Место урока в курсе географии: География России рассматривается как комплексный страноведческий курс, изучается в 8 и 9 классах. Наряду с новым комплексным курсом изучения имеет место и традиционное планирование по учебникам И.И. Бариновой, Э.М. Раковской (8 класс), А.И. Алексеева, В.В. Николиной (9 класс). Таким образом, тема «Население России» изучается либо в 8, либо в 9 классе (в зависимости от тематического планирования, УМК). |
Цели:
- Познакомить с особенностями национального и религиозного состава населения России, с размещением народов по территории страны.
- Развивать умение работать с учебником, картами атласа, анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации.
- Воспитывать у учащихся черты толерантной личности, чуткой и ответственной, открытой восприятию других культур, способной ценить, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: настенные карты: «Политико-административная карта России», «Народы России»; учебник А.И.Алексеева, В.В.Николиной «География: население и хозяйство России» 9 класс – Москва: Просвещение, 2007; карты атласа для 8-9 класса изд. «Картография», мультимедийная презентация «Национальный и религиозный состав населения России».
Распределение времени урока:
- Организационный момент – 1–2 мин.
- Актуализация опорных знаний – 7–8 мин.
- Целеполагание, мотивация – 2 мин.
- Первичное усвоение материала – 25 мин.
- Закрепление – 7 мин.
- Анализ, рефлексия – 2 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Учитель предлагает определить готовность к уроку, создает положительный настрой.
Слайд 1, Приложение-презентация
2. Актуализация опорных знаний – проверка домашнего задания (фронтальный опрос).
– Какую информацию можно получить из половозрастной пирамиды? Слайд 2
– Сравните половозрастные пирамиды (учебник стр. 66 рис.19)
Цифровой географический диктант (найдите соответствие: регион – дем. ситуация): Слайд 3
- Для региона характерен отток населения.
- Это регион притока пожилого населения.
- Высокая рождаемость.
- Низкая доля детей.
- Высокая доля пожилого населения в сельской местности.
- Высокая доля детей и молодых.
- Высокий уровень смертности.
Север России – 1, 4
Северный Кавказ – 2, 3, 6
Центральная Россия – 2, 4, 5, 7
Взаимопроверка работ учащимися: «5» – 9 правильных ответов, «4» – 8–7 ответов,
«3» – 6-5 ответов.
3. Целеполагание, мотивация:
Учитель: Начать новую тему урока я хочу со стихотворения В.Степанова: Слайд 4
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
Учитель: Ребята, какую тему, по вашему мнению, мы будем изучать на сегодняшнем уроке? Варианты ответов: национальный состав населения, народы России.
Тема нашего урока «Национальный и религиозный состав населения России». Слайд 5
(запись в тетрадях учащихся, выдача листов заданий, дополнительных материалов для работы на уроке).
4. Первичное усвоение материала:
Россия – многонациональное государство. Согласно данным переписи населения 2002 года, в России проживают представители более 150 национальностей. Слайд 6.
Среди этих народов выделяются крупнейшие по численности, например, русские (более 115 млн, = 80%), так и малые народы, например, ижорцы (800 человек).
Задание 1. Слайд 7
Определите по данным таблицы крупнейшие народы России по их численность и % соотношению и расставьте их в порядке убывания численности.
Национальность | Численность, чел. | в % | |
1 | русские | 115 889 107 | 79,83 |
2 | башкиры | 1 673 389 | 1,15 |
3 | белорусы | 807 970 | 0,56 |
4 | татары | 5 554 601 | 3,83 |
5 | чеченцы | 1 360 253 | 0,94 |
6 | чуваши | 1 637 094 | 1,13 |
7 | украинцы | 2 942 961 | 2,03 |
8 | армяне | 1 130 491 | 0,78 |
9 | аварцы | 814 473 | 0,56 |
10 | мордва | 843 350 | 0,58 |
Проверка ответов учащихся. Правильный ответ (в виде диаграммы): Слайд 8
Учитель: Чем отличаются люди разных национальностей? Перечислите признаки. Какой признак самый главный? Варианты ответов: внешними данными, проживают на разной территории, языком.
Каждый народ имеет свой язык, который является визитной карточкой народа. По родству языка народы России объединяются в 4 языковые семьи. Слайд 9
Индоевропейская семья – 89%
Алтайская семья – 7%
Кавказская семья – 2%
Уральская семья – 2%
Семьи, в свою очередь делятся на языковые группы (работа с таблицей 2 стр.312
учебника).
Задание 2.
Используя данные таблицы 2 стр.312 учебника, дополните схему классификации
народов по языковой принадлежности, выписав: для каждой языковой семьи –
языковую группу и примеры народов, входящих в эту языковую группу.
