Круг вопросов, связанных с понятием "аппликатура", включает в себя исторический аспект развития музыки, опыт музыкантов и композиторов.
Cопоставляя произведения различных эпох, стилей, можно проследить определенную закономерность в развитии фактуры как одного из средств воплощения инструментальной музыки. А так как фактура непосредственно связана с аппликатурой, то рождение нового взгляда на технические возможности инструмента определяло и новое аппликатурное мышление.
Новое музыкальное мышление в инструментальной музыке непременно сопровождается открытием новых аппликатурных приемов. В практической педагогике это находит отражение в соответствующих задачах, которые должен решать ученик, готовясь к исполнению музыки разных эпох, стилей и направлений. Он должен заблаговременно освоить различные типовые аппликатурные приемы, которые и составляют банк аппликатурных формул данного инструмента.
Аппликатура - одно из наиболее существенных средств в формировании исполнительских навыков домриста. Правильный выбор ее является условием в создании художественного образа. Умело подобранная аппликатура помогает домристу свободно ориентироваться на грифе, способствует естественному овладению музыкальным произведением и приобретению автоматизма в исполнении, укрепляет музыкальную память, облегчает чтение нот с листа.
Цель: выявить роль аппликатуры в формировании исполнительских навыков домриста.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
1. Определить значение понятия "аппликатура".
2. Назвать факторы, влияющие на выбор аппликатуры.
3. Определить значение позиций в выборе аппликатуры.
4. Выявить художественное применение аппликатуры.
Определение понятия "аппликатура"
Аппликатура - категория музыкального искусства, неразрывно взаимодействующая с исполнительством. Уже первые нотные записи свидетельствуют о тесном контакте и профессиональном подходе к понятию аппликатура.
Ее развитие протекало в неразрывной связи с
развитием музыки и сменой музыкальных стилей.
"Почти каждая новая мысль в музыке имеет
собственную аппликатуру, поэтому и современный
способ музыкального мышления, резко
отличающийся от прежнего, ввел новую
аппликатуру" - писал еще в XVIII Ф Э Бах.
Самые ранние образцы аппликатуры представлены в
табулатурах. Так назывались в XV-XVIII вв. буквенные
или цифровые записи инструментальной музыки.
Значение понятия аппликатура многогранно. Оно
охватывает в процессе обучения практически все
стороны исполнительской деятельности музыканта,
начиная с формирования основ игровых движений
левой руки и кончая творческим поиском
аппликатурных вариантов при исполнении
художественного музыкального произведения.
Через призму аппликатурных решений ученик и
педагог рассматривают большинство вопросов
исполнительской техники, непосредственно
связанных с формированием звуковысотного ряда
музыкального произведения.
Обучая игре на инструменте, педагог сознательно или бессознательно использует понятие "аппликатура", с помощью которого ученик со временем познает закономерности как исполнительского, так и композиторского музыкального творчества.
В связи с выше сказанным, понятие "аппликатура" следует трактовать в педагогической практике более широко, чем это обозначено в музыкальном словаре: ": способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте".
Аппликатура представляет собой концентрированное отражение как эстетических, так и технологических проблем исполнительства. Она не существует изолировано, и обязательно связана с движением руки, которое, в свою очередь, чрезвычайно многообразно и индивидуально в зависимости от стиля произведения и от исполнителя.
Обращаясь к аппликатуре, исполнитель обязан учитывать существующие общие закономерности в ее выборе для данного инструмента, а также обилие факторов, обуславливающих аппликатуру в каждом конкретном случае. Прежде всего, следует разграничить два функциональных значения понятия "аппликатура", связанных с техникой игры: способом расположения пальцев на грифе и порядком их чередования.
Первое значение - поза, статика, что больше относится к постановочной стороне процесса, то есть к формированию игровой позиции пальцев, к определенному виду "хватки", регламентируемой последующим нотным текстом. Условно выделим эту функцию из общего понятия и дадим ей свое собственное название - позиция пальцев, в отличие от принятого значения слова "позиция", обычно относящегося к делению грифа инструмента на отдельные зоны.
Второе значение-это динамика, действие-чередование пальцев в определенном порядке (друг за другом, через один или в любом другом варианте, а также по одному или парами), которое обычно и называют аппликатурой.
Такая дифференциация вскрывает взаимозависимость этих узких понятий в аппликатурном мышлении ученика. Необходимость выработать у ученика потребность выстраивать позицию пальцев при игре.
С точки зрения перспективы обучения не менее важно, чем удобство игры, преднамеренное развитие компактного музыкального мышления, т.е. способность ученика мысленно охватить последовательный ряд звуков, который он будет затем разворачивать во времени.
В процессе преднамеренного воспитания ученик привыкает мыслить не отдельными звуками, а целостными музыкальными оборотами еще на этапе освоения самых "азов" исполнительской техники.
