Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.(4)
В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (3)
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которой выражена роль движений. Для подвижных игр характерны творческие активные двигательные действия, направленные на преодоление различных трудностей по пути к поставленной цели, достижение который ограничивается правилами. (2)
Особое место во всестороннем физическом развитии, укреплении здоровья, формировании разнообразных двигательных умений и навыков учащихся младших классов занимают командные игры. Огромной популярностью у детей этого возраста пользуются подвижные игры с мячом, эстафеты с мячом, в беге, прыжках.
Подбирая игровые задания, учитель должен строго соблюдать принцип "от простого к сложному", учитывая возрастные особенности учащихся. Это облегчит усвоение, а так же будет способствовать закреплению умений и навыков, что явится фундаментом для высокого уровня развития координационных способностей, на основе которых легче будут усваиваться движения различных видов спорта.
Коменский высоко оценивал роль соревнования в физическом воспитании (как и вообще в обучении и воспитании). " Просто непостижимо, на что способен человек, если он соревнуется с другими в силе и умении". А потому " надо все осуществлять в игре и соревновании, сообразуясь с возрастом, в школе детства, отрочества, юности и т.д." (Т.2.С.433). (1)
Один из наиболее эффективных путей формирования морально-волевых качеств - командные игры. Воспитание выдержки, самостоятельности, смелости, честности, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма ярко прослеживается в командных соревнованиях.
4 октября - особенная дата для братьев наших меньших, так как именно в этот день празднуют Всемирный день животных. В этот день во многих странах проходят акции направленные на воспитание у людей ответственного отношения к животным.(5)
В связи с этим в школе ежегодно проводится спортивно-развлекательная игра "Зов джунглей".
В игре в качестве инвентаря используется подручный материал, все задания имеют короткую формулировку, так как учащиеся в силу возраста, в момент соревновательного азарта не способны долго слушать, как правило, они спешат быстрее воспроизвести в действие задание конкурса.
Номер художественной самодеятельности команды, посвященный животным, конкурс рисунка для начальной школы или плаката для среднего звена, например на тему " Планета заболела", может быть домашнем заданием, которое указано в положение о соревнованиях.
В память о первом ведущем и авторе песни к детской передачи "Зов джунглей" Сергее Супоневе обязательно звучит песня в исполнении автора.
Звучит музыка, команды входят и строятся у линии старта.
№ п/п | Этапы игры | Действие участника команды |
1 | Ведущий: Снова встреча, но теперь Внимание, внимание в джунглях соревнованиях! |
Команды стоят в колонне по одному у линии старта. |
2 | Ведущий представляет команды | Капитан команды объявляет название своей команды. Команда произносит свой девиз. |
3 | Ведущий: Пусть жюри весь ход сраженья |
Жюри: поздравление и пожелание участникам соревнований. |
4 | Конкурс 1 Ты беги вперед быстрей |
Помощники держат на полу вертикально
обручи -2 перед каждой командой. Участник бежит вперед через обручи до тумбы и назад возвращается тем же путем. |
5 | Конкурс 2 Вот препятствие в ряд |
Кегли стоят в ряд в обруче. Каждый участник сбивает мячом. |
6 | После каждого четного конкурса номер
художественной самодеятельности от команды
участницы. Слово жюри |
Команда " Травоядные" Танец Подведение итогов соревнований после 2 конкурсов |
7 | Конкурс 3 Лабиринт преодолей, |
Участник, держа в выпрямленной руке совочек из пластиковой бутылки с футляром от киндер сюрприза, бежит между кеглями вперед до тумбы, где оставляет футляр. Возвращаясь к команде, передает совок. На старте каждый участник имеет футляр. |
8 | Конкурс 4 Посмотрим мы по сторонам, |
На тарелке смешаны крупы: горох, фасоль, пшеница, кукуруза и плоды каштана. Разобрать крупы по сортам. |
9 | После каждого четного конкурса номер
художественной самодеятельности от команды
участницы. Конкурс болельщикам Слово жюри |
Команда " Хищники" Стихотворение Болельщики каждой команды выполняют задание - тест Подведение итогов после 4 конкурсов |
10 | Конкурс 5 Кенгуру, ты наш дружок |
Участник, зажав мяч коленями, выполняет прыжки до тумбы, тоже назад. |
11 | Конкурс 6 Прямо, ты ровней шагай |
Участник должен пройти по линии с подушечкой на голове. |
12 | После каждого четного конкурса номер
художественной самодеятельности от команды
участницы. Слово жюри |
Команда " Всеядные" Песня Подведение итогов после 6 конкурсов, а так же конкурса болельщиков |
13 | Конкурс 7 Картину собирайте быстрей, |
Команда, добегая до тумбы, собирает картину. Выполнив задание, возвращается на линию старта. Затем отвечает на вопрос. |
14 | Конкурс 8 За талию друга ухватитесь, |
После показа движений танца "Летка - енька", команды в течение 2 минут самостоятельно выполняет движения, затем демонстрируют жюри и болельщикам. |
15 | Конкурс 9 Спеши скорее классный мой, |
Классный руководитель бежит до тумбы, где в одной из 3 коробочек лежит пожелание классу. Находит и возвращается к команде. |
16 | Ведущий: Внимание, внимание! Слово жюри |
Подведение итогов и вручение грамот. |
О, Игра! Волнения и переживания, слезы радости и горечь побед. Ты Учитель, который не подозревает об этом. Ты доставляешь неоценимую радость - радость победы над самим собой, утверждаешь веру в свои силы. Ты позволяешь достичь невозможное. И все это ты, игра! Спасибо тебе, Игра!
Список литературы
- Горностаев И.В. ":Исправно заботиться о свое здоровье" теоретический и научно-методический журнал Физическая культура в школе - № 6, 1995
- Кузьмин Н.И. Подвижная игра как средство обучения и воспитания учащихся. Научно-методический журнал Физическая культура в школе - №6 , 2008
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев: Радяньска школа, 1977
- gcro.ru>ftp/met_cab/history/igrov_tehnol.doc
- city-ecology.ru>index.php?:article:2009-10-21: