Цели урока:
- Образовательные: обобщить полученные знания, расширить представление учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли частей речи;
- Развивающие: развивать навыки морфологического, фонетического, морфемного, лексического анализа;
- Воспитывающие: воспитание интереса к русскому языку, к изобразительному искусству, поэзии.
Оборудование: презентация, интерактивная доска, карточки
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Ребята, кто из вас бывал в больших городах? Каких? А кто был в столице нашей родины в Москве? Легко ли добраться до нужного адреса? (да, особенно на метро)
В каких городах России есть метро (Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород :)
Действительно, метро - самый удобный вид транспорта. Давайте посмотрим на схемы метро.
- Вот схемы метрополитена Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы
(слайды 2-4 презентация )
3. А теперь представьте, что мы оказались в стране Морфология. Как вы думаете, много ли жителей в этой стране? (Много, и все они обязательно являются какой-либо частью речи. ) Чтобы не заблудится, а заодно и вспомнить их, давайте составим схему-маршрут по стране Морфология.)
Итак, давайте вспомним изученные части речи (выстраиваем схему). Слайд 5
- На какие группы делятся части речи?
- Какие части речи относятся к самостоятельным?
- Какие к служебным?
-Особая часть речи? В чем ее особенность?
Спускаемся в подземелье. Но мы не просто проедемся на метрополитене, но и сделаем остановки на каждой станции, где вам будут предложены задания-испытания, с которыми, я уверена, все справитесь. Конечная станция - таможня (словарная работа), где проверяется багаж знаний.
В добрый путь!
Станция "Имя существительное"
- Назовите постоянные морфологические признаки данной части речи (собственное или нарицательное, одушевленность, род, склонение)
Остановимся на склонение.
Какие типы склонения есть у существительного? Слайд 6
ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА: олень
- первая буква в слове? Первый звук? Пятая буква? Четвертый звук?
Категория "Собственные и нарицательные имена существительные"
- Как пишутся собственные имена существительные?
Я называю нарицательные имена, а вы соответствующие им собственные.
- Река -
- Произведение -
- Село -
- Ученик 7 класса -
- Газета -
- Клички животных -
Станция "Имя прилагательное"
Распределите прилагательные соответственно их разряду.
Слайд 7
- Ребята, как называются некоторые прилагательные в ваших сочинениях, в письмах, в поэзии, когда они наиболее образнее передают отношение автора? (ЭПИТЕТЫ).
- Определите основную мысль стихотворения С.А. Есенина
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
Неудержимо, неповторимо
Все пролетело:далече:мимо:
Сердце остыло, и выцвели очи:
Синее счастье! Лунные ночи!
Назовите эпитеты, с помощью которых поэт выражает свои чувства.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА: подберите антонимы к прилагательным: тихий, быстрый, умный, тупой, длинный
Станция "Имя числительное"
Назовите разряды имен числительных. (Целые, дробные, собирательные, порядковые)
ЗАГАДКИ: Нужно не только отгадать, но и назвать числительное, определить разряд.
Пять братьев -
Годами равные,
Ростом разные. (пальцы)
Два ушка,
Четыре брюшка. (подушка)
Один льет, другой пьет,
Третий зеленеет да растет. (дождь, земля, хлеб)
У семерых братьев по одной сестрице. Много ли всех? (восемь)
Шесть ног, две головы, один хвост. (Человек на лошади)
Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Рот, глаза, уши)
- Какой разряд не упоминался?
- Назовите дробные числительные?
ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА: вопрос: почему в числительном ОДИННАДЦАТЬ мы пишем две Н?
(Наши предки считали так: один на десяте, два на десяте, т.е. один плюс к десяти. Постепенное слияние слов дало нам числа: одиннадцать, тринадцать ,в которых - дцать входит вместе с бывшим предлогом НА в суффиксе).
Станция "Местоимение"
На этой станции я называю разряды местоимений, а вы приводите примеры:
- ЛИЧНЫЕ - я, мы
- ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ- его, их
- ВОПРОСИТЕЛЬНО-ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ- кто, что, который
- ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ -каждый
- ВОЗВРАТНОЕ -себя
- УКАЗАТЕЛЬНЫЕ- та
- НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ- некто, нечто
- ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ - никто, ничто
ЗАГАДОЧНАЯ РАЗМИНКА
В каком местоимение два звука, но одна буква? (Я)
Какие два личных местоимения мешают на дороге? (Ямы)
Сколько личных местоимений в слове семья? (7)
Первый слог - личное местоимение, второй - детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогают судну удержаться на месте? (Якорь)
Первый слог - личное местоимение, второй звук, который издает лягушка, а в целом это:(Тыква)
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
В разряд возвратных местоимений входит одно единственное СЕБЯ. В русском языке очень много устойчивых выражений с этим словом, например, СЕБЕ НА УМЕ. Привести примеры (в случае затруднения обращаться к словарю).
Станция "Глагол"
Назовите постоянные признаки глагола:
Вид, спряжение, переходность
Непостоянные?
- время, лицо, наклонение, число, род в прош.вр.
