Цель: закрепление знаний цифр, геометрических фигур через сказку.
Задачи:
- Учить применять имеющиеся знания;
- Упражнять в классификации геометрических фигур по форме;
- Закрепить умение ориентироваться в пространстве по отношению к себе и другим;
- Воспитывать интерес к учебной деятельности.
Демонстрационный материал: набор геометрических фигур: (овал зелёного цвета, круг синего цвета, трапеция, прямоугольник, квадрат, треугольник), резиновый мяч для игры.
Раздаточный материал: у каждого ребёнка в тарелочке набор цифр от 0 до 9.
Ход занятия
1 часть. Организационный этап.
Педагог загадывает загадку:
Проживают в этой книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
(цифры)
Педагог: - Ребята, сегодня на нашем занятии мы отправимся с вами в Царство цифр. Вы любите сказки? Тогда приготовьтесь внимательно слушать. Я буду рассказывать сказку, а вы будете выкладывать "дорожку" из цифр у себя на столе, а из геометрических фигур я буду выкладывать "дорожку" на доске.
2 часть. Основной этап.
В некотором Царстве жили король с королевой. Король был маленький, толстенький и звали его король Нолик. Королева была высокая, стройная и звали её королева Единица. У короля с королевой была дочка - прекрасная принцесса Восьмёрка. А у принцессы был жених - храбрый рыцарь Пятёрка. Жили они дружно. Но однажды прилетел злой Дракон-Тройка и унёс принцессу на свой Драконий остров (овал зелёного цвета). Храбрый рыцарь отправился выручать принцессу. Сел на своего коня - Семёрку и отправился в путь. Конь быстро домчал его до моря (круг синего цвета), за которым жил Дракон. Слез храбрый рыцарь со своего коня, стоит у моря, и думает, как ему добраться на Драконий остров. Вдруг, плывёт по морю лебедь - Двойка. Взмахнула она крыльями, и откуда не возьмись, появилась лодка (трапеция). Сел рыцарь в лодку и поплыл к Драконьему острову. Смотрит рыцарь, а остров этот обнесён высокой стеной (прямоугольник) и не видно входа. Вдруг, пролетает воробей - Четвёрка и говорит: - Эта стена волшебная. Она может раздвинуться, если правильно в неё постучать.
Педагог: - Давайте поможем храброму рыцарю.
Педагог простукивает молоточком по столу, дети считают издаваемые звуки. Сколько услышали звуков, такие цифры нужно положить на "дорожку"(6 и 9).
Стена раздвинулась, и рыцарь попал в царство Дракона. Дракон приготовился к бою. Но окончательно победить Дракона и вызволить принцессу очень просто. Надо внимательно наблюдать за Драконом, что он делает и делать всё наоборот, что говорит, говорить наоборот. Но здесь не обойтись без вашей помощи. Поможем рыцарю?
Дети выходят в круг. Педагог выполняет движения, а дети - "обратные" движения, например: руки вверх - руки вниз, шаг вперёд - шаг назад, руки вперёд - руки назад, присесть - встать и т. д. Затем проводится игра с мячом. Педагог бросает мяч, говорит слово, например, большой, поймавший мяч ребёнок, называет противоположное по смыслу слово - маленький.
Примерные пары слов:
Длинный - короткий;
Высокий - низкий;
Широкий - узкий;
Злой - добрый;
День - ночь;
Храбрый - трусливый;
Педагог: - Молодцы, ребята! С вашей помощью мы помогли храброму рыцарю Пятёрке спасти прекрасную принцессу Восьмёрку.
Дети садятся на свои места.
Педагог: - Понравилась вам сказка? А теперь, ребята на "дорожке" нужно "навести порядок".
Задание: Разложить все цифры по порядку: от 0 - 9 (дети выполняют задание).
Задание:
Убрать в тарелочку цифры - акробатки, которые нас часто путают (6,9);
Вспомните сказку и уберите:
Цифры, которые в нашей сказке помогли храброму рыцарю вызволить принцессу с Драконьего острова (7 - конь, 2 - лебедь, 4 - воробей);
Цифру, которая в нашей сказке была тем, кого пришлось спасать от злого Дракона (8 - принцесса);
Цифру, которая в нашей сказке была отрицательным героем (3 - Дракон);
Цифры, у которых в нашей сказке жила прекрасная принцесса (о - король, 1 - королева);
Педагог: - Какая цифра осталась? (5 - храбрый рыцарь);
- Кто из вас, ребята, хотел бы быть похожим на храброго рыцаря?
- Ребята, вы выкладывали "дорожку" из цифр, а я из геометрических фигур.
Задание:- Назовите фигуры, у которых нет углов и сторон;
Назовите все четырёхугольники;
- Ребята, мы с вами вместе с рыцарем Пятёркой и принцессой Восьмёркой побывали на Драконьем острове. Но на этом острове не хватает, каких- то знакомых нам геометрических фигур. Я предлагаю отправиться на остров "Отгадай - ка". На этом острове спасать никого не надо.
Педагог загадывает загадки про геометрические фигуры, вызванный к доске ребёнок выставляет геометрическую фигуру на доску.
Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой. Все четыре стороны одинаковой длины. Вам его представить рад, как зовут его? (квадрат).
Три стороны, и три угла, и столько же вершин. И трижды трудные дела мы вместе совершим (треугольник).
3 часть. Заключительный этап.
Сегодня на занятии, ребята, вы были все смелыми, как наш храбрый рыцарь Пятёрка. В нужный момент приходили ему на помощь. Что было сегодня необычного для вас? Что понравилось больше всего на занятии?
Используема литература:
- Аргинская, И. Математика [Текст]: пособие для педагогов и родителей / И. Аргинская. - Самара: Мнемозина, 2003. - 83 с.
- Ерофеева, Т.И. Математические сказки [Текст]: пособие для детей / Т.И. Ерофеева. - М.: Просвещение, 2008. - 25 с.
- Ерофеева, Т.И. Дошкольник изучает математику. Как и где? [Текст]: методическое пособие / Т.И. Ерофеева. - М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2002. - 69 с.
- Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников 5 - 6 лет [Текст]: сценарии занятий / Е.В. Колесникова. - М.: Просвещение, 2003 г. - 76 с.