество баллов, соответствующее стоимости вопроса. Следующее задание выбирает выигравшая в предыдущем конкурсе команда. В случае, если одна команда дала неверный ответ, слушаем ответ другой команды. Во время выполнения заданий болельщикам также предлагаются задания, каждый правильный ответ приносит команде 20 баллов.

Тема: Кодирование информации

Задание на 100 баллов.

Дана кодовая таблица азбуки Морзе.

Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами)?

(Ответ: Молодцы)

Задание на 200 баллов. Зашифрованная пословица:

Чтобы рубить дрова, нужен - 14,2,3,2,7, а чтобы полить огород - 10,4,5,1,6

Рыбаки сделали во льду - 3,7,2,7,8,9,11 и стали ловить рыбу.

Самый колючий зверь в лесу - это 12,13.

А теперь прочитайте пословицу - 1,2,3,4,5,1,6,7,8,9,10,11,9,4,7,4,13,12,14

(Ответ: Копейка рубль бережёт)

Задание на 300 баллов. Дана кодировочная таблица (первая цифра кода - номер строки, вторая - номер столбца)

  0 1 2 3 4 5 6 7 8
0 а б в г д е ё ж з
1 и к л м н о п р с
2 т у ф х ц ч ш щ ъ
3 ы ь э ю я _ . , ?
4 : ; - ! "        

Используя кодировочную таблицу, расшифруйте текст:

25201538350304053835111503040038

(Ответ: Что? - Где? - Когда?)

Задание на 400 баллов. Расшифруйте слово МРЧСУПГЩМВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Этот шифр реализует следующее преобразование текста: каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой в алфавите, который считается написанным по кругу.

(Ответ: Информация)

Тема: Измерение информации

Задание на 100 баллов. Вы подошли к светофору, когда горел красный свет. После этого загорелся зеленый. Какое количество информации вы при этом получили?

(Ответ: 1 бит)

Задание на 200 баллов. Была получена телеграмма: "Встречайте, вагон 7". Известно, что в составе поезда 16 вагонов. Какое количество информации было получено.

(Ответ: 4 бита)

Задание на 300 баллов. Сообщение о том, что Петя живет во втором подъеме, несет 3 бита информации. Сколько подъездов в этом доме?

(Ответ: 8 подъездов)

Задание на 400 баллов. Сообщение, записанное буквами из 64-х символьного алфавита, содержит 20символов. Какой объем информации оно несет?

(Ответ: 120 бит)

Тема: Системы счисления

Задание на 100 баллов. Выполните действие и запишите результат римскими цифрами: LXVI : XI

(Ответ: VI)

Задание на 200 баллов. Перевести число 5 из десятичной системы счисления с двоичную систему счисления.

(Ответ: 1012)

Задание на 300 баллов. Какая сумма записана с помощью стариной русской системы счисления Х Х Х I I I I I I I I I I I I I

Для записи чисел использовались следующие знаки: - десять рублей, Х - один рубль, I I I I I I I I I I - десять копеек, I - копейка.

(Ответ: 53,13)

Задание на 400 баллов. В некоторой системе счисления цифры имеют форму различных геометрических фигур. На рисунке приведены некоторые числа, записанные в этой системе счисления.

Какому числу соответствует следующая запись?

(Ответ: 1997)

Тема: Электронная таблица

Задание на 100 баллов. Вычислить значение в ячейке

(Ответ: 7)

Задание на 200 баллов. Значение в ячейке С3 электронной таблицы после копирования ячейки C1 в ячейку С2 равно: 4; 3; 5; 7;-1.

(Ответ: 3)

Задание на 300 баллов. Представлен фрагмент электронной таблицы.

Выбрать из указанных формул вариант тех, которые допускается вставить в ячейку B3.

Формулы Варианты
=СУММ(А1:А3)

=СУММ(В1:В3)

=А4+В2

=В1+В2

1 и 3

1

1 и 4

1,3,4

1,2,3,4

(Ответ: 1 и 4)

Задание на 400 баллов. Укажите, какое значение будет получено в ячейке C6 таблицы:

(Ответ: 21)

Задания для болельщиков

1. Занимательные ребусы на тему (Информатика)

2. Перевести число 310 -> А2. (102)

3. Перечислите не менее пяти способов приветствия друг друга, используя разговорные языки, язык жестов и мимики.

4. Разгадайте анаграммы и исключите лишнее слово:

  • тоноирм (монитор)
  • тиррпент (принтер)
  • руливакаат (клавиатура)
  • ртполет (плоттер)

5. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа: 403, 561, 666, 125? (7)

6. Сообщение о том, что ваш друг живет на 10 этаже, несет 4 бита информации. Сколько этажей в этом доме? (24 = 16)

7. В ячейке А1 записана формула = С3 + $D$5. Вы скопировали эту формулу в ячейку А3. Какая формула содержится в ячейке А3?

(= С5 + $D$5)

8. Полторы кошки за полтора часа съедают полторы мышки. Сколько мышек съедят 3 кошки за 9 часов? (27 мышек)

9. Что больше: половина четверти или четверть половины? (равны)

10. Чему равно произведение всех цифр? (нулю)

11. 7 человек обменялись фотографиями. Сколько при этом было роздано фотографий? (6*7 = 42)

12. Чему равно 152? Чему равен угол в квадрате? (225, 90о)

3. Подведение итогов игры.

4. Объявление победителя.

5. Заключительное слово преподавателя

Дорогие ребята! Вот и закончилась наша игра. Показанный вами сегодня уровень знаний - это не случайный результат. Это итог вашей работы на уроках информатики. Еще раз поздравляем всех участников с маленькими и большими победами. Благодарим болельщиков и жюри. Желаем всем удачи!

Литература

[1] Информатика. Задачник-практикум в 2т./Под ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1, 2. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.