Урок внеклассного чтения для учащихся 5–6-х классов по теме "Драгоценные клады сказочника С.Г. Писахова"

Разделы: Литература


Цель: презентация творчества веселого сказочника С.Г.Писахова; расширение читательского кругозора учащихся.

Форма урока: презентация творчества писателя

Оборудование: тесты сказок С.Г.Писахова; мультимедийная презентация.

Ход урока

Учитель. Прослушайте текст и определите жанр данного произведения.

Учитель зачитывает сказку С.Г.Писахова «Северное сияние»

– Почему вы решили, что это сказка? (Ответы детей.)

– Это произведение принадлежит Степану Григорьевичу Писахову, а он действительно назвал его сказкой.

Кто читал другие сказки этого писателя? (Ответы детей.)

Имя этого архангельского сказочника, к сожалению, мало известно читателям. А между тем друзья – писатели называли его «поэтической душой севера». (Слайд 2, см. Приложение 1)

Для нашего серного края Писахов является тем же, чем Бажов для Урала. В ШКАТУЛКЕ Писахова, хоть она и не малахитовая, тоже хранятся драгоценные клады – легенды и сказки поморского Севера. (Слайд 3)

Урок сегодня я бы хотела провести в форме презентации творчества этого интересного писателя-сказочника, нашего земляка, северянина. (Слайд 4).

Родился С.Г.Писахов в Архангельске 25.10.1879 г. На Поморской улице, в доме, который принадлежал его отцу, ювелирных дел мастеру, а через 80 лет в этом же доме и умер. (Слайд 5)

Писахов любил повторять, что всю жизнь он прожил в той же комнате, где родился, в ней же намерен и помереть. Так оно и случилось.

С детства Писахов мечтал стать художником, но отец не разделял увлечений сына, повторяя постоянно, что «без художников люди живут спокойно». Однако сын настоял на своем, и в 1902 году он поступает в Петербургское художественное училище, а в 1905 году за вольнодумство из училища его исключают и лишают права получать образование в России.

И тогда Писахов отправляется путешествовать. Греция, Италия, Франция, Ближний Восток – далеко не полный перечень стран, в которых он побывал.

Именно там, на чужбине, в жарких солнечных странах, понял Писахов, что не может он жить без севера, тихого, скромного, но такого родного и уютного. И он возвращается домой. Он так истосковался по русской зиме, что едва переступив порог родного дома (а это было летом), тут же мчится на Мурман – искать уцелевший снег. А потом, как одержимый, рисует родные северные пейзажи.

Друзья, которым он как-то показал свои картины, пришли в восторг и устроили ему выставку сначала в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве. Публика заговорила о таланте Писахова – художника, а критики даже назвали его певцом северной природы. (Слайды 6–8 с картинами Писахова).

Однако тяга к путешествиям звала художника в дорогу за новыми впечатлениями. Но душа не хотела расставаться с родным севером. И тогда Писахов отправляется путешествовать по северу. За несколько лет он исколесил всю Арктику: Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Баренцево море, Карское море… Ну и конечно, северные реки: Печора, Пинега, Онега, Мезень. Всюду, где бывал, Писахов старательно изучал быт и культуру, традиции и обряды, легенды и сказки.

В середине ХХ века С.Г.Писахов был в Архангельске самым популярным человеком. Не было в этом городе жителя, который бы не знал писателя в лицо. (Слайд 9)

Почти двадцать пять лет преподавал Степан Григорьевич в школах Архангельска рисование, а для развлечения писал для своих учеников сказки. В 1932 году его сказки попадают в руки известного тогда писателя-сказочника Лазаря Лагина. Лагина сказки Писахова восхитили, и он помогает школьному учителю издать сборник его произведений, который Писахов назвал по заглавию одной из своих сказок «Не любо – не слушай…» (Слайд 10)

Ученики часто спрашивали своего учителя, откуда он берет темы и сюжеты для своих сказок. Он всегда отвечал: «С натуры. Рифмы запросто со мной живут, две придут сами, третью приведут» А потом признавался, что с детства слышал богатое северное словотворчество и что дед его, Левонтий, славился по всей Пинеге как искусный сказочник и балагур. В непогоду дед Левонтий мог целыми сутками развлекать охотников и рыбаков своими небылицами и небывальщинами.

Сказки Писахова – уникальное явление русской северной культуры. В них всегда точно названо место действия – деревня Уйма. (Слайд 11) Главный герой его сказок – народ, поморы. А истории, которые происходили в поморской деревне Уйма, расположенной на берегу Белого моря, рассказывает местный житель балагур и весельчак Сеня Малина. (Слайд 12) У Писахова Сеня Малина – человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник, и в Питере был, и в Москве, и с французами воевал, и турок бивал, и по всем морям путешествовал. Все знает Сеня малина, все видел.

Похож писаховский сказитель на настоящего Сеню Малину? (Слайд 13)

А живет Сеня Малина, как все поморские мужики, по его собственному выражению, «обнакновенно». И «жона» у него, как у всех, «справная», только «спорить с ней – зря время терять», и детей у него» семеро на лавке, пять – на печи».

Сеня Малина хорошо знает поморскую жизнь, в сердце у него восторг от красоты и богатства родного края. И был этот край «самолучшим в старо время». Малина уверен, что и поморские мужики были бы «первеющими богатеями», если бы не «злыдни проклятые – чиновники, урядники да попы»

Что из моего рассказа вы узнали о творчестве С.Г.Писахова? (Слайд 14)

(Создавал сказки о поморской жизни; главный герой – обычный крестьянин; попы и чиновники – отрицательные герои; сказитель – весельчак и балагур Сеня Малина)

Наша задача – познакомившись поближе со сказками этого удивительного сказочника, определить, в чем же их своеобразие и оригинальность, и чем они связаны с народными традициями.

Давайте познакомимся со сказкой, которая вошла в сборник «Не любо – не слушай…». Сказка называется «Как поп работницу нанимал» (Слайды 15–25)

Что напомнила вам эта сказка? («Сказку о попе и работнике его Балде» и бытовые народные сказки)

Чем же похожа эта сказка Писахова на бытовую русскую народную? (Герои и идея сказки очень близки к народным)

Но у сказки «Как поп работницу нанимал» есть автор, значит, она литературная.

Чем еще эта литературная сказка отличается от народной?

Следующая сказка называется «Морожены песни». Послушайте ее и определите, в чем ее своеобразие и имеет ли эта сказка связь с народными традициями.

Вывод:
– Чем необычна сказка?
(Языком и сюжетом.)
– Чем необычен язык? (Насыщен диалектизмами, усеченными словами, пословицами, поговорками, просторечиями и разговорной лексикой.)

– Итак, речь Сени Малины своеобразна и очаровательна. Она подчеркивает особенность сказки, ее самобытность. Этот художественный прием помогает автору создать оригинальное произведение. Писахов свои произведения назвал сказками, но сказки должны иметь традиционную сказочную композицию.

Найдите зачин и концовку в сказке «Морожены песни». (Тоже оригинальны.)

На чем строится сюжет в этой сказке? (На небылицах.)

Зачем врет Сеня Малина? (Для веселости: «смех в работе подмога и с едой пользителен».)

Вывод: В чем своеобразие этой сказки? (Слайд 26)

Перед вами на столах еще три сказки С.Г.Писахова: «Не любо – не слушай…», «Своим жаром баню грею» и «Ледяной потолок над деревней».

Самостоятельно ознакомьтесь с их содержанием и сделайте вывод:

I вариант. В чем связь этих сказок Писахова с народными традициями.
II вариант.
В чем своеобразие этих сказок Писахова.

(Слайд 27)

О чем же пишет Писахов? Какие темы он затрагивает? К какому виду сказок вы бы отнесли его произведения? (Нельзя отнести ни к одному из имеющихся видов сказок. Сказки Писахова и бытовые, и волшебные, и сатирические, и о животных. И все это одновременно. В них есть всё, кроме нечистой силы.)

Можем ли мы, северяне, утверждать, что все, о чем говорит Сеня Малина неправда? Значит, это правда? (В них преувеличение, т. е. гипербола.)

Что же прославляют и воспевают сказки Писахова? (Север, его красоту, трудолюбие и смекалку северных людей, которые умудрились даже белых медведей обучить работать.)

Какой еще прием, кроме гиперболы, использует сказочник? (Олицетворение «семга да палтусина сами в пироги заворачиваются».)

Можем мы утверждать, что Север – это еще один главный герой всех произведений С.Г.Писахова?

Итак, Писахов олицетворяет природу севера. У нее, по его мнению, как у человека, есть душа и характер. А край, имеющий душу и характер, не может быть обычным, значит, и рассказать о нем обычными словами невозможно. Наверное, именно поэтому Сеня Малина так часто прибегает к словотворчеству, использует в своей речи многозначные слова и метафоры.

Писахов соединяет в речи Сени Малины народную, разговорную речь с литературной. У него получилось дополнительное средство художественной выразительности. Именно оно и придает сказкам Писахова ту яркость, необычность и очарование, которые и пленяют читателя.

Вывод. Своеобразие сказок Писахова. (Слайд 28)

  1. Сюжет оригинален, строится на небылицах;
  2. Отсутствует волшебство;
  3. Gоложительные герои – поморские крестьяне деревни Уйма;
  4. Отрицательные герои – попы и чиновники;
  5. Cказитель (Сеня Малина) врун и балагур; врет для веселости;
  6. Зачин и концовка, авторские, самобытные;
  7. В языке соединяется литературная речь (метафоры, сравнения) и разговорная, народная (диалектизмы, просторечия, пословицы, поговорки, усеченные формы слов);
  8. Применяет гиперболу и олицетворение.

Понравились вам сказки С.Г.Писахова?
Только печатаются они, к сожалению, небольшими тиражами, и найти их в продаже достаточно сложно. Наши ребята подготовили для вас инсценировки по сказкам Писахова «Модница» и «Поп и работник»
Какие сказки прозвучали сегодня на уроке? (Слайд 29) Какая из них вам понравилась больше всего? Чему учат сказки Писахова?