Цели:
- обучающая.
- Повторить определения понятий "лексика", "лексическое и грамматическое значения слова"; закрепить навыки пользования толковыми словарями;
- развивающая.
- Развивать умение различать лексическое и грамматическое значения слов;
- воспитательная.
- Воспитывать интерес к лексикологии.
Оборудование: учебник русского языка под ред. А.Ю.Купаловой; толковые словари русского языка ("Школьный толковый словарь русского языка" М.С.Лапатухина, "Словарь русского языка" С.И.Ожегова, "Словарь живого великорусского языка" В.И.Даля (один из томов), "Словарь современного русского литературного языка" (один из томов)); распечатка текста И. Токмаковой.
Тип урока: применения и совершенствования знаний.
Ход урока
I. Организационный момент. (приветствие и запись числа).
II. Повторение ранее изученных правил и орфограмм.
Выборочный диктант на тему "Орфограммы в корнях и приставках слов"
Учитель: Ребята, вам необходимо в первую колонку выписать слова с орфограммой в корне, а во вторую в приставке.
Плащ, тарелка, праздник, ёжик, население, чувство, вьюга, тетрадь, тропинка, звездный, долина, ручьи, внизу, подружка, скользкий, налево, замечательный, звездный, преподаватель, вокзал, сварщик, разъяснить, лестница, солнце, жизнь.
Учитель: Давайте вспомним такой раздел русского языка как фонетика. Что она изучает? (Звуки речи)
Задание по вариантам:
1 вариант | 2 вариант |
Из данного предложения выпишите слово,
в котором все согласные звуки мягкие: Лыжи у печки стоят. |
Из данного предложения выпишите слово,
в котором все согласные звуки твердые: Шесть умножить на девять. |
Из данных предложений выпишите предлоги:
Достали нот, баса, две скрипки
И сели на лужок под липки
Пленять своим искусством свет.
Запишите предложение, выделите грамматическую основу, составьте схему этого предложения.
Осень рисует художник, а вспоминает лето.
Давайте вспомним, какое это предложение по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию второстепенных и главных членов, по количеству грамматических основ?
III. Изучение новой темы.
Учитель: Молодцы! А теперь перейдем к новой теме. Посмотрите на доску. (на доске ранее была записана тема урока).
Запись в тетрадь. Лексическое значение слова.
Учитель: Скажите, как вы понимаете слово "лексика"? Как вы думаете, что она изучает?
(Лексика - (в переводе с греч. "Lecsis" - слово, выражение) это раздел русского языка, изучающий словарный запас языка)
Учитель: Совершенно верно. Нам известно огромное количество слов из самых разных областей жизнедеятельности человека. Все они образуют в совокупности словарный, или лексический, состав языка.
Каждое слово по-своему значимо, оно несет в себе сразу несколько значений: конкретное (индивидуализирующее) и абстрактное (обобщающее). Так, абстрактное значение слова лес - совокупность растительности и животного мира на определенной территории. Однако, помимо такого значения, слово лес может конкретизироваться, становясь для нас строго определенным лесом, отличным от других "скоплений растительности".
Изучением и систематизированием значений слов в русском языке занимается лексикология.
Словарно-орфографическая работа
Учитель записывает на доске, одновременно диктуя ученикам, фиксирующим информацию в тетради:
Лексика, лексический, лексический состав русского языка, лексикология, конкретный, индивидуализирующий, абстрактный, обобщающий.
Беседа по теме
Учитель: Итак, из чего же состоят слова, используемые нами в письменной и устной речи? (Из звуков, обозначаемых на письме буквами). Только ли из звуков? Прочитаем вслух стихотворение И. Токмаковой (распечатка текста у каждого учащегося на столе):
Ложка - это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка - это кошка.
У кошки семь котят.
А я придумал слово,
Смешное слово - плим.
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Тряпка - это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
Шапка - это шапка,
Оделся и пошел.
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
Учитель: Как видите, значение практически всех слов мы можем найти в толковом словаре. Это значит, что большинство слов этого стихотворения имеют смысловую значимость, загруженность. Однако значения слова плим ни орфографический, ни толковый словарь нам не даст. Таким образом, это единственное слово из стихотворения, которое не несет в себе смысла.
- Так из чего должно состоять значимое слово? (Из звуков, иметь смысловую загруженность и грамматическое выражение.)
- Каким словам, состоящим в словарном составе литературного русского языка, необязательно иметь смысл? (Звукоподражаниям, междометиям - они предназначены для придания тексту художественной и эмоциональной выразительности.)
