Цели урока.
- умение адекватно воспринимать устную и письменную речь (на этапе словарного диктанта, взаимопроверки);
- умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем (на этапе взаимопроверки, итогового обобщения);
коммуникативные:
- умение формулировать проблему, строить логическую цепь рассуждения (на этапе анализа языкового материала словарного диктанта, заполнения лингвистической таблицы);
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников (на этапе работы с толковым и этимологическим словарями);
познавательные:
- способность к преобразованию информации (на этапе работы с лингвистической таблицей); умение осуществлять самоконтроль, самооценку (на этапе обобщения).
регулятивные:
Этапы урока.
- Организационно-мотивационный (необходимо настроить детей на работу);
- Актуализация знаний, осознание их недостаточности;
- Анализ языкового материала, первые выводы. Работа с двумя видами словарей.
- Анализ теоретического материала учебника, преобразование схемы в таблицу (переработка материала). Освоение алгоритма использования орфографического правила.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап.
Традиционно приветствуем друг друга, затем записываем на доске и в тетрадях число, словосочетание “Классная работа”.
Затем ученикам предлагается разгадать два ребуса. (Это традиция). Отгаданные слова будут использованы на одном из этапов урока.
2. Актуализация.
О том, как пишется не с глаголами, ребята уже знают. И на дом им было задано повторить это правило.
Предлагаю написать небольшой словарный диктант на данное орфографическое правило (так называемая “орфографическая пятиминутка”), но при этом включаю в содержание диктанта не только глаголы, но и существительные.
Один из учеников пишет диктант на доске, остальные – в тетрадях, по окончании обмениваются работами с соседями по парте (взаимопроверка).
Желающие комментируют написанное на доске и в тетрадях своих одноклассников. Возникает спор: “Как писать неволя, ненастье? Почему?”.
Дети ощущают недостаточность знаний, желание заполнить пробел.
На этом этапе, уже понимая, чего мы хотим от данного занятия, формулируем тему урока и записываем ее в тетрадь. (“Правописание не с именами существительными”)
3. Работа с языковым материалом.
Прежде чем начать исследование, задаю вопросы:
– В какой форме можно записать полученную информацию по теме урока?
(Ответы: в форме схемы, таблицы, плана)
– Если выберем таблицу, то сколько в ней будет столбцов и почему?
(Ответы разные, но в конце концов выясняем, что два, т.к. существует только два варианта написания не с именами существительными)
Расчерчиваем таблицу на доске и в тетрадях, формулируем названия столбцов.
Далее ученикам предлагается образовать имена существительные от следующих глаголов: ненавидеть, негодовать, недоумевать. (Вспоминаем, что эти глаголы пишутся слитно, так как без не не употребляются)
После обсуждения один из учеников записывает на доске:
ненависть,
негодование,
недоумение.
Вопрос учителя:
– Почему данные имена существительные вы написали слитно.
– Предполагаемый ответ учащихся:
– Так как данные имена существительные также без не не употребляются.
Подводим первый итог:
– Мы сформулировали первый пункт орфографического правила. Давайте отразим то, что мы узнали, в нашей таблице.
Возникает такая запись:
Не пишется слитно | Не пишется раздельно |
1. Если слово без не не употребляется: ненависть негодование недоумение |
– Ребята, а теперь вернемся к нашему орфографическому диктанту. Какие слова из него подойдут в качестве примеров к этой части правила?
– Неряха, ненастье.
– Верно. Вы можете их тоже записать в таблицу. Теперь мы смело можем объяснить и правописание таких слов, как невежда и невежа. Отличаются ли они по значению? Где мы можем прочитать о значении этих слов?
– В толковом словаре.
– Давайте обратимся к толковому словарику. (Приложение № 3 к учебнику Львовой)
Кто первым подскажет нужную нам страницу?
4. Работа со словарями.
Ученики находят и зачитывают толкование слов невежа и невежда, сравнивают с собственными формулировками. Учитель задает вопросы:
– В какой басне И.А.Крылова вы встречали слово невежда?
– А где можно столкнуться с невежей?
– А теперь, ребята, вернемся к словам, зашифрованным в ребусах. Можно ли эти слова написать раздельно с не? Может быть, кто-нибудь их записал раздельно?
А вы знаете, что те слова, которые сейчас не употребляются без не, когда-то писались с этой частичкой раздельно?
В том числе имена существительные невеста, неделя.
– К какому источнику информации можно обратиться, чтобы узнать о происхождении этих слов?
– К этимологическому словарю.
– Так давайте же обратимся к этимологическому словарику (Приложение № 3 к учебнику Львовой) и найдем информацию о происхождении слов невеста, неделя.
Снова подводим итог.
Работа с толковым и этимологическим словарями помогла нам не только углубиться в значения слов, но и понять, почему они ТАК пишутся с точки зрения орфографии.
5. Работа с учебником.
Анализ теории, данной в учебнике С.И.Львовой, с целью освоения условий слитного и раздельного написания не с именами существительными.
– Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 80 (параграф № 57). Перед вами теоретический материал по нашей с вами теме, представленный в виде схемы. Найдите и прочитайте ту часть теории, которую мы уже освоили.
(Один из учеников читает ту часть материала, в которой говорится о правописании имен существительных, не употребляющихся без не).
При каких еще условиях не с именами существительными пишется слитно? Отвечайте, опираясь на схему учебника.
Если к существительному можно подобрать синоним без не.
Запишем наше “открытие” в таблицу.
Не пишется слитно | Не пишется раздельно |
1. Если слово без не не
употребляется: ненависть негодование недоумение 2. Если слово можно заменить синонимом без не:
|
– Предлагаю вам снова вернуться к нашему орфографическому минимуму, который мы писали в начале урока. Как можно объяснить правописание слова неволя? (Ребята подбирают синонимы, синонимичные словосочетания тюрьма, отсутствие свободы, заточение.)
Продолжаем работу с учебником.
– При каких условиях не с именами существительными пишется раздельно?
Заканчиваем заполнение таблицы.
Не пишется слитно | Не пишется раздельно |
1. Если слово без не не
употребляется:
2. Если слово можно заменить синонимом без не:
|
1. При чистом отрицании:
2. При наличии противопоставления союзом а.
|
6. Рефлексия.
Тренинг “Понятно – непонятно”.
Каждый ученик получает карточку с примером на изученное правило. Он должен объяснить правописание данного слова, назвать условие слитного либо раздельного написания не с именем существительным.
Устная работа идет по цепочке. Справившийся с задачей ученик кладет свою карточку в коробку с надписью “Понятно”. Тот, кто не усвоил материал, молча кладет свою карточку в коробку с надписью “Непонятно”. С анализа примеров, сложенных в коробку “Непонятно”, начнется следующий урок русского языка.
Орфографическая пятиминутка.
Не поехал домой, не могу спать, ненавидеть войну, невзлюбил меня, настоящий неряха, жить в неволе, осеннее ненастье.