Цель: продолжить знакомство с баснями, выделить составные части басни, сравнить как изображают одного и того же героя баснописец и художник, развивать речь учащихся и их творческую активность.
Оборудование: запись на доске, портрет И.А. Крылова, аудиозапись, альбомный лист, карандаши.
1. Вступительное слово учителя об И.А. Крылове
(на доске портрет И.А.Крылова)
- Как понимаете слово БАСНОПИСЕЦ (и дедушка, почему?)
2. Работа над литературными понятиями
Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера
- А чем басня отличается от других произведений?
Цель - осмеяние человеческих пороков, действующие лица в басне условные звери
Мораль - поучение, нравоучение
- Как же называют человека, который пишет басни?
3. Проверка домашнего задания
Чтение басни "Зеркало и Обезьяна" наизусть 2 учащимися
Вопросы по содержанию:
- Какие слова из этой басни люди часто употребляют в речи?
- Почему они так говорят и когда?
- Какие черты характера человека высмеивает здесь Крылов?
/говорить о других за глаза
- нескромность
- требовательность к себе
- уметь смотреть на себя со стороны
- находить свои недостатки/
4. Словарная работа (работа со словарем )
- лесть - похвала кого-нибудь, для своей выгоды
- льстец - человек, который хвалит зря :
- вещунья - вещий, предвестница
- ангельский - чистый, красивый
- плутовка - хитрая
- зоб - часть горла
- Старый ворон - зря не каркнет
5. Прослушивание аудиозаписи басни "Ворона и Лисица"
Задание. Постарайтесь выделить мораль
6. Работа в парах. Чтение басни
Вопросы:
- Расскажи, какая история приключилась с Вороной?
- Как Лиса обращалась к Вороне? Как называла Ворону?
- Что говорила о ее красоте? Какой Лиса изображала Ворону? Для чего она это делала? Какова ворона в действительности?
- Прочитай, как Ворона приняла лживые речи Лисицы?
- Чего добивалась Лисица своими сладкими речами?
Сравнение поведения Вороны и Лисицы.
- Какими качествами ты наделишь Ворону? Лисицу?
- Какой вы представили себе Лисицу?
- Покажите выразительным чтением хитрость Лисы и глупость Вороны
7. Чтение басни про себя и вслух
8. Слово учителя:
- И.А. Крылов образными словами, точными определениями, глаголами смог доказать нам характер своих героев. А теперь посмотрите на рисунок художника Рачева.
- Какие выразительные средства использовал художник, чтобы раскрыть характеры героев басни?
- Лиса сама невинность, изящное движение тела, острая вытянутая мордочка, опущенные уши, поджатый хвост.
(аналогичная работа проводится о вороне)
9. Самостоятельная работа учащихся
- А теперь, ребята, постарайтесь нарисовать иллюстрацию к этой басне, чтобы был ясен характер героев; хитрая, льстивая Лиса, глупая доверчивая Ворона. Чем мы можем подчеркнуть характер героев?
Задание: нужно передать характер героев, об этом следует помнить, когда будете рисовать. Лукавство и хитрость Лисы видны во всех ее движениях, в выражении зорко настороженных глаз, острой мордочке. Сделайте линейный набросок с легкой штриховкой, подчеркивающей форму. Не отвлекайтесь на мелкие детали, старайтесь передать только общую форму, характер, диалог. Штриховкой можно передать меховой покров.
10. Самостоятельная работа над композицией в карандаше.
11. Выставка рисунков.
12. Заключительное слово учителя
Фотография памятника И.А. Крылову
Зачитать выдержку из отзыва Н.В. Гоголя о творчестве Крылова
13.Домашнее задание. Выучить в парах наизусть басню.