Урок русского языка в 5-м классе "Правописание НЕ с именами существительными

Разделы: Русский язык


Цели урока.

  1. Помочь освоить содержание орфографического правила “Слитное и раздельное написание не с именами существительными” и алгоритма его использования.
  2. Развивать речемыслительные способности учащихся.
  3. Через освоение содержания орфографического правила формировать метапредметные учебные умения:

    коммуникативные:

  • умение адекватно воспринимать устную и письменную речь (на этапе словарного диктанта, взаимопроверки);
  • умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем (на этапе взаимопроверки, итогового обобщения);

    познавательные:

  • умение формулировать проблему, строить логическую цепь рассуждения (на этапе анализа языкового материала словарного диктанта, заполнения лингвистической таблицы);
  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников (на этапе работы с толковым и этимологическим словарями);

    регулятивные:

  • способность к преобразованию информации (на этапе работы с лингвистической таблицей); умение осуществлять самоконтроль, самооценку (на этапе обобщения).

Этапы урока.

    1. Организационно-мотивационный (необходимо настроить детей на работу);
    2. Актуализация знаний, осознание их недостаточности;
    3. Анализ языкового материала, первые выводы. Работа с двумя видами словарей.
    4. Анализ теоретического материала учебника, преобразование схемы в таблицу (переработка материала). Освоение алгоритма использования орфографического правила.
    5. Рефлексия.

    Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап.

Традиционно приветствуем друг друга, затем записываем на доске и в тетрадях число, словосочетание “Классная работа”.

Затем ученикам предлагается разгадать два ребуса. (Это традиция). Отгаданные слова будут использованы на одном из этапов урока.

2. Актуализация.

О том, как пишется не с глаголами, ребята уже знают. И на дом им было задано повторить это правило.

Предлагаю написать небольшой словарный диктант на данное орфографическое правило (так называемая “орфографическая пятиминутка”), но при этом включаю в содержание диктанта не только глаголы, но и существительные.

Один из учеников пишет диктант на доске, остальные – в тетрадях, по окончании обмениваются работами с соседями по парте (взаимопроверка).

Желающие комментируют написанное на доске и в тетрадях своих одноклассников. Возникает спор: “Как писать неволя, ненастье? Почему?”.

Дети ощущают недостаточность знаний, желание заполнить пробел.

На этом этапе, уже понимая, чего мы хотим от данного занятия, формулируем тему урока и записываем ее в тетрадь. (“Правописание не с именами существительными”)

3. Работа с языковым материалом.

Прежде чем начать исследование, задаю вопросы:

– В какой форме можно записать полученную информацию по теме урока?

(Ответы: в форме схемы, таблицы, плана)

– Если выберем таблицу, то сколько в ней будет столбцов и почему?

(Ответы разные, но в конце концов выясняем, что два, т.к. существует только два варианта написания не с именами существительными)

Расчерчиваем таблицу на доске и в тетрадях, формулируем названия столбцов.

Далее ученикам предлагается образовать имена существительные от следующих глаголов: ненавидеть, негодовать, недоумевать. (Вспоминаем, что эти глаголы пишутся слитно, так как без не не употребляются)

После обсуждения один из учеников записывает на доске:

ненависть,

негодование,

недоумение.

Вопрос учителя:

– Почему данные имена существительные вы написали слитно.

– Предполагаемый ответ учащихся:

– Так как данные имена существительные также без не не употребляются.

Подводим первый итог:

– Мы сформулировали первый пункт орфографического правила. Давайте отразим то, что мы узнали, в нашей таблице.

Возникает такая запись:

Не пишется слитно Не пишется раздельно
1. Если слово без не не употребляется: ненависть негодование недоумение  

– Ребята, а теперь вернемся к нашему орфографическому диктанту. Какие слова из него подойдут в качестве примеров к этой части правила?

– Неряха, ненастье.

– Верно. Вы можете их тоже записать в таблицу. Теперь мы смело можем объяснить и правописание таких слов, как невежда и невежа. Отличаются ли они по значению? Где мы можем прочитать о значении этих слов?

– В толковом словаре.

– Давайте обратимся к толковому словарику. (Приложение № 3 к учебнику Львовой)

Кто первым подскажет нужную нам страницу?

4. Работа со словарями.

Ученики находят и зачитывают толкование слов невежа и невежда, сравнивают с собственными формулировками. Учитель задает вопросы:

– В какой басне И.А.Крылова вы встречали слово невежда?

– А где можно столкнуться с невежей?

– А теперь, ребята, вернемся к словам, зашифрованным в ребусах. Можно ли эти слова написать раздельно с не? Может быть, кто-нибудь их записал раздельно?

А вы знаете, что те слова, которые сейчас не употребляются без не, когда-то писались с этой частичкой раздельно?

В том числе имена существительные невеста, неделя.

– К какому источнику информации можно обратиться, чтобы узнать о происхождении этих слов?

– К этимологическому словарю.

– Так давайте же обратимся к этимологическому словарику (Приложение № 3 к учебнику Львовой) и найдем информацию о происхождении слов невеста, неделя.

Снова подводим итог.

Работа с толковым и этимологическим словарями помогла нам не только углубиться в значения слов, но и понять, почему они ТАК пишутся с точки зрения орфографии.

5. Работа с учебником.

Анализ теории, данной в учебнике С.И.Львовой, с целью освоения условий слитного и раздельного написания не с именами существительными.

– Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 80 (параграф № 57). Перед вами теоретический материал по нашей с вами теме, представленный в виде схемы. Найдите и прочитайте ту часть теории, которую мы уже освоили.

(Один из учеников читает ту часть материала, в которой говорится о правописании имен существительных, не употребляющихся без не).

При каких еще условиях не с именами существительными пишется слитно? Отвечайте, опираясь на схему учебника.

Если к существительному можно подобрать синоним без не.

Запишем наше “открытие” в таблицу.

Не пишется слитно Не пишется раздельно
1. Если слово без не не употребляется: ненависть негодование недоумение

2. Если слово можно заменить синонимом без не:

неудача (поражение)

несчастье (горе)

 

– Предлагаю вам снова вернуться к нашему орфографическому минимуму, который мы писали в начале урока. Как можно объяснить правописание слова неволя? (Ребята подбирают синонимы, синонимичные словосочетания тюрьма, отсутствие свободы, заточение.)

Продолжаем работу с учебником.

– При каких условиях не с именами существительными пишется раздельно?

Заканчиваем заполнение таблицы.

Не пишется слитно Не пишется раздельно
1. Если слово без не не употребляется:

ненависть,
негодование,
недоумение.

2. Если слово можно заменить синонимом без не:

неудача (поражение),
несчастье (горе).

1. При чистом отрицании:

Это не тигр.

2. При наличии противопоставления союзом а.

Это не правда, а ложь.

6. Рефлексия.

Тренинг “Понятно – непонятно”.

Каждый ученик получает карточку с примером на изученное правило. Он должен объяснить правописание данного слова, назвать условие слитного либо раздельного написания не с именем существительным.

Устная работа идет по цепочке. Справившийся с задачей ученик кладет свою карточку в коробку с надписью “Понятно”. Тот, кто не усвоил материал, молча кладет свою карточку в коробку с надписью “Непонятно”. С анализа примеров, сложенных в коробку “Непонятно”, начнется следующий урок русского языка.

Орфографическая пятиминутка.

Не поехал домой, не могу спать, ненавидеть войну, невзлюбил меня, настоящий неряха, жить в неволе, осеннее ненастье.