Пояснительная записка
В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является самосохранительное поведение, здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым.
В.П. Казачеева рассматривает здоровье как процесс сохранения и развития биологических и физических, а также психологических возможностей человека, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
«Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, которая обеспечивает приспособление человека к меняющимся условиям внутренней и внешней среды». (С.Н.Ожегов)
На реализацию функций здоровья влияют многие внешние и внутренние факторы, в том числе социально-культурно-политическая система, индивидуальное поведение, индивидуальный потенциал здоровья, склонности и способности, физико-биологическая среда обитания.
Методики констатируют значительное ухудшение состояния здоровье у детей и подростков. Наблюдается изменение показателей физического развития, патологии зрения, все чаще среди школьников диагностируются аллергические заболевания, нарушения в опорно-двигательной системе, депрессивные состояния.
У детей, важно выработать и сформировать культуру здорового образа жизни. (ЗОЖ).
ЗОЖ – это такой образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма.
Здоровый образ жизни включает в себя:
- настрой на здоровый образ жизни;
- двигательную активность;
- личную гигиену;
- умеренное и сбалансированное питание;
- ритмичность жизни;
- безопасность жизни.
Анализ условий жизни воспитанников до поступления в детский дом показывают, что в большинстве случаев дети воспитывались в неблагополучных семьях, условия которых создали прямую угрозу для их жизни и здоровья. Жизненный опыт, который дети получают, в таких семьях, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю и пробе наркотиков, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Зачастую, педагогические приемы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребенком навсегда.
Поэтому, работа по формированию навыков ЗОЖ актуальна для детей в условиях детского дома.
Для изучения ЗОЖ воспитанников детского дома было проведено:
- анкетирование «Отношение к своему здоровью». Автор Тихомиров С. В. (Приложение 2). По результатам анкетирования установлено, что материальные блага, друзей, любовь дети ставят выше, чем свое здоровье.
- диагностика «Потребность в новых ощущениях», М. Цукермана. (Приложение 3). По результатам исследования: 10,8% - высокий уровень потребности в ощущениях; 67,5% - средний; 21,6% - низкий.
Проведенное анкетирование и диагностическое исследование подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников детских домов.
Анализ изученной литературы: «Здоровье наших учеников» Варламовой С.И., «Педагогические здоровье сберегающие технологии» Лабутина Н.Ю. и Майского А.Б., «Обратная сторона здоровья» Бойко А. показывает на недостаточность разработки данной проблемы применительно к условиям детского дома.
Учитывая тот фактор, что по своему физическому и психическому развитию дети, воспитывающиеся в детском доме, отличаются от ровесников из семьи, ввиду ограниченного круга общения у них формируется неадекватность поведения, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими, неприятие замечаний и запретов.
Поэтому возникла необходимость в составлении программы «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детских домов в возрасте от 7 до 14 лет».
Цель: Формирование у детей социальных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельность и долголетие.
Данная цель может быть достигнута через решение следующих задач.
Задачи:
- информирование всех участников образовательного процесса по проблемам сохранения здоровья и формирование культуры здорового образа жизни.
- выявление проблем, связанных со здоровьем воспитанников на основе результатов анкетирования, диагностики; на основе данных предоставленных медицинской службой детского дома.
- проведение занятий с воспитанниками, направленных на формирование культуры здорового образа жизни.
- проведение занятий с воспитанниками направленных на улучшение эмоционального состояния и повышения стрессоустойчивости с использованием игровых и релаксационных упражнений.
Основные направления программы:
I. Азбука гигиены.
II. Береги свое здоровье.
III. Сделай свой выбор.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет. Срок реализации 3 года, занятия будут проводиться два раза в месяц, по длительности составят от 30 до 45 минут. В целях поддержания устойчивого интереса к занятиям у воспитанников, закрепления опыта ЗОЖ на практике, получение ими удовольствия от познания нового, формированию интереса к самопознанию, саморазвитию и рефлексии, на протяжении каждого года реализации применяется принцип чередования и взаимопроникновения тем всех трех блоков.
К организации и проведению занятий планируется привлечение специалистов: психолога, социального педагога, медицинского работника, физрука, воспитателя.
Организационные моменты проведения занятий предусматривают использование видео и музыкальных записей, технических средств: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр.
Занятия содержат следующие этапы:
I. Организационный этап;
II. Проверочный;
III. Подготовительный;
IV. Основной;
V. Контрольный.
VI. Итоговый, рефлексия.
Предлагаемые формы работы – беседа, тренинг, практическое занятие, ролевая игра, рассказ, конкурс рисунков, активное слушание, диспут.