Большое значение для развития новых аппликатурных вариантов имеет дальнейший рост исполнительского мастерства на народных инструментах, деятельность ведущих исполнителей, таких как А Александров, Е Климов, В Круглов, Т Вольская, А Цыганков, С Лукин и др., которые редактировали и редактируют произведения классиков, создавших массу народных обработок и оригинальных пьес для домры.
Расширение репертуара за счет скрипичной, флейтовой и тому подобной литературы, заставляет исполнителей-домристов вести поиски новых рациональных аппликатурных вариантов.
Факторы, влияющие на выбор аппликатуры
Если изучать внимательно игру целого ряда крупных музыкантов, то легко заметить, что их аппликатуры различаются так же, как и их исполнение. В результате индивидуальной трактовки у исполнителя вырабатывается свой собственный путь воплощения художественного образа, то есть исполнительский стиль.
Исполняя произведение, музыкант стремится передать в нем замысел композитора, воплотить выразительными средствами конкретный художественный образ, и решение этих общих для всех задач исполнитель осуществляет с помощью индивидуальных средств, обусловленных обилием факторов, воздействующих на исполнение.
Прежде всего, "аппликатура-явление индивидуальное: форма руки, структура и сила пальцев определяют, какая аппликатура легче или труднее для каждого отдельного ученика. Аппликатура удобная для одной руки может оказаться вполне непригодной для другой" [ 5] .
Объясняется это анатомическим строением исполнительского аппарата: рук, пальцев. У учащихся бывают широкие и узкие ладони, различные по длине и степени растяжки пальцев. Избежать растяжения пальцев домриста можно за счет частой смены позиции. Аппликатура растяжений допустима, когда она помогает избежать излишних движений (скольжений).
Зная особенности своей руки, силу и активность пальцев, исполнитель, исходя из общих аппликатурных принципов, выбирает индивидуально удобную аппликатуру. Естественно, выбор этой аппликатуры подчинен художественной задаче, стоящей перед исполнителем.
Домрист, обладающий даже самой маленькой рукой, всегда сможет соблюдать аппликатуру, имеющую музыкально-смысловое значение, если он понимает музыку и имеет хорошую исполнительскую культуру, а соблюдать он их будет, пользуясь своими личными индивидуальными средствами.
Сформулировав "верховный" принцип художественно верной аппликатуры Г Нейгауз об аппликатуре пишет: "Наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с ее смыслом. Она же и будет самой красивой аппликатурой. Я хочу этим сказать, что принцип физического удобства, удобства данной руки, есть второразрядный принцип, подчиненный первому, главному" [ 5] .
Существуют объективные факторы, которые являются основой не только аппликатуры, но и штрихов, фразировки. Они могут пересматриваться, индивидуально изменяться, но в итоге они должны все-таки сохраняться.
Объективными факторами выбора аппликатуры
являются особенности инструмента, его
конструкция и фактура музыкального произведения.
Под особенностями инструмента следует понимать
количество струн и их строй. Звук домры - это
звук ее струн. Каждая из трех струн, обладая
особым, присущим ей тембром, имеет еще и
разнообразные его оттенки в своих различных
регистрах.
Существует целый ряд закономерностей, которые
основываются не на личных вкусах, а на общих
музыкальных устоях. Выбор струн должен
соответствовать характеру мелодии и требуемым
нюансам. Так, при игре f лучше применять более
ярко звучащие струны; p, pp, наоборот, нужно
использовать тембр тускло звучащих струн.
При выборе аппликатуры для мелодической фразы нужно стремиться сохранить единство тембра, исполняя фразу по мере возможности на одной струне.
При подражании "эффектам эха", можно в полной мере использовать сопоставление тусклого и яркого тембра струн. На домре возможно использование звука одной и той же высоты на различных струнах. Этот чисто аппликатурный прием может быть использован для обогащения тембрового звучания.
Повторение одной и той же мелодической фразы обычно влечет за собой изменение нюанса и аппликатуры, выражающейся большей частью в перемене струны, на которой исполняется повторяющаяся фраза. Это придает звучанию повторяющегося отрывка большее разнообразие и подчеркивает его значительность.
В некоторых случаях природа инструмента, фактура музыкального произведения находятся между собой в противоречии, создают для исполнителя большие трудности в виде так называемых технически неудобных мест.
Подобные случаи встречаются, так как композиторы пишут сольные произведения для того или иного инструмента, но не всегда полностью учитывают его технические возможности. Отсюда распространенность различных исполнительских редакций одного и того же произведения, отличающихся от первоначального авторского текста.
Таким образом, происходит приспособление фактуры уже написанного произведения к техническим возможностям инструмента или индивидуальным возможностям игры редактора-исполнителя.
