Доклад "Научно-патриотическое воспитание детей через русский народный фольклор"

Разделы: Работа с дошкольниками


«Воспитание, если оно хочет быть бессильным, должно быть народным».
К.Д.Ушинский

Ребенок не может успешно расти и развиваться без гармонии с окружающим миром, ему необходимы мир, согласие и любовь. Прежде всего – это любовь к Родине, которая формируется с первых дней жизни. Сначала Родина для ребенка – это его мама, комната, семья, родные. вот он пошел в детский сад и начинает дружить, учиться, относиться к окружающим людям, природе, по законам совести. А совесть – это народная память. Каждый народ в бездонных копилках памяти имеет никогда не иссякающее богатство это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые предания и сказки, мудрые мысли, архитектура, быт и верование, любимые праздники.

Каждый человек «с молоком матери» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина, патриота.

В самом раннем детстве закладываются в человеке основы нравственности и духовности, формируются первоначальное самосознание, патриотические и гражданские чувства.

Чтобы воспитать такие чувства, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации. Задача педагога – помочь детям воспользоваться этими сокровищами, стать богаче, умнее и добрее. Чувство патриотизма формируется в дошкольном возрасте, когда дети начинают осознавать частью ценного культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народным праздникам и традициями. Для формирования нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста можно достичь объединив фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический и литературный материал. Руководствуясь принципами доступности, наглядности, историзма, вариативности и системности – эта работа дает положительные результаты и оказывает благотворное влияние на чувствительные детские души. Русский детский фольклор пронизывает всю жизнедеятельность ребенка в детском саду. первый этап работы с младшими дошкольникам – это приобщение их к устному народному творчеству через песенки, потешки, прибаутки, загадки, о природе, о животных, о своих родных и о себе самом. Чтение русских народных сказок, драматизация, театрализованные представления, игры. Для самых маленьких – это пестовый фольклор; приговоры при умывании, купании, расчесывании, а также колыбельные песни, потешки, прибаутки, загадки, чтение русских народных сказок, драматизация, театрализованные представления, игры.

В среднем дошкольном возрасте работа по формированию нравственно-патриотических качеств строится на ознакомление с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью простых русских людей: сказки, потешки, прибаутки, знакомство и обучение игре на русском народном инструменте, начальное, избранное знакомство с народным календарем. Это позволяет видеть разные аспекты явление: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические. Чтобы в старшем дошкольном возрасте полученные знания трансформировались в зачатки патриотизма (интереса к истории своего края, города, страны, к народным промыслам, к духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями), необходимо показать красоту созданных веками бытовых и культурных ценностей, помочь полюбить своё, родное, близкое. Чтение сказок, былин, познакомить с обширным музыкальным материалом, интенсивное освоение фольклорной традиции, пение русских народных песен, углубленная работа по народному календарю, изучение примет, обычаев, обрядов, суеверий русского народа.

Одна из форм работы – проведение совместных праздников, утренников, вечеров досуга, выставок, традиционных народных игр, экскурсий, позволяет объединить детей разного возраста общими чувствами переживаниями. При этом старшие дети как правило делятся с младшими опытом, готовят материалы, необходимые как для собственной деятельности, так и для занятий с малышами, делают подарки.

Лучше всего занятия и беседы проводить там где создан быт наших прабабушек и прадедушек: русская печь, лавки, прялка, самовар, сундук, чугунок, поленья дров, образцы льна и шерсти, вышитые салфетки, тканные половики, полотенца, для детей это будет не просто слова, а название предметов которые можно потрогать своими руками. Такая форма работы необходима в детском саду в рамках нравственно-патриотического воспитания.

При отборе фольклорного материала важно опираться на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости. Для этого постоянно пополняется наглядный материл: макеты, муляжи, альбомы, иллюстрации, коллекция открыток, библиотека детских книг по устному народному творчеству, предметы быта, куклы в национальных костюмах, детские и взрослые национальные костюмы, народные игрушки, изделия из лозы, расписные матрешки.

Умные фольклористы ежегодно находят что-то новое во всех жанрах: легенды, предания, исторические песни, эпические поэмы, которые помогают лучше понять исторические события, объяснить их.

О необходимости воспитания любви к родному Отечеству говорили и писали в свое время русские педагоги. Чтоб считать себя сыном или дочерью России, надо понять духовную жизнь русского народа, принять историю и культуру Родины как свои собственные. К.Д.Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Воспитанный на любви к малой родине, на русском фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать к русской культуре, где бы он не родился.