Урок географии по теме "Национальный и религиозный состав населения России"

Разделы: География


Место урока в курсе географии: География России рассматривается как комплексный страноведческий курс, изучается в 8 и 9 классах. Наряду с новым комплексным курсом изучения имеет место и традиционное планирование по учебникам И.И. Бариновой, Э.М. Раковской (8 класс), А.И. Алексеева, В.В. Николиной (9 класс). Таким образом, тема «Население России» изучается либо в 8, либо в 9 классе (в зависимости от тематического планирования, УМК).

Цели:

  • Познакомить с особенностями национального и религиозного состава населения России, с размещением народов по территории страны.
  • Развивать умение работать с учебником, картами атласа, анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации.
  • Воспитывать у учащихся черты толерантной личности, чуткой и ответственной, открытой восприятию других культур, способной ценить, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: настенные карты: «Политико-административная карта России», «Народы России»; учебник А.И.Алексеева, В.В.Николиной «География: население и хозяйство России» 9 класс – Москва: Просвещение, 2007; карты атласа для 8-9 класса изд. «Картография», мультимедийная презентация «Национальный и религиозный состав населения России».

Распределение времени урока:

  1. Организационный момент – 1–2 мин.
  2. Актуализация опорных знаний – 7–8 мин.
  3. Целеполагание, мотивация – 2 мин.
  4. Первичное усвоение материала – 25 мин.
  5. Закрепление – 7 мин.
  6. Анализ, рефлексия – 2 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Учитель предлагает определить готовность к уроку, создает положительный настрой.

Слайд 1, Приложение-презентация

2. Актуализация опорных знаний – проверка домашнего задания (фронтальный опрос).

– Какую информацию можно получить из половозрастной пирамиды? Слайд 2

– Сравните половозрастные пирамиды (учебник стр. 66 рис.19)

Цифровой географический диктант (найдите соответствие: регион – дем. ситуация): Слайд 3

  1. Для региона характерен отток населения.
  2. Это регион притока пожилого населения.
  3. Высокая рождаемость.
  4. Низкая доля детей.
  5. Высокая доля пожилого населения в сельской местности.
  6. Высокая доля детей и молодых.
  7. Высокий уровень смертности.

Север России – 1, 4
Северный Кавказ – 2, 3, 6
Центральная Россия – 2, 4, 5, 7
Взаимопроверка работ учащимися: «5» – 9 правильных ответов, «4» – 8–7 ответов, «3» – 6-5 ответов.

3. Целеполагание, мотивация:

Учитель: Начать новую тему урока я хочу со стихотворения В.Степанова: Слайд 4

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.

Учитель: Ребята, какую тему, по вашему мнению, мы будем изучать на сегодняшнем уроке? Варианты ответов: национальный состав населения, народы России.

Тема нашего урока «Национальный и религиозный состав населения России». Слайд 5

(запись в тетрадях учащихся, выдача листов заданий, дополнительных материалов для работы на уроке).

<Приложение 1>
<Приложение 2>

4. Первичное усвоение материала:

Россия – многонациональное государство. Согласно данным переписи населения 2002 года, в России проживают представители более 150 национальностей. Слайд 6.

Среди этих народов выделяются крупнейшие по численности, например, русские (более 115 млн, = 80%), так и малые народы, например, ижорцы (800 человек).

Задание 1. Слайд 7

Определите по данным таблицы крупнейшие народы России по их численность и % соотношению и расставьте их в порядке убывания численности.

  Национальность Численность, чел. в %
1 русские 115 889 107 79,83
2 башкиры 1 673 389 1,15
3 белорусы 807 970 0,56
4 татары 5 554 601 3,83
5 чеченцы 1 360 253 0,94
6 чуваши 1 637 094 1,13
7 украинцы 2 942 961 2,03
8 армяне 1 130 491 0,78
9 аварцы 814 473 0,56
10 мордва 843 350 0,58

Проверка ответов учащихся. Правильный ответ (в виде диаграммы): Слайд 8

Учитель: Чем отличаются люди разных национальностей? Перечислите признаки. Какой признак самый главный? Варианты ответов: внешними данными, проживают на разной территории, языком.

Каждый народ имеет свой язык, который является визитной карточкой народа. По родству языка народы России объединяются в 4 языковые семьи. Слайд 9

Индоевропейская семья – 89%
Алтайская семья – 7%
Кавказская семья – 2%
Уральская семья – 2%
Семьи, в свою очередь делятся на языковые группы (работа с таблицей 2 стр.312 учебника).