Значение позиций в выборе аппликатуры
Изучение аппликатуры неразрывно связано с изучением позиций. Позицией называется положение руки и пальцев на грифе инструмента. Последовательность ее определяется по положению 1-го пальца. В традиционном понимании 1 позиция -это участок грифа до 7-го лада плюс открытая струна.
Исходя из принципа диатоники в отсчете первых, исходных звуков каждой позиции, здесь происходит наложение. Причем, если так можно сказать, "по непредвиденным" обстоятельствам-ввиду наличия открытой струны. Если бы ей не принято было пользоваться, и она в расчет не входила, то диапазон 1 позиции исчислялся бы как обычно-из четырехзвучной (четырехпальцевой) последовательности.
Такой же принцип распространяется на формирование звукорядов диатоники во всех других позициях грифа. Эта исключительная ситуация с открытой струной, видимо и вносит определенную путаницу: в первой позиции оказывается пять звуков диатонической последовательности, а в других по четыре.
Ясность может быть внесена, если звукоряд, отсчитываемый от открытой струны, войдет в пока еще несуществующую "нулевую" позицию. Тогда все встанет на свои места: и позиция грифа, и четырехзвучный звукоряд: с первого пальца будет начинаться отсчет именно 1 позиции грифа. Таким образом, причина путаницы- в смешении понятий позиция (имея в виду участок грифа) и звукоряд.
С первых лет обучения необходимо воспитывать в учениках сознательное отношение к аппликатуре и позициям. На первоначальном этапе обучения необходимо добиться у учащегося позиционного чувства, позиционного положения руки. Для этого устанавливаем обязательный принцип подбора педагогического репертуара: от аппликатурной задачи - к специально адаптированному нотному материалу.
Игнорирование этого правила ведет к полной анархии в обучении, так как исключает какую-либо систему в подаче учебного материала. И прежде всего, страдает от этого аппликатурная дисциплина.
При подборе репертуара обычно вступает в силу противоречие, которое заключается в полном несоответствии трудностей музыкальных и технических. Как правило, легкие в музыкальном отношении пьесы и этюды никак не согласуются с невыполнимыми для ребенка трудностями технического, а скорее - анатомического порядка.
Определенная система соотношения аппликатурных формул (иерархия видов игровых позиций) по степени трудности их освоения, используя условную нумерацию или названия соответствующих видов тетрахордов, внесет ясность в построение учебного процесса в плане решения аппликатурной проблемы.
Существует несколько типов игровых позиций пальцев, которые нужно последовательно освоить. Для систематизации изучаемого материала предлагается следующая схема, где каждый вариант позиции пальцев находится в иерархической зависимости друг от друга.
I-позиция 1234
II позиция 1-234
III позиция 1-2-34
IV позиция 1-23-4
V позиция 1-2-3-4
VIпозиция 12-3-4
VIIпозиция 123-4
I-позиция 1234
Как видно из схемы, расширение охвата каждой новой позиции пальцев идет по направлению от мизинца.
Последовательность отведения пальцев имеет свою логику. Первые три позиции пальцев следует считать легким, т.к. интервальное соотношение между ними самое естественное. Только 3-я позиция не рекомендуется для игры в нижнем диапазоне, здесь растяжка пальцев слишком велика для маленькой руки, и применять ее следует только в среднем и верхнем диапазонах грифа.
Трудности начинаются с 4-й позиции пальцев, когда безымянный палец приходится отводить от мизинца на интервал целого тона. Решение этой задачи - добиться дополнительной подвижности безымянного пальца.
Целотонная позиция пальцев дается весьма легко, если исполнять его в верхнем регистре.
Самое трудное расположение пальцев 6-й позиции (восходящий тетрахорд натурального минора).
Следующая 7-я позиция довольно простая.
Возвращение в исходное положение 1-й позиции пальцев дано для того, чтобы образовать из иерархии перемещений своеобразный цикл. Таким образом, перечисление наиболее употребляемых размещений пальцев в процессе игры приобретает некую систему, и может быть рассмотрено как комплекс аппликатурных формул.
Еще один из аспектов узкотехнической функции аппликатуры - это смена позиций. Нынешнее обозначение позиций было принято во французской скрипичной школе. Понятие позиции весьма условно. Во время игры исполнитель не высчитывает номер позиции, в которой находится, поэтому значение имеет лишь правильный выбор аппликатуры при переходах из позиции в позицию.
Основным средством перемещения по грифу остается обычное скольжение.
Схема классификации переходов из позиции в позицию:
1-й тип - переходы, осуществляемые скольжением одного пальца.
2-й тип - переходы с нижнего пальца на верхний при движении верх, и с верхнего на нижний при движении вниз по грифу.
3-й тип -- переходы, осуществляемые с нижнего пальца на верхний при движении вверх по грифу путем скольжения верхнего пальца.
