Цель: коррекция и компенсация имеющихся отклонений в психическом развитии, а именно внимания.
Более 10 лет [2000–2012 гг.] работаю в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Помимо речевых нарушений у них недостаточно развиты психические процессы, особенно может протекать без внимания. Развивать внимание можно и нужно, чтобы помочь детям с нарушениями речи успешно подготовиться к обучению в школе. Неоценимую помощь в этом оказывают игровые упражнения, задания и дидактические игры на развитие психических процессов. Упор сделан на занятия по формированию элементарных математических представлений [ФЭМП].
Составила перспективный план занятий, куда включила задачи по развитию психических процессов. Высокая плотность занятия, постоянная смена деятельности, обилие дидактического материала, позволяют поддерживать познавательный интерес, внимание детей. Дети чувствуют себя уверенно и комфортно. К концу учебного года дети показывают хорошие результаты в усвоении программы и развития внимания.
Предлагаю конспект занятия.
Программное содержание:
- Закреплять знания цифр от 0 до 9; последовательности дней недели; навыки счета в прямом и обратном порядке.
- Закреплять умение называть пропущенное число; последующее и предыдущее число к названному; на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на «+», «-».
- Упражнять умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число.
- Тренировать умение отвечать полным предложением; согласовывать существительные с числительными, следить за звуками.
- Развивать познавательный интерес, слуховое внимание, память, мышление и мелкую моторику руки.
Материал: натуральный ряд цифр; карта – таблица; счетные палочки; простые карандаши на каждого ребенка; чудо – дерево с цифрами; машинки – игрушки; мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент:
1) Воспитатель: Дети, отгадайте, загадку:
«Я бываю разная: черная и красная,
Легковая, грузовая. Кто же я такая?»… (Машина)
Дети проходят в группу. Девочки называют воздушный транспорт, мальчики – водный.
Воспитатель: Назовите, какой сегодня день недели?
Дети: Сегодня, вторник.
Воспитатель: Какой по счету этот день?
Дети: Второй по счету.
Воспитатель: Назовите четвертый день недели?
Дети: Четверг.
Воспитатель: Какой день между воскресеньем и вторником?
Дети: Понедельник.
Воспитатель: Какая по счету пятница?
Дети: Пятая по счету.
Воспитатель: Молодцы!
2) Задание «Веселый счет»
Воспитатель: Я начну, а вы продолжите. Считаем в прямом порядке. 3, …; 7, …; 5, ….
Воспитатель: Считаем в обратном порядке. 9, …; 6, ….
Воспитатель: Молодцы! Вы очень внимательны.
3) Воспитатель: Назовите числа от 2 до 8, пропустив одно число.
Ребенок: 2, 3, 4,…,6, 7, 8.
Воспитатель: Какое число пропустил Ваня?
Ребенок: Ваня пропустил число 5.
Воспитатель: Какие 2 числа пропущу я? Слушайте внимательно. Считаю в обратном порядке. 9, 8, 7, …, 5, 4, …, 2, 1.
Дети: Вы пропустили 6 и 3.
Воспитатель: Правильно. Назовите числа больше 2, но меньше 6 [на доске натуральный ряд чисел].
Дети: Это 3, 4, 5.
II. Работа за столами
Дети садятся на места. [Около доски расположено «Чудо – дерево с цифрами]
а) Упражнение на внимание
Воспитатель: Назовите зимующих птиц?
Дети: Синица, воробей, ворон, сорока, дятел, снегирь, свиристель, клест, голубь.
Воспитатель: Это чудо – дерево. На ветках расположились не птицы, а цифры. Скажите, какой цифры не хватает?
Дети: Нет цифры 10.
б) Задание «Назови соседей»
Дети раскладывают цифры перед собой.
Воспитатель: Покажите соседей числа 6
Дети: Соседи числа «6» – 5 и 7
Воспитатель: Назовите предыдущее и последующее число числа 4
Дети: Предыдущее число 3, последующее 5.
Воспитатель: Молодцы!
III. Закрепление знаний состава числа из двух меньших
Воспитатель использует таблицы – карточки.
Воспитатель показывает карту с цифрой 7.
Воспитатель: Вспомните и назовите, как можно составить число 7 из двух меньших чисел? Например:
и т.д.
Дети: Это 6 и 1; 5 и 2; 4 и 3; 2 и 5; 3 и 4; 1 и 6.
Воспитатель: На какие два меньших числа можно разложить число 9? [Карта с цифрой 9] – Молодцы, все справились с этим заданием.
IV. Динамическая пауза [физкультминутка]
На улице нашей машины, машины,
Машины – малютки, машины большие.Дети двигаются по группе, держа в руках воображаемый руль. Спешат грузовые, фырчат легковые,
Торопятся, мчатся, как будто живые.Сделав разворот, двигаются в другую сторону.
V. Закрепление умение решать арифметические задачи на сложение и вычитание
Дети останавливаются возле стола – «стоянки».
Воспитатель: Вспомним, из каких частей состоит задача? Назовите их.
Дети: Задача состоит из четырех частей. Это условие, вопрос, решение, ответ.
1) Воспитатель: Слушайте внимательно задачу [опора на наглядность].
- На стоянке было 6 машин. Приехали ещё 2 машины. Сколько всего машин стоит на стоянке?
- Назовите – повторите условие задачи. Что известно нам? Что нужно узнать?
- Если приехали ещё 2 машины, их стало больше или меньше?
- На какое действие задача? Как решили её? Сколько же стало на стоянке машин?
Дети: На стоянке всего 8 машин.
2) Теперь сами составьте задачу: 5-2.
3) Воспитатель: Ещё очень интересная задача. На грядке росло 8 кабачков. Хозяйка выкопала несколько. После этого осталась 5 кабачков. Сколько кабачков выкопала хозяйка?
Дети: 3 кабачка.
Воспитатель: Как вы узнали?
Дети: От 8 отняли 5. Получилось 3 кабачка.
Воспитатель: Всё ли правильно в этой задаче? Кабачок – это что? Где растет кабачок?
Дети: Это овощ. Растет на грядке, а не в земле. Можно сорвать.
Воспитатель: Какие овощи ещё вы знаете? Когда собираем урожай?
Дети называют овощи. Собирают урожай осенью.
Воспитатель: Сейчас какое время года?
Дети: Зима.
Динамическая пауза [физкультминутка] «Посчитаем»
[Согласование существительных и числительными]
Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч каждому, дети продолжают считать, правильно согласовывая существительные с существительными.
– 1 автобус, 2 автобуса,…, 5 автобусов.
– 1 лодка, 2 лодки,…, 5 лодок.
– 1 самолет, 2 самолета,…, 5 самолетов.
VI. Работа [на местах] за столами. Задание «Штриховка». Развитие мелкой моторики руки.
Воспитатель: Нужно «Покрасить» машины в заданном направлении [Например: самолет, теплоход, парусник] простым карандашом. – Какую машину ты красишь? Как называется твоя машина?
VII. Задание на развитие логического мышления. С палочками.
Воспитатель: Отсчитайте 10 палочек. Нужно выложить один прямоугольник, два квадрата, три треугольника.
Проверка выполнения задания.
VIII. Итог занятия
Оценка. Поощрение детей.