Изучение размещения и национального состава народов Омской области

Разделы: География


Цели и задачи:

  1. изучить размещение национального состава населения Омской области;
  2. изучить культуру и традиции семей учащихся;
  3. изучить культуру и традиции народов Омской области;
  4. изучить литературу по данной теме.

Вид урока: изучение нового материала.

Методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный, беседа, частично-поисковый, рассказ.

Оборудование: карта Омской области, атлас Омской области.

План урока

1. Организационный момент (постановка цели урока).
2. Изучение нового материала.
3. Индивидуальные сообщения учащихся.
4. Итоги урока.

Ход урока

На свете нет малых народов.
Величие народа не измеряется его численность.
Виктор Гюго

Мы живем в удивительном Сибирском краю, в Омской области. Это наша малая Родина, место, где мы появились на свет, где ранее жили наши предки.

Расскажем немного об истории заселения Омской области. Процесс освоения Омской области начался более 400 лет тому назад, когда территория являлась частью Сибирского ханства. С территории Алтая и Казахстана сюда проникали тюркские племена, что со временем привело к появлению новой народности – сибирские татары. По мнению ученых-историков, в нее влились и татары, пришедшие с низовий Волги из Золотой Орды. В1716 году по указу Петра 1, Иван Дмитриевич Бухгольц (Бухольц) начал строительство крепости в месте впадения реки Омь в р.Иртыш. С этого времени Омская область стала активно заселяться. Первыми жителями стали выходцы из Устюга, Вятки, Перми, Тобольска, Тары, Тюмени, т.е из северных и сибирских мест, и местное население татары и казахи. В области проживают народы разных национальностей, это связано с тем, что населяли территорию области русские, и украинцы, и белорусы, и евреи. На территории проживали коренные жители татары, в южной части проживают казахи. Во времена Екатерины 2 сюда переселялись немцы, в 19 веке ссылались поляки. Все это привело к многонациональному составу населения.

Большую роль в заселении Омской области сыграло строительство Западно – Сибирской железной дороги Челябинск – Омск-Новосибирск. на севере области основной каркас расселения образуют населенные пункты вдоль Иртыша и его крупнейших притоков в этом регионе – Ишима, Большого Аева, Уя, Оши, Тары. Южнее население размещается более равномерно по территории. Однако и здесь можно выделить основные полосы расселения, которые протянулись вдоль Главной Сибирской железнодорожной магистрали, Иртыша и Оми.

Перед нами карта районов Омской области.

Хотя на территории Омской области и проживает 121 национальность, этнический состав однороден. Большая часть немецкого, украинского, казахского населения проживает в г. Омске, районах степной зоны, (Русско-Полянском, Нововаршавском и др. районах). Татарское население в г. Омске и в районе лесной зоны (Тара, Усть-Ишим, Мурормцево). Украинцы, эстонцы и латыши живут преимущественно в лесостепной территории. Население области, включающее представителей разных национальностей, живет и трудится дружной семьей. О национальном составе населения области можно судить по распространению языков. Русский, татарский, украинский, казахский, армянский, немецкий, азербайджанский, и другие являются родными для многих жителей области. Омская область, на территории которой проживают представители 121 национальности, является моделью России в миниатюре. Это пограничный регион, находящийся на стыке двух культур – европейской и азиатской.

Каждый из нас не только россиянин, но и представитель своего народа: русский, татарин, украинец, казах.

У каждого народа – свои особенности, у каждого есть чему поучиться. И этническая история – это история взаимодействия народов, заимствования всего лучшего друг у друга.

Современные особенности размещения представителей различных национальностей по территории области во многом обусловлены историей её заселения. Сюда переселялись, направлялись на службу или ссылались русские, немцы, украинцы, поляки, белорусы и представители многих других национальностей. Возникло множество деревень, название которых указывает на географию миграционных потоков в Прииртышье. Так, в лесостепной зоне появились деревни Тамбовка, Рязановка, Орловка, Камышино-Курское, в степной – Полтавка, Павлоградка, Одесское, Таврическое и другие.

Проведённая в 2002 г. перепись населения указывает на мозаичность и пестроту «этнической карты» Омской области. Произошло уменьшение численности представителей прибалтийских национальностей (латышей, эстонцев), а также мордвы и евреев. Этот процесс связан с их естественной убылью, ассимиляцией с другими народами, эмиграцией.

О национальном составе населения области модно судить по распространению языков. Русский, татарский, украинский, казахский, армянский, немецкий, азербайджанский, и другие являются родными для многих жителей области.

Что касается религиозных процессов в регионе, то они, как и в России в целом, отличаются сложностью и динамизмом. В 2005 г. На территории области зарегистрировано 238 религиозных объединений различной конфессиональной направленности, из них 79 действуют в г. Омске. В Омской области проживают православные, мусульмане, католики, буддисты, протестанты, иудеи и представители некоторых других конфессий.

Национальный состав населения Омской области, в % от общей численности населения составляет:

Сообщения детей о традициях немцев и украинцев.

Немецкий национальный костюм

Первая большая группа немецких переселенцев прибыла из Поволжья в 1893 году. В настоящее время значительная часть немцев проживает на территории Азовского национального муниципального района, созданного в 1992г.