4-й тип - переходы с верхнего пальца на нижний при движении вверх по грифу и, наоборот, с нижнего на верхний при движении вниз по грифу.
Во время смены позиции домрист переносит левую руку на разные расстояния. Менее сложные переходы в смежные позиции: I-II, II-III: и обратно, поэтому тренировать переходы нужно, начиная именно с них.
Переход 3-го типа представляет собой одно из своеобразных выразительных средств. Его особенностью является не четкое начало второй из соединяемых нот, а наоборот мягкое, постепенное его появление.
Различно выполненный переход может придать звучанию различный характер: вкрадчивости, интимности, страстности. Основное его применение - кантилена. Применение этого приема на начальном этапе обучения не целесообразно.
Наиболее специфической особенностью переходов 4-го типа является замена одного пальца другим во время самого движения. Изучение этого типа целесообразно начинать со смежных пальцев. Для этого можно посоветовать следующее упражнения:
Кроме указанных типов смены позиций существуют еще и другие, осуществляемые без соединительного скольжения: переходы через открытую струну, и при помощи растяжения или сближения пальцев.
Один из таких способов - так называемая "лесенка": перенос кисти на ступеньку вверх или вниз (один, два лада) на одной струне или на соседнюю струну, после того, как все пальцы в предыдущей позиции отыграли.
Изучая проблему смены позиции в связи с формированием основ техники левой руки домриста, соглашаешься с рекомендациями российского педагога - скрипача Ю Янкелевич: "В первоначальном обучении следует рекомендовать, возможно, более раннее изучение горизонтальных движений рук, связанных со сменой позиции, либо являющихся подготовкой к ним". [ 10] .
Художественное применение аппликатуры
Аппликатура в музыкальном произведении должна показывать индивидуальное отношение исполнителя к музыке. Выбор варианта аппликатуры процесс творческий.
Когда речь идет о художественной задаче, то есть о наиболее удачном воплощении заложенного в произведении авторского замысла, то часто очевидный простой вариант приходится заменять более трудным. Все решает выразительное произношение музыкальной интонации.
Аппликатура влияет на основные выразительные средства исполнения: артикуляцию, динамику и тембр, то есть на средства фразировки.
Взаимосвязь аппликатуры с динамикой также обнаруживается довольно легко. Расчлененность звуков одной высоты может быть более заметной за счет использования особого динамического выделения каждого нового звука, т.е. приема marcato. Marcato звучит более выразительно при сочетании со сменой позиции грифа, когда в действие включается предплечье руки.
Достижение предельной динамической громкости или, наоборот, снижение ее можно осуществить с помощью выбора определенной струны. Известно, что на первой струне можно достичь гораздо большего звучания, чем на других. Тихие динамические нюансы обычно играют на второй и третьей струне.
Аппликатурой можно в некоторой степени воздействовать на сопоставление звуков по тембру. Это, прежде всего - выбор струны. Каждая струна имеет свой особый тембровый оттенок, который вполне определенно улавливается слушателем.
Выбор аппликатуры - процесс творческий. Как говорится, "дистанция огромного размера" от случайного, сиюминутного решения утилитарного порядка до решения творческого, эвристического порядка. К такому творческому отношению к проблеме аппликатуры и должен со временем быть подготовлен ученик.
Однако, накапливаемый опыт работы над аппликатурными приемами в классе, обсуждение аппликатурных вопросов вместе с педагогом и, наконец, вся система подхода к развитию игровых навыков не должна пройти бесследно для развития аппликатурного мышления ученика.
Поэтому с некоторым багажом знаний и приобретенными навыками значительно легче ориентироваться в бесконечном количестве вариантов аппликатуры.
Для развития самостоятельности аппликатурного мышления на практике педагог должен выйти на новые установки современной музыкальной и общей педагогики. На второй план отходит крылатое выражение: "повторенье - мать ученья", а на смену приходит новая формула: "примененье - мать ученья".
Возможно продолжение творческого поиска лучших аппликатурных вариантов в пьесах из ранее сыгранного репертуара. Постоянная привычка "держать в пальцах" пройденный репертуар может дать толчок к творческой работе над пьесами, и будет приводить к открытиям новых интересных вариантов аппликатурных решений.
Список литературы.
- Браудо И. Артикуляция. - Л., 1961.
- Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. - М., 1988.
- Как научить играть на гитаре. - М., 2005.
- Климов Е. Совершенствование игры на трехструнной домре. - М., 1972.
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1988.
- Цыганков А. Избранные пьесы. - М., 1982.
- Цыганков А. Детям и юношеству. - М., 1996.
- Чунин В.С. Аппликатура начального этапа обучения домриста. - М., 1988.
- Янкелевич Ю. Смены позиций в связи с задачами художественного исполнения на скрипке. - М., 1983.
- Янкелевич Ю. Педагогическое наследие. - М., 1983.