Цель: научиться отличать звук [ш] от других звуков; научиться читать слоги, слова с новой буквой.
Планируемый результат:
Предметные: характеризовать звуки русского языка; формировать навык чтения, учиться работать с текстом.
- Метапредметный:
Оборудование: проектор для просмотра слайдов, презентация.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика. |
Мобилизующий этап | |
– Сегодня на уроке у нас много гостей. Расскажите нашим гостям, как вы ведёте себя на уроке? | – На уроке мы сидим, Не шумим, не кричим, Руку тихо поднимаем, Если надо, отвечаем. |
Формулирование темы и цели урока | |
– Назовите изображённые на слайде предметы.
(Слайд 2). Приложение 1 – Найдите в словах, обозначающих названия данных предметов, одинаковый незнакомый вам звук и сформулируйте тему урока. (Слайд 3). |
– На слайде изображены шар, шляпа, шишка, Шапокляк. – В каждом слове есть звук [ш]. Значит, тема урока – «Звук [ш] и буква, которая его обозначает». |
– Какую цель вы поставите на уроке? | – Мы будем научиться отличать звук [ш] от других звуков; научиться читать слоги, слова с новой буквой. |
Работа со звуком [ш] | |
– Исключите одно из данных слов по самостоятельно найденному признаку. (Шелчок). | – Из данных слов можно исключите слово Шапокляк. Оно отвечает на вопрос кто?, а остальные слова отвечают на вопрос что? |
– Что вы знаете о Шапокляк? – А не возник ли у вас вопрос: «Почему у Шапокляк такое странное, необычное имя?» Вы сможете сами ответить на этот вопрос, если послушаете меня внимательно. Шапокляк – это мужской головной убор в виде цилиндра. (Слайд 4).Его носили мужчины в девятнадцатом веке. Они входили в помещение и снимали цилиндр. Держать его было неудобно. Цилиндр сделали складным. По-французски «шапо» – это шляпа. «Кляк» – шлепок ладонью по её верху. После чего шляпа складывалась. – Так почему же у Шапокляк такое имя? (Шелчок) – Произнесите звук [ш] в слове Шапокляк и дайте характеристику этого звука. |
– Шапокляк – это героиня книги Э.Успенского «Крокодил
Гена и его друзья». Шапокляк – это вредная старуха. Её любимое занятие –
делать злые дела. – У старухи такое имя из-за головного убора, который она носила. – Звук [ш] согласный. Воздух при его произнесении встречает преграду. Он не поётся и не тянется. Он глухой, так как при его произнесении в ушах не слышно звона. Он твёрдый, потому, что произносится твёрдо. – Старухе больше всего понравится ландыш, так как в его названии есть звук [ш]. – В слове ландыш звук [ш] последний. – Ландыши. – В слове ландыши звук [ш] твёрдый. |
– Ориентируясь на тему урока, выберите среди данных цветов тот, который больше всего понравится старухе Шапокляк. (Слайд 5). | (Дети пытаются найти слова с таким звуком.) |
– Какое место в слове ландыш занимает звук [ш]? – Измените, слово ландыш таким образом, чтобы оно обозначало не один, а много предметов. (Шелчок) – Произнесите слово ландыши и дайте характеристику нового звука. – Я хотела найти слова, в которых звук [ш] мягкий, но не смогла. Может быть, вы знаете такие слова? – Какой вывод можно сделать? – Дайте полную характеристику звук [ш]. – Приведите примеры слов со звуком [ш], чередуя в ответах слова, отвечающие на вопрос кто? со словами, отвечающими на вопрос что? |
– Звук [ш] всегда твёрдый. – Звук [ш] согласный, глухой, всегда твёрдый. – Шура, шина, скворушка, шум, кошка и т.д. |
Физкультминутка | |
– Во время физминутки мы определим, какую одежду предпочитает старуха Шапокляк. Как вы думаете, каков признак её любимой одежды? | – Наличие в слове звука [ш]. |
– Если в слове произнесённом мною слове есть звук [ш], вы прыгаете, выражая радость. Если нет, машете руками, показывая, что эта одежда Шапокляк не нравится. Берет, шляпа, косынка, шарфик, туфли, башмаки, шубка пальто, шорты, брючки, тельняшка. | (Дети анализируют слова и выполняют соответствующее движение.) |
Знакомство с новой буквой. | |
– С новым звуком мы познакомились, что мы сейчас должны
сделать? – Пока мы подбирали наряд для старухи, она успела сделать злое дело. Шапокляк спрятала новую букву среди других букв. Кто сможет её отыскать? (Слайд 6). |
– Мы должны познакомиться с буквой, которая обозначает
звук [ш]. (Ребёнок находит эту букву на слайде). |
Чтение слогов с новой буквой. | |
– Кто знает, как называется эта буква?