В данном тексте найти глаголы, определить постоянные и непостоянные морфологические признаки. Слайд 9
Помнишь, как бывало, какой-нибудь прохожий спрашивал у нас, пастушат, в степи: "Куда эта дорога ведет?" Слышишь - ведет? Да и нам не терпелось знать о нашей дороге больше. Куда она? Откуда? Где ее начало? Где будет конец? Нет, дорога - это все-таки жизнь: Дорога таит в себе некую тайну и величие
О.Гончар
ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. ПРОИЗНЕСИТЕ ПРАВИЛЬНО! Слайд 10
- закУпорить
- заплЕсневеть
- солгалА
- кАшлянуть
- облегчИт
- баловАть
- звонИт
Станция "Деепричастие" Слайд 11
На какие вопросы отвечает деепричастие? Назовите морфологические признаки (вид):
Спишите предложения, расставив знаки препинания, деепричастия и деепричастные обороты подчеркните как члены предложения, обозначьте вид. Слайд 11
Льды растаяв становятся синью в реке. Птицы взлетая становятся стаей упругой. Люди рождаясь кричат на одном языке заклиная взрослых людей понимать друг друга.
Р.Рождественский
Станция "Причастие"
Назовите суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени, приведите по одному примеру
Станция "Наречие"
На какие вопросы отвечает наречие?
Творческое задание по репродукции картины В. Перова "Тройка". Слайд 12
- Сообщение по картине
В 1866 году В. Перов создал одну из своих самых знаменитых картин - "Тройка". Перов долго не мог найти натурщиков, с которых мог бы написать образы детей, тянущих за собой обледенелую бочку с водой. Пока случайно не встретил в уличной толпе крестьянку с сыном, возвращавшихся с богомолья. В мальчике Перов тут же увидел будущего героя своей картины. Женщина поначалу не соглашалась позволить сыну позировать художнику. "Он у меня единственный кормилец, - говорила она. - А ну как после этого на него найдёт порча и он умрёт?" Среди крестьян в то время бытовало мнение, что изображённого на рисунке человека обязательно постигнет какое-нибудь несчастье. Но после долгих уговоров Василий Григорьевич всё-таки убедил её, и картина была закончена.
"Тройку" тут же купил Третьяков и повесил в своей галерее. А вскоре к Перову пришла та самая женщина и со слезами на глазах поведала, что её сын через два года, после того как позировал художнику, заболел оспой и умер. Узнав о том, что "Тройка" теперь принадлежит другому человеку, женщина стала умолять назвать адрес нового хозяина картины.
О том, что произошло далее, Василий Григорьевич написал в письме другу. "Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на неё и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: "Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!" - и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол.
Предупредив человека, чтобы он оставил в покое старушку, я пошёл наверх к хозяину и, пробывши там около часу, вернулся вниз посмотреть, что там происходит: Старушка стояла на коленях и молилась на картину. Она молилась горячо и сосредоточенно на изображение её дорогого и незабвенного сына".
Став свидетелем подобного зрелища, Перов пригласил женщину в свою мастерскую и специально для неё написал портрет её мальчика, который она потом повесила среди икон:
- Смысл названия ( издавна на Руси тройкой назвали лошадей, запряженных в одну упряжку: С какой горькой иронией звучит название этой картины:)
Составьте словосочетания, предложения, с максимальным использованием наречий.
(Смотрят отрешенно, плетется кое-как, темно, холодно, сыро, тяжело, устало, утомленно, голодно и т.д.)
МОРФЕМНАЯ РАЗМИНКА: разобрать по составу слово у-томл-енн-о;
составить словообразовательную цепочку: утомленно- утомленный - утомиться.
Станция "Категория состояния" Слайд 13
Найдите в предложениях категорию состояния, надписать, что обозначает данное слово (душевное состояние, состояние природы, физическое состояние):
Мне грустно.
Радостно на сердце в солнечный зимний день.
В походе нам было очень весело.
Хорошо в лесу!
Больному очень плохо.
На душе так легко. Тебе должно быть стыдно!
Малышу было жалко щенка.
Котенок жалобно мяукал.
В лесу было темно и сыро.
Сегодня на улице пасмурно.
Станция "Предлог" Слайд 14
Распределите предлоги в два столбика: производные и непроизводные: Из-за, ввиду, благодаря, по-над, около, спустя, вдоль, через, над, по мере, после, вопреки, в продолжение, исключая, сверх, навстречу, в течение, вследствие, согласно, для, с, про, вокруг, среди, вместо, вне, наподобие, вблизи, поверх, при, по.
Станция "Союз" Слайд 15
Чем отличаются друг от друга сочинительные и подчинительные союзы?
Составьте предложения по схемам:
[ ], ( потому что:).
[ ], и [ ].
Как отличить союзы от омонимичных частей речи?
Станция "Частица"
На какие разряды делятся частицы?
Смысловые (модальные), формообразующие.
Привести примеры:
- Вопросительные - ли, разве, неужели
- Восклицательные - что за, как, куда как
- Указательные - вон, вот
- Сомнение - вряд ли. Едва ли
- Уточнение - именно, как раз
- Выделение, ограничение -только лишь, почти, исключительно
- Усиление - даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, все-таки, -то
- Отрицательные - не, вовсе, не, ни, отнюдь не
Станция "Междометие" слайд 16
Что такое междометие?
Приведите примеры производных и непроизводных междометий.
Подпиши рисунки соответствующими междометиями
4. Итак, мы добрались до таможни ( контроль за товаром увозимым и ввозимым).
Вы получаете карточки с заданием (приложение 1): исследовать по отрывку количество частей речи, посчитать, сделать выводы, оформить карточку)
Проверка (приложение 2)
Вывод: У вас есть определенный багаж знаний, и с ним будет легче двигаться дальше по нелегким дорогам науки РУССКИЙ ЯЗЫК