Проект урока по математике, 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Познакомить с приемом письменного умножения трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд. Закреплять умение применять изученные приемы устных вычислений умножения и деления трехзначных чисел.
  • Развивать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Сообщение тема и целей урока – 2 мин.
  3. Устный счет – 6мин.
  4. Опрос учащихся по заданному на дом материалу – 6мин.
  5. Изучение нового материала – 7мин.
  6. Закрепление изученного материала – 18мин.
  7. Итог урока. Задание на дом – 4мин.

Ход урока

Этап урока Содержание работы. Методы, формы, приемы, используемые учителем. Предполагаемые действия учащихся Примечание
I. Организационный момент. 1. Сообщение темы и целей урока.

Знайка встрече с нами рад.
У него загадочный взгляд.
Новая тема у нас без сомнения
Приёмы письменного умножения.

Учитель: Прочитав это стихотворение, вы что узнали? Чему будем учиться на уроке?

2. Устный счёт.

1.– Знайка дает задания, чтобы вы настроились на хорошую работу на уроке.

Ученики читают хором тему, выведенную на экране. На экране показывается Знайка со стихотворением.
1) Чебурашка, пока путешествовал в ящике с апельсинами, съедал по одному апельсину на завтрак и обед и два на ужин. Сколько апельсинов он съел за неделю путешествия? (28)

2) Чебурашка работает в магазине: проверяет, хорошие ли апельсины привозят из Африки. Он открывает ящики и съедает каждый сотый апельсин. Если они хорошие, то их продают, а если плохие – выбрасывают. Чебурашка открыл 5 ящиков по 60 апельсинов. Сколько апельсинов он съел? (3)

2. Найди девятый элемент.<Рисунок 1, см. ниже>

Ученики решают, и кто первый узнает, даёт ответ. На экране появляется Чебурашка.

И все правильные ответы показывает.

3. Индивидуальная работа.

1 пара.

__ * 360 = 360 * __ = 720
3 * 250 = 250 * __ =__
4 * __ = __ *4 = 720
7 * 120 = 120 * 7 = __
362 * 2 = __

2 пара.

__ * 190 = 190 * __ = 570
2 * __ = __ * 2 = 740
__ * 130 = 130 * __ = 910
8 * 120 = 120 * 8 =__
193 * 3 = __

– Молодцы, с гимнастикой для ума от Знайки справились.

Один ученик в роли «ученика» – выполняет работу, а другой в роли «учителя»-оценивает выполненную работу (2 пары)
II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу. – Мы со Знайкой хотели бы узнать, как вы подготовились к сегодняшнему уроку и выполнили домашнее задание.  
1. Задание на смекалку (учебник стр.74)
Как разными способами можно взвесить:
1) 800 г масла, если есть гири 1 кг, 500г и 200г.
2) 3 кг картофеля, если есть только гири в 5кг и 2кг, одна гиря в 2кг?
Практическая работа.

Ученики на весах – равновесах показывают выбранные ими способы взвешивания и объясняют.

Все возможные способы показываются на экране с помощью Знайки.
– А Знайка тоже выполнил это задание, посмотрите, какими способами взвесил он.

Следующее задание было вставить пропущенные знаки действий, чтобы выражение имело указанное значение.

(Задание выполняется и выводится на экран)

 
75 _ 15 _ 5 = 0
48 _ 48 _ 6 = 40
36 _ 6 _ 6 = 1
72 _ 9 _ 2 = 10
64 _ 17 _ 2 = 98
56 _ 9 _ 6 = 2

– Все кто справился с домашним заданием без ошибок, встаньте. Умнички!

– Следующее задание от Знайки, поможет вам справиться с новой темой.

Ученики подходят по одному и «вставляют» нужный знак. Если все выполнено, верно, Знайка улыбается, а если есть ошибка – «плачет»
III. Изучение нового учебного материала. 1. Дано выражение 23*2
2. Объясните, как будете вычислять?

а) 23*2=(20+3)*2=20*2+3*2=40+6=46

б)
 23
* 2
46

Ученики предлагают известные им способы (2 способа)
– Какой способ вам кажется удобнее? (Второй, запись короче)

– Как умножали 23 на 2? (По разрядам. Во втором способе сначала единицы, потом десятки)

– А в первом? (Сначала десятки, потом единицы.)