Задание 2.
Используя данные таблицы 2 стр.312 учебника, дополните схему классификации народов по языковой принадлежности, выписав: для каждой языковой семьи – языковую группу и примеры народов, входящих в эту языковую группу.

Проверка усвоения: учитель проверяет выполнение работы, вызывая учащихся из класса.

Задание 3.
Продолжите заполнение схемы, выписав из карты «Народы России» стр.13 в атласе территории проживания народов каждой языковой группы.

Проверка усвоения: учитель проверяет выполнение работы, вызывая учащихся из класса. Пользуясь данными одноклассников, учащиеся до конца заполняют таблицу.

Слайд 10-11.

Учитель: Какие территории России отличаются пестрым национальным составом? Слайды 12-13

Заслушивает варианты ответов учащихся.

Учитель: Итак, мы видим, что наиболее многонационален состав населения на Северном Кавказе, в Поволжье и на юге Сибири.

Многие народы рассредоточены по всей территории России. В то же время в республиках, автономных округах велика доля коренного населения. Народ, давший название республике или автономному округу называется титульным (коренной этнос).

Слайд 14. Запись определения в тетрадях

Учитель: Лишь в 7 республиках титульный народ составляет более половины всех жителей. Выясним из таблицы, которая находится у вас на столах, какие же это территории? Покажите их на карте России.

Особенности населения республик России

 

Республика

Коренная национальность, % Доля русских,

%

1 Чеченская 87,7 8,2
2 Дагестан 80,2 9,2
3 Ингушская 70,7 23
4 Чувашия 68 22
5 Тыва 64 32
6 Кабардино-Балкария 57,6 30
7 Северная Осетия (Алания) 53 29,9

Учитель: Как общаются между собой люди разных национальностей? Ответы: на русском языке.

Русский язык является государственным и языком межнационального общения. За русским языком закреплена функция одного из 6 рабочих языков ООН, а по числу говорящих на нем он занимает 5-е место в мире.

Распространение русского языка по территории России. Анализ рис. 24 на стр. 100 учебника: Более 82% населения являются носителями языка, кроме них – 11% нерусских считают русский язык своим родным, а еще 5% свободно владеют русским языком.

Учитель: Сегодня на уроке мы узнали, что важнейшими признаками народа являются язык и территория. Основой духовной культуры и его важнейшим признаком является религия. Слайд 15.

Что такое религия? Это особое мировоззрение, основанное на вере во всемогущие силы.

Задание 4.
Рассмотрите карту в учебнике на стр. 100 и заполните схему. Слайд 16

Проверка усвоения: учитель проверяет выполнение работы, вызывая учащихся из класса.
Пользуясь данными одноклассников, учащиеся заполняют таблицу. Слайд 16.

Учитель: Соотнесите религиозную принадлежность с национальным составом. Приведите примеры народов – приверженцев различных религий (по карте и тексту учебника стр. 100–101).

Учитель: Мы с вами живем в городе, про который можно сказать, он многонациональный и поликультурный центр России. В СПб можно встретить множество храмов и соборов разных конфессий. Есть здесь православные, католические и протестанские соборы, церкви и часовни, а также синагоги, мечети и дацаны. Наш город всегда отличался веротерпимостью и фактически является городом всех мировых религий. Люди разных вероисповеданий, национальностей, культур всегда мирно уживались в городе. Слайд 17.

5. Закрепление усвоения нового материала.

Учитель: Подведем итог. Что нового вы узнали на уроке? Что было для вас непонятным? Что особенно запомнилось? Учащиеся обмениваются мнениями.

Учитель: Итак, мы попытались сегодня с вами разобраться в национальном и религиозном составе России. И как итог – тестовая работа (в зависимости от уровня класса можно дать либо один, либо два варианта теста). Слайд 18

6. Анализ, рефлексия

Учитель: Где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи. Что же необходимо делать, чтобы избежать национальных конфликтов?

Варианты ответов: жить в мире, терпимо относиться друг к другу и к людям другой национальности и религиозной принадлежности.

Кроме того, что вы сказали, также необходима политическая стабильность в стране, экономическое благополучие, соблюдение законов. А нам с вами необходимо научиться быть толерантными. Кто знает, что обозначает это слово? Учитель прослушивает варианты ответов.

Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека на индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом.

Учитель: Знаменитый философ Б.Шоу сказал: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». Слайд 19

Подведение итогов урока, выставление оценок наиболее активным учащимся. Ученики сдают тетради для проверки работы на уроке.

Учитель: Запишем домашнее задание на следующий урок (параграф 22, повторить административно-территориальное деление России). Спасибо всем за работу, урок окончен. Слайд 20