Традиционная немецкая одежда сложилась в XVI XVII веках, но вышла из употребления уже в 19. Женщины носили корсажи, кофты, разной длины юбки, передники, наплечные платки, в Верхней Баварии платье. Мужчины носили рубахи, короткие и длинные штаны, безрукавки, жилеты, шейные платки. Обувь кожаные башмаки с пряжками, сапоги, изредка деревянные башмаки. Позже на юге стал популярен тирольский костюм короткие штаны на подтяжках, белая рубаха, красная безрукавка, чулки до колен, туфли, шляпа с пером.

Пища в зависимости от типа хозяйства. На севере картофель и блюда из него, ржаной хлеб, на юге мучные изделия, лапша, клецки, пшеничный хлеб. Сосиски и колбасы считались общенемецкими продуктами. Один из классических напитков пиво. Праздничная пища свиная голова, свинина, гусь, карп, квашеная капуста, много мучных торты, пряники, печенье

Праздники.
Главные праздники общие, Рождество и Новый год. В январе и феврале проводятся карнавалы (широко известен Кёльнский карнавал).

Религия.
Большая часть немцев в Сибири были лютеранами, католиками и меннонитами. Лютеранство – одно из протестантских вероучений, основателем которого был Мартин Лютер (1483-1546). Первые религиозные общины и церковные школы немцев в Сибири были лютеранские.

Католицизм оформился как направление христианства в ХI в. и до Реформации был господствующей религией на территории Европы. Католики занимали с XVIII века по численности второе место среди российских немцев. В Сибири рост католических общин и приходов связан с переселением колонистов и депортацией.

Баптисты имели в России право на свободное вероисповедание. Они оказались общиной, в которую к ХХ в. влилось значительное число немцев других конфессий – лютеран, меннонитов и др. Баптисты отказались от ряда обрядов: поклонения кресту и иконам, крестного знамения, крещения новорожденных и др. К водному крещению допускаются только лица, прошедшие особый испытательный срок. Запрещены употребление алкоголя и табака.

Украинский национальный костюм

Украинцы вместе с родственными русскими и белорусами относятся к восточным славянам. К украинцам относят также полесские этнографические группы: (полищуки) ряд западноукраинских этнографических групп (бойки, гуцулы, лемки, закарпатские русины, причём многие представители последней группы самоидентифицируют себя как отдельный от украинского народ).

В украинском языке выделяются следующие территориальные диалекты:

северо-западные (полесские), испытавшие влияние белорусского языка;

юго-западные (галицкие, закарпатские, буковинские), испытавшие влияние польского и словацкого языков; юго-восточные (приднепровские), были положены в основу литературного языка; северо-восточные (слобожанские), испытавшие влияние русского языка.

С незапамятных времен было трепетным отношение к традициям. Даже после принятия христианства украинцы сохранили многие свои народные старинные обычаи, только объединив их с религиозными. И сегодня, спустя тысячи лет, уже непросто обнаружить грань, где в украинских обычаях заканчивается древняя культура, а где начинается христианская.

Рождество
Одним из основных украинских обычаев является празднование Рождества. В предрождественский день 6 января отмечается Святвечер. Основными блюдами на Святой вечер являются кутя рисовая или пшеничная каша с медом, изюмом и маком, а также узвар компот из сухофруктов. Всего, по обычаю, в Свят вечер подают 12 постных блюд. А вот 7 января, на само Рождество, готовят большой семейный стол. Так как пост закончился, на стол подают разнообразные мясные блюда.

Масленица
Еще один популярный украинский обычай неделя Масленицы. Этот праздник существовал на Руси ещё в дохристианские времена. Обычай предполагает проводы зимы и встречу весны. После появления христианства на Руси Масленицу отмечают в последнюю неделю перед Великим постом. Основные отличия праздника это блины и народные гуляния.

В древней Руси блин считали символом солнца, так как он, подобно солнцу, тоже жёлтый, круглый и горячий, и верили, что съедая блин, люди получают частичку его тепла и силы.

Пасха
Праздник Воскресения Господня или Великдень празднуют в первую неделю после весеннего равноденствия и полного месяца. Вместе с людьми его отмечает и пробуждающаяся природа.

Троица
Ивана Купала

Ивана Купала, так же Иванов день, является одним из народных обрядовых обычаев. Его история уходит в очень глубокую древность. Праздник связан с периодом летнего солнцестояния, поворотом солнца к зиме. Его отмечают в ночь на 7 июля или по старому стилю 24 июня, когда чарующая красота природы создает сказочный пейзаж, на котором и происходят магические купальские забавы.

Несмотря на то, что Омская область является многонациональным регионом, ситуация в обществе характеризуется отсутствием конфликтов и мирным сосуществованием представителей разных народов. В нашей школе учащиеся с уважением относятся к быту, культуре, традициям разных национальностей.

3. Закрепление изученного материала.

1. По карте Омской области, определите районы области, где наблюдается наибольшая и наименьшая плотность населения. Назовите причины, влияющие на плотность населения.

2. Какие религии представлены на территории Омской области.

3. Объясните особенности размещения представителей различных национальностей по территории области.

Домашнее задание. Составить кроссворд по теме: « Население Омской области».

Использованная литература:

  1. Аблова И.М. География Омской области. Природа. Население. Хозяйство / И.М. Аблова, Л.В. Азарова, Н.Г. Алексеева [и др.]; под ред. Л.В. Азаровой, Г.И. Саренко. – Омск: Министерство образования Омской области, 2008.
  2. География России. В 2 кн. Кн. 1: Природа, население, хозяйство. 8 кл.: учебник для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ под редакцией В.П.Дронова. – 9-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2008.– 271.
  3. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: В 2 кн.1: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2004.