Проверка усвоения: учитель проверяет выполнение работы, вызывая учащихся из класса.
Задание 3.
Продолжите заполнение схемы, выписав из карты «Народы России» стр.13 в
атласе территории проживания народов каждой языковой группы.
Проверка усвоения: учитель проверяет выполнение работы, вызывая учащихся из класса. Пользуясь данными одноклассников, учащиеся до конца заполняют таблицу.
Слайд 10-11.
Учитель: Какие территории России отличаются пестрым национальным составом? Слайды 12-13
Заслушивает варианты ответов учащихся.
Учитель: Итак, мы видим, что наиболее многонационален состав населения на Северном Кавказе, в Поволжье и на юге Сибири.
Многие народы рассредоточены по всей территории России. В то же время в республиках, автономных округах велика доля коренного населения. Народ, давший название республике или автономному округу называется титульным (коренной этнос).
Слайд 14. Запись определения в тетрадях
Учитель: Лишь в 7 республиках титульный народ составляет более половины всех жителей. Выясним из таблицы, которая находится у вас на столах, какие же это территории? Покажите их на карте России.
Особенности населения республик России
Республика |
Коренная национальность, % | Доля русских, % |
|
1 | Чеченская | 87,7 | 8,2 |
2 | Дагестан | 80,2 | 9,2 |
3 | Ингушская | 70,7 | 23 |
4 | Чувашия | 68 | 22 |
5 | Тыва | 64 | 32 |
6 | Кабардино-Балкария | 57,6 | 30 |
7 | Северная Осетия (Алания) | 53 | 29,9 |
Учитель: Как общаются между собой люди разных национальностей? Ответы: на русском языке.
Русский язык является государственным и языком межнационального общения. За русским языком закреплена функция одного из 6 рабочих языков ООН, а по числу говорящих на нем он занимает 5-е место в мире.
Распространение русского языка по территории России. Анализ рис. 24 на стр. 100 учебника: Более 82% населения являются носителями языка, кроме них – 11% нерусских считают русский язык своим родным, а еще 5% свободно владеют русским языком.
Учитель: Сегодня на уроке мы узнали, что важнейшими признаками народа являются язык и территория. Основой духовной культуры и его важнейшим признаком является религия. Слайд 15.
Что такое религия? Это особое мировоззрение, основанное на вере во всемогущие силы.
Задание 4.
Рассмотрите карту в учебнике на стр. 100 и заполните схему. Слайд 16
Проверка усвоения: учитель проверяет выполнение работы, вызывая учащихся из
класса.
Пользуясь данными одноклассников, учащиеся заполняют таблицу. Слайд 16.
Учитель: Соотнесите религиозную принадлежность с национальным составом. Приведите примеры народов – приверженцев различных религий (по карте и тексту учебника стр. 100–101).
Учитель: Мы с вами живем в городе, про который можно сказать, он многонациональный и поликультурный центр России. В СПб можно встретить множество храмов и соборов разных конфессий. Есть здесь православные, католические и протестанские соборы, церкви и часовни, а также синагоги, мечети и дацаны. Наш город всегда отличался веротерпимостью и фактически является городом всех мировых религий. Люди разных вероисповеданий, национальностей, культур всегда мирно уживались в городе. Слайд 17.
5. Закрепление усвоения нового материала.
Учитель: Подведем итог. Что нового вы узнали на уроке? Что было для вас непонятным? Что особенно запомнилось? Учащиеся обмениваются мнениями.
Учитель: Итак, мы попытались сегодня с вами разобраться в национальном и религиозном составе России. И как итог – тестовая работа (в зависимости от уровня класса можно дать либо один, либо два варианта теста). Слайд 18
6. Анализ, рефлексия
Учитель: Где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи. Что же необходимо делать, чтобы избежать национальных конфликтов?
Варианты ответов: жить в мире, терпимо относиться друг к другу и к людям другой национальности и религиозной принадлежности.
Кроме того, что вы сказали, также необходима политическая стабильность в стране, экономическое благополучие, соблюдение законов. А нам с вами необходимо научиться быть толерантными. Кто знает, что обозначает это слово? Учитель прослушивает варианты ответов.
Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека на индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом.
Учитель: Знаменитый философ Б.Шоу сказал: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». Слайд 19
Подведение итогов урока, выставление оценок наиболее активным учащимся. Ученики сдают тетради для проверки работы на уроке.
Учитель: Запишем домашнее задание на следующий урок (параграф 22, повторить административно-территориальное деление России). Спасибо всем за работу, урок окончен. Слайд 20