– Какой прием лежит в основе письменного умножения? (В основе письменного умножения тоже лежит прием умножения по разрядам, начиная с единиц.)

Ученики отвечают на поставленные вопросы.
2. – Предлагаю вам выполнить умножение 132*6. Объяснить надо оба способа.

а)132 * 6 = (100 + 30 + 2) * 6 = 600 + 180 + 12 = 792

б)
132
* 6
792

Работа в парах.

Ученики выполняют самостоятельно и объясняют оба способа. Самопроверка осуществляется при показе на экране.

На экране показывается правильное выполнение умножения.
Учитель: Как выполняли вычисления? (По разрядам)

Что добавилось в вашем объяснении? (Добавилось умножение единиц третьего разряда)

 
– Рекомендую вам надписывать в вычислениях карандашом единицу, которую запоминаем.

– Вы сегодня сами объяснили новую тему. Я очень рада за вас!

Проверим себя. Прочитайте параграф, с.75

Какой сделаем вывод? (Мы рассуждали верно)

Ученики самостоятельно формулируют тему урока и цели.

Подтверждение своих выводов ученики находят в параграфе учебника.

Для объяснения вычислений мы должны употреблять определенные слова. Какие? (Составляется алгоритм) Составляют алгоритм коллективно. Выписывается алгоритм на экране.
Пишу…
Умножаю единицы…
Умножаю десятки…
Умножаю сотни…
Читаю ответ…
   
№1, с. 75. Выполнить с записью на доске с устным объяснением, с использованием алгоритма. 3 ученика по очереди объясняют у доски. А 2 последних, примера выполняют самостоятельно, проверяется ответ коллективно.
Физкультминутка Ученики выполняют под музыку движения. Звучит музыка.
IV. Закрепление учебного материала. – Еще раз повторите цели и тему нашего урока. А теперь попробуем применить новые знания на практике.    
1. Работа над задачей №2, с.75

– Прочитайте условие задачи.

– Подумайте, как оформить задачу кратко. (Схематический чертеж)

Выполним схематический чертеж:

– Что возьмем за целый отрезок? (100 школьников.)

Ученики работают над разбором условия, оформлением и решением задачи.
– Как поехали школьники? (В автобусах, один большой и 3 маленьких.)

– Сколько человек в большом автобусе? (40)

– Сколько в маленьком? (Не знаем)

– Что сказано о маленьких автобусах? (Их 3 и школьников в них поровну.)

– Что надо узнать в задаче? (Сколько школьников в каждом маленьком автобусе?)

– Составьте программу решения, решите задачу.

Один ученик работает у доски и все объясняет, задача проверяется.
2. №4, с.75

– Вспомните, что значит третья часть. (Отрезок разделил на 3 равные части)

-Как найти длину всего отрезка? (Соединить все части)

– Какое выполняется арифметическое действие? (Умножение)

Задание выполняют самостоятельно.
3. Узнайте автора произведения, герой которого стал символом Российской сборной на летних Олимпийских играх 2004 года, а также был сегодня у нас в гостях.
45 : 5 * 6 = е
49 : 7 * 5 = у
3 * 8 : 4 = с
36 : 6 * 8 = п
72 : 6 = й
42 : 6 * 9 = н
18 : 9 * 3 = с
50 * 3 = и
32 : 2 = к

<Рисунок 2, см. ниже>

Разгадывают «загадку». Знайка выводит на экран задание и ключ. А после решения учениками показывает слово.
4. Самостоятельная работа.
30 * 20 =
360 : 9 =
400 * 2 =
240 : 80 =
600 : 3 =
300 : 30 =
45 * 8 =
84 : 7 =
2 * 86 =
75 : 25 =
497 : 7 =
60 : 12 =
Решают самостоятельно, проверка в парах. Самооценка. Задание показано на экране.
– Что нового узнали на уроке и где это вам пригодится?

– Какое задание больше всего понравилось выполнять?

– Ребята, посмотрите на Знайку, он что-то нам хочет сказать: «Дома выполните Задачу на смекалку на с.75(устно) и №5.» «До новых встреч!»

  Показывается правильное решение и критерии оценки.
V. Итог урока. Задание на дом.   Делают выводы по выполненной работе за урок.

Записывают домашнее задание.