Для отслеживания результативности программы, будут использоваться диагностические методики, анкетирование по изученным направлениям.
Критерии результативности усвоения программы:
Знания:
– составляющие здоровья;
– особенности развития своего организма;
– правила личной гигиены и здорового образа жизни;
– основные группы питания;
– защитные силы организма;
– о здоровьесберегающих технологиях;
– о вреде табака, алкоголя, ПАВ;
– правила соблюдения режима дня;
– различные формы закаливания.
Умения:
– ответственно относиться к своему здоровью;
– управлять своим эмоциональным состоянием;
– соблюдать правила личной гигиены;
– ухаживать за кожей, глазами, зубами;
– правильно распределять свой рацион питания;
– преодолевать психологические установки, препятствующие развитию личности;
– совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ;
– ставить цель, достигать ее и оценивать результат.
Навыки:
– ценностное отношение к миру, окружающим людям, самому себе;
– достигая поставленной цели использовать личные знания, опыт;
– отрицательного отношения к наркотикам, алкоголю и курению;
– четкой жизненной позиции направленной на положительное формирование личности в социуме;
– информированность по вопросам репродуктивного здоровья.
Знания, умения и навыки будут отслеживаться на начало реализации программы в середине и в конце учебного года, с использованием диагностических методик, опросов, тестов, игровых форм работы и внешних показателей успешности воспитанников.
Тематический план (Приложение 1)
№ Блока/ № п/п |
Название блока/ Тема |
Количество часов | |
теория | практика | ||
I | Азбука гигиены. | 10 | 8 |
II | Береги свое здоровье. | 3 | 15 |
III | Сделай свой выбор. | 6 | 12 |
ВСЕГО | 19 | 45 |
Содержание тем
Первый год
Теория:
- Основные направления осуществления программы.
- Взаимосвязь режима дня и режима питания, какое влияние они оказывают на здоровье.
- Основные понятия: дыхание, солнечный удар, гигиена, утомление, эмоции.
- Роль сигареты в жизни курильщика, влияние сигареты на здоровье человека.
Практика:
- Диагностическая методика, определяющая потребности в новых ощущениях.
- Ролевая игра на оказание первой помощи при солнечном ударе.
- Тестирование, определяющее отношение школьников к курению.
- Релаксационные упражнения: на снятие утомления, на исправление осанки.
- Конкурс на лучшую антирекламу сигарет, алкоголя, выпуск листка здоровья.
Второй год
Теория:
- Потребность в соблюдении личной гигиены.
- Понятие стресс, выход из состояния стресса, что к нему приводит.
- Понятие депрессия, определить связь с зависимостью от табака и алкоголя.
- Беседа о влиянии современной техники на организм человека, о влиянии сверстников, о здоровье зубов, о чистой коже, о целительных свойствах чистого воздуха.
Практика:
- Работа с тетрадью «Вредные привычки».
- Ролевые игры, развивающие навыки этикета, гигиены.
- Профилактическая игра «Слабое звено» о вреде алкоголя, табака.
- Физкультминутка для глаз, комплекс упражнений для расслабления мышц ног и рук.
Третий год
Теория:
- Понятие чистота, соблюдение гигиены жилища.
- Витамины и их «волшебные» свойства.
- Понятие ДТП и соблюдение правил дорожного движения.
- Мифы об алкоголе и его влияние на организм человека.
- Понятия осторожность, самозащита, бдительность, внимательность, как уберечь себя от несчастья.
- Проблемы наркомании, как избежать столкновения с наркотиками.
- Подростковая преступность и пути ее преодоления, правовые нормы и наказания несовершеннолетних.
Практика:
- Ролевая игра «Влажная уборка квартиры», обсуждение.
- Тестирование на выявление знаний о витаминах «Дорога здоровья».
- Простудные заболевания дыхательных путей, влияние курения на органы дыхания.
- Обучающий практикум по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим от ДТП, при переломах и вывихах, людям, терпящим бедствие на воде.
- Диагностическое исследование, определяющее потребность в новых ощущениях, подведение итогов реализации программы.
- Правила безопасности, сигнальные карточки «Уходя, гасите свет», «Выключи электроприборы», «Не приглашай в дом незнакомых людей».
Приложение 1
Тематический план.
Приложение 2
Анкета по изучению отношения к своему здоровью.
Приложение 3
Диагностика потребностей в новых ощущениях.
Приложение 4
Анкета отношения к курению.
Приложение 5
Методическое обеспечение к Программе «Формирование здорового образа жизни у
воспитанников детских домов в возрасте от 7 до 14 лет».
Приложение 6
Список литературы.