Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО. "И.А. Крылов. "Ворона и лисица"

Разделы: Начальная школа


Цель: продолжить знакомство с баснями, выделить составные части басни, сравнить как изображают одного и того же героя баснописец и художник, развивать речь учащихся и их творческую активность.

Оборудование: запись на доске, портрет И.А. Крылова, аудиозапись, альбомный лист, карандаши.

1. Вступительное слово учителя об И.А. Крылове

(на доске портрет И.А.Крылова)

- Как понимаете слово БАСНОПИСЕЦ (и дедушка, почему?)

2. Работа над литературными понятиями

Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера

- А чем басня отличается от других произведений?

Цель - осмеяние человеческих пороков, действующие лица в басне условные звери

Мораль - поучение, нравоучение

- Как же называют человека, который пишет басни?

3. Проверка домашнего задания

Чтение басни "Зеркало и Обезьяна" наизусть 2 учащимися

Вопросы по содержанию:

- Какие слова из этой басни люди часто употребляют в речи?

- Почему они так говорят и когда?

- Какие черты характера человека высмеивает здесь Крылов?

/говорить о других за глаза

  • нескромность
  • требовательность к себе
  • уметь смотреть на себя со стороны
  • находить свои недостатки/

4. Словарная работа (работа со словарем )

  • лесть - похвала кого-нибудь, для своей выгоды
  • льстец - человек, который хвалит зря :
  • вещунья - вещий, предвестница
  • ангельский - чистый, красивый
  • плутовка - хитрая
  • зоб - часть горла
  • Старый ворон - зря не каркнет

5. Прослушивание аудиозаписи басни "Ворона и Лисица"

Задание. Постарайтесь выделить мораль

6. Работа в парах. Чтение басни

Вопросы:

- Расскажи, какая история приключилась с Вороной?

- Как Лиса обращалась к Вороне? Как называла Ворону?

- Что говорила о ее красоте? Какой Лиса изображала Ворону? Для чего она это делала? Какова ворона в действительности?

- Прочитай, как Ворона приняла лживые речи Лисицы?

- Чего добивалась Лисица своими сладкими речами?

Сравнение поведения Вороны и Лисицы.

- Какими качествами ты наделишь Ворону? Лисицу?

- Какой вы представили себе Лисицу?

- Покажите выразительным чтением хитрость Лисы и глупость Вороны

7. Чтение басни про себя и вслух

8. Слово учителя:

- И.А. Крылов образными словами, точными определениями, глаголами смог доказать нам характер своих героев. А теперь посмотрите на рисунок художника Рачева.

- Какие выразительные средства использовал художник, чтобы раскрыть характеры героев басни?

- Лиса сама невинность, изящное движение тела, острая вытянутая мордочка, опущенные уши, поджатый хвост.

(аналогичная работа проводится о вороне)

9. Самостоятельная работа учащихся

- А теперь, ребята, постарайтесь нарисовать иллюстрацию к этой басне, чтобы был ясен характер героев; хитрая, льстивая Лиса, глупая доверчивая Ворона. Чем мы можем подчеркнуть характер героев?

Задание: нужно передать характер героев, об этом следует помнить, когда будете рисовать. Лукавство и хитрость Лисы видны во всех ее движениях, в выражении зорко настороженных глаз, острой мордочке. Сделайте линейный набросок с легкой штриховкой, подчеркивающей форму. Не отвлекайтесь на мелкие детали, старайтесь передать только общую форму, характер, диалог. Штриховкой можно передать меховой покров.

10. Самостоятельная работа над композицией в карандаше.

11. Выставка рисунков.

12. Заключительное слово учителя

Фотография памятника И.А. Крылову

Зачитать выдержку из отзыва Н.В. Гоголя о творчестве Крылова

13.Домашнее задание. Выучить в парах наизусть басню.