Цель: рассмотреть и отрабатывать приёмы сложения 6 + 6, 7 + 6, 8 + 6, 9 + 6.
Задачи урока:
- продолжить работу над запоминанием состава чисел 11, 12;
- развивать умение решать простые и составные задачи, устойчивую память, внимание, быстроту счета;
- воспитывать уважение к национальным духовно– культурным ценностям.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-игра.
Оборудование: конверты с заданиями, макеты курицы Рябы, Золотого Петушка, цыплят, яиц или мультимедийный проектор, если урок проводится с использованием ИКТ, учебник математики для 1 класса, автор М.И. Моро, запись песни «Цыплята» (слова Т. Муталлибова, музыка Г. Гусейнли), фонограмма колокольного звона.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Стала курица считать
Маленьких цыпляток.
Белых пять и жёлтых пять,
А всего десяток. [2]
(Пальчиковая гимнастика)
2. Игра «Кто в гостях?» Слайд 3
Учитель: Сегодня у нас в гостях сказочные герои. А вот кто к нам пришёл, вы узнаете, отгадав следующие загадки.
1) «Я самый храбрый в мире, ух!»
–
Всем видом говорит… (петух). [1]
Появляется Золотой Петушок. Слайд 4
2) Не уходит далеко
И не улетает,
У крылечка «Ко-ко-ко!» –
Деток собирает. (Курица) [1] Слайд 5
Появляется курочка Ряба. Слайд 6
3) Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок)
Слайды 7-8
(К.И. Чуковский)
II. Сообщение темы и цели урока
Учитель знакомит учащихся с темой и целями урока.
Учитель: Наши сказочные герои пришли к нам не с пустыми руками. Они принесли нам очень много интересных заданий.
III. Актуализация знаний
Устный счет.
1. Игра «Помоги цыпленку вылупиться из яйца» (Сзади макетов яиц записаны примеры.) Слайд 9
9 + 3 = 8 + 3 = 10 + 2 = 9 + 5 = 7 + 4 =
7 + 5 = 6 + 5 = 10 + 6 = 8 + 4 = 10 + 3 =
(Решив примеры правильно, учащиеся помогают цыплятам вылупиться из яиц. Появляются цыплята.) Слайд 10.
2. Экспресс-опрос. Задание курочки Рябы
Это задание включает 7 вопросов, поэтому дети записывают числа от 1 до 7. При выполнении задания учащиеся обращаются к следующей записи на доске или на слайде.
1 3 5 7 9
11 13 15 17 19
1) Числа верхнего ряда нечётные.
2) Числа нижнего ряда чётные.
3) Числа нижнего ряда получили таким образом: к
числу верхнего ряда прибавили 10.
4) Все числа распределили на 2 группы по признаку:
однозначные и двузначные числа.
5) Среди чисел нижнего ряда имеется самое
маленькое двузначное число.
6) Если к числам верхнего ряда прибавить нечётные
числа, то получаются тоже нечётные числа.
7) Последнее число верхнего ряда самое большое
среди всех однозначных.
(Ключ к заданию: 1 +, 2 –, 3 +, 4 +, 5 –, 6 –, 7 +) Слайды 11-12
3. Задание Золотого Петушка.
а) У Клушки 7 цыплят-петушков. У каждого петушка по одной сестренке. Сколько цыплят у Клушки? Слайд 13
б) Вышла курочка гулять,
Забрала своих цыплят.
7 бежали впереди,
5 остались позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Сосчитайте-ка, ребятки,
Сколько было всех цыпляток? Слайд 14
в) У курочки-хохлатки
Малые цыплятки:
Желтых 6, а черных 5.
Сколько у куры всех цыплят?
г) Все ли здесь цыплята – детки,
Надо сосчитать наседке:
Шесть на грядках, три во ржи,
Сколько их всего, скажи?
(Г. Виеру)
4. Заполнение таблицы (задание цыпленка) Слайд 15
1) Письменное заполнение таблицы
Слагаемое | 7 |
8 |
|
6 |
7 |
|
Слагаемое |
|
3 |
9 |
|
5 |
4 |
Сумма |
10 |
|
10 |
10 |
|
10 |
2) Устное объяснение (развитие математической речи)
Ученик: Первое слагаемое – 7, второе слагаемое – неизвестно. Сумма – 10. Чтобы найти второе слагаемое, из суммы 10 вычитаем первое слагаемое 7, будет – 3. Значит, второе слагаемое – 3.