Учитель: Лексическая составляющая слова может и должна раскрываться - то есть слово, имеющее смысловое значение, должно становиться понятным с помощью ряда способов:
Раскрывается значение отдельных частей слова (характерно для двукорневых слов).
Наконечник - предмет, прикрепленный к концу другого предмета или надеваемый на него.
С помощью данного способа раскрытия лексического значения слова объясните смысл следующих слов: наковальня, опасение, хлебопекарня, оледенеть, присыпка.
Указываются признаки предмета, называемого словом.
Кошка - небольшое хищное млекопитающее из семейства кошачьих.
С помощью данного способа раскрытия лексического значения слова объясните смысл следующих слов:
Синица, тополь, рябина, яблоко, собака.
Подбирается слово, близкое по значению.
Перламутровый - серебристо-розовый, переливчатый, напоминающий окраску перламутра.
С помощью данного способа раскрытия лексического значения слова объясните смысл следующих слов:
Сапфировый, апельсиновый, персиковый, рубиновый, янтарный.
Обращаемся к толковому словарю.
С помощью толкового словаря, представленного на выставочном стенде, выполните данное упражнение.
Спишите, вставляя недостающие буквы. Найдите и запишите в тетрадь словарное значение подчеркнутых слов.
Обог(а)щайте себя знанием ру(с, сс)кого языка, читайте таких м(а)стеров словесного искусства, каковы Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Чехов. Надо учиться языку, надо расш(и)рять свой лексикон, учиться облекать свои впеч(а)тления в более совершенную, яркую, пр(о)стую форму. Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено - тем больше придает фразе силы и убедительности. (М.Горький).
Учитель раздает учащимся распечатку текста. Один ученик читает.
Жизнь общества, вся история человечества, история техники и культуры отражается в словах, которые формируются в словарях.
Чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4-5 тысяч слов, но этого мало для выразительности речи. Даже "Школьный толковый словарь русского языка" М.С. Лапатухина включает около 7 тысяч слов. "Словарь русского языка" С.И. Ожегова наиболее приемлемый для современного интеллигентного человека. В словаре до 50 тысяч слов. "Словарь живого великорусского языка" В.И. Даля включает в себя до 200 тысяч слов и состоит из 4 томов. Самый большой словарь - это "Словарь современного русского литературного языка", созданный Институтом Русского языка Академии наук СССР. Он включает в себя 17 томов.
Учитель: Однако русский язык богат не только потому, что в его словарный состав входит огромное количество слов.
Возьмем простое слово идти - перемещаться, двигаться в определенном направлении. Например: мы идем на экскурсию. А теперь приведем другие примеры: идет снег, по обеим сторонам дороги идут холмы. Русский глагол идти имеет более 40 значений.
Вспомним, сколько у этого слова синонимов: шествовать, направляться, шагать, выступать, семенить, топать, брести:
Запишите под диктовку. Попробуйте, используя выражения из этого текста, составить словарные статьи к слову глухомань.
В толковом словаре найдите значения слов мшары, гари, чернолесье, кордон, живица, просека, кондовый.
Первое "лесное" слово, какое меня совершенно заворожило, было "глухомань" : Я впервые услышал его (так же, как и слово "глушняк") от лесников. С тех пор оно связано в моем представлении с дремучим замшелым лесом, сырыми чащами, заваленным буреломами, с йодистым запахом прели и гнилых пней, с зеленоватыми сумерками и тишиной.
А затем уже шли настоящие лесные слова: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, мшары, гари, чернолесье, пустошь, опушка, лесной кордон, березняк, порубка, живица, просека, кондовая сосна, дубрава и много других простых слов, наполненных живописным содержанием (К.Г.Паустовский).
IV. Рефлексия
- Что такое лексика?
- С помощью каких способов возможно раскрыть значение слова?
- Для чего используется толковый словарь?
- Какие толковые словари русского языка вы знаете?
V. Домашнее задание
Заполните сетку таким образом, чтобы получился кроссворд.
Слова для справки: канал, каток, корка, лента, набор, табун.
Составьте определения для каждого из использованных слов.
VI. Упражнение "Улыбнись, как:"
Цель -
раскрепощение, снятие эмоционального напряжения, самораскрытие.Инструкция:
Улыбнитесь, как улыбаетесь:Вы - своей маме.
Собака своему хозяину.
Само солнышко.
Очень вежливый японец.
Кот на солнышке.