– На какие предметы она похожа? |
– Это буква «ша».
– Она похожа на вилы, на расчёску и т.д. |
– Вспомните, какую ещё мы ставили перед собой цель и
определите, чем мы должны заняться сейчас?
– Я приготовила для чтения слоги, но Шапокляк побывала здесь и их перепутала. (Слайд 7) |
– Мы будем читать слоги с буквой Ш. |
– Прочитайте перепутанные слоги про себя и разделите их на две группы по самостоятельно найденному признаку. | (Дети читают слоги про себя). |
– Какие группы у вас получились? | – У нас получились слоги с буквой Ч и слоги с буквой Ш. |
– Прочитайте слоги с буквой Ч. (После этого слоги исчезают), |
(Читают слоги с буквой Ч. |
– Прочитайте слоги с буквой Ш. – Прочитайте эти слоги справа налево. – Прочитайте данные слоги, добавляя к ним по одной согласной букве из имени старухи. (Слайд 7) |
Читают слоги с буквой Ш. Читают слоги справа налево. Читают слоги добавляя к ним по одной согласной букве из имени старухи. |
Чтение слов с новой буквой. | |
– К какой следующей цели мы перейдём? – Но у нас возникла новая проблема. К приготовленным мною для чтения словам Шапокляк подогнала ша-отделительную машину. С её помощью буква Ш исчезла из всех напечатанных слов. (Слайд 8). |
– Мы будем читать слова с буквой Ш. |
– Прочитайте, какие получились слова после работы этой машины. | – Ум, утка, лапа, есть, комар. |
– Определите, какие слова с Ш попали в эту машину.
(Слайд 9).
– Какое задание с этими словами можно выполнить? |
(Дети вставляют в каждое слово букву Ш и читают получившиеся слова.) (Дети подбирают варианты заданий). |
Чтение текста про шикшу. | |
– Хотя старуха Шапокляк сегодня сделала нам много вредных дел, я предлагаю вам сделать для неё доброе дело. Мы с вами прочитаем ей и нашим гостям текст. Как вы думаете, что обязательно встретится в этом тексте. О чём этот текст вы узнаете, если отгадаете загадку? (Слайд 10-24). | – Я в лесу расту, где мох. Ягодки мои с горох. Похожа я на елочку – Я тоже вся в иголочках. (Дети отгадывают загадку и читают текст) |
Итог урока | |
– Почему растение называют «вороника»? – Почему растение называют «водяника»? – На что похожи её листочки? – Мы преодолели сегодня на уроке все злые дела старухи Шапокляк. |
(Дети отвечают на вопросы). |
– Что бы вы хотели пожелать ей на прощанье?
Поработайте в парах. Придумайте вопрос, по сегодняшнему уроку, который вы зададите своим одноклассникам. За что я могу вас сегодня похвалить? (Слайд 25). |
(Ответы детей). |
Выход за рамки урока. | |
Поработайте с атласом «От земли до неба», найдите пользуясь алфавитным указателем, названия животных или растений с буквой Ш и к следующему уроку кратко прочитаете об этом. |