(Остальные задания объясняются аналогично).
IV. Работа над темой урока.
1. Практическая работа.
Учитель: Наши цыплята решили примеры. Проверьте, пожалуйста, их. Слайд 16
6 + 6 = 12 7 + 6 = 12 8 + 6 = 15 9 + 6 = 14
Как разложить второе слагаемое? Слайд 17
Берем второе слагаемое и заменяем его суммой двух чисел так, чтобы одно из чисел дополняло первое слагаемое до 10.
1) Дополним 8 до 10.
2) Прибавим оставшуюся часть к 10.
3) Пишем ответ.
2. Работа по учебнику (с.63)
1) Аналогично разбирают ученики у доски примеры 9 + 6, 7 + 6, 6 + 6).
V. Физкультминутка. Слайд 18
(Включается запись песни «Цыплята»)
Цып-цып, мои цыплятки,
Цып, цып, цып, мои касатки,
Вы пушистые комочки,
Мои будущие квочки.
Здесь в траве густой привольно,
Погулять вам можно вволю.
Ой, мои вы цыплятки!
Ой, мои вы касатки!
Ой, мои вы цыплятки!
Ой, мои вы касатки!
Вы пушистые комочки!
(Дети под музыку выполняют танцевальные движения)
VI. Повторение и закрепление пройденного материала.
1. Работа по учебнику.
1) Решение задачи № 2 с.63 (Задание следующего цыпленка).
Учитель: Что известно в задаче? (В
саду было 8 яблонь.)
– Что ещё известно? (А грушевых деревьев на 2
больше).
– Какой вопрос задачи? (Сколько всего
фруктовых деревьев было в саду?)
– Можем ответить сразу на вопрос?
– Почему?
– Что надо найти сначала?
– Что найдем потом? (Дети записывают решение
задачи в тетрадь).
2) Повторение состава чисел 11, 12. (Задание цыпленка) Слайд 19
Учащиеся объясняют устно.
3) Работа над геометрическим материалом. (Игра «Помоги цыплёнку»)
Начертить два отрезка: длина первого – 1 дм, длина другого – 6 см. На сколько первый отрезок длиннее второго отрезка?
Учитель: Что нужно сделать, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Из большего вычесть меньшее).
4) Отгадайте, что здесь зашифровано? Слайд 21
11 |
|
12 |
14 |
11 |
15 |
13 |
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
й 10 + 6 п 8 + 4
с 7 + 4 х 9 + 6
о 7 + 6 а 10 + 4
2. Включается фонограмма колокольного звона.
Скоро Пасха. Пасха – самый главный праздник Православной Церкви, день Воскресения Христова. Праздник был всегда любим народом. С ним связано множество традиций и обычаев: особые подарки, поздравления, особые угощения: куличи и пасха из творога. А главным символом праздника является окрашенное яйцо. В христианстве яйцо – это символ рождения нового мира через Воскресение Христова. Пасхальные яйца окрашивают, разрисовывают на них различные цветные узоры, пасхальную символику.
VII. Подведение итогов урока
Учитель: Что нового узнали на уроке?
– Какие случаи сложения мы разбирали сегодня?
– Что нужно знать для этого? (Знать состав
чисел до 10, уметь дополнять до 10, знать, как
получаются двузначные числа, знать
переместительный закон сложения).
VIII. Рефлексия
Учитель: Вы справились со всеми заданиями и помогли нашим сказочным героям .В заключение каждый из вас покажет нам солнышко с такой улыбкой, которая соответствует вашему настроению: весёлое солнышко, радостное или грустное.
– За хорошую работу курочка Ряба и Золотой Петушок дарят вам наклейки на пасхальные яйца.
Список используемой литературы:
1. Загадки, считалки, скороговорки,
чистоговорки. / Н.В. Пикулева; худож. Е.А.
Афоничева. – (Любимая книжка).
2. Борзова Н.И, Степанов В.Р. Весёлые цифры –
Чебоксары, 1992.
3. Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные
работы по математике 1-2 класс – М.: изд-во Астрель,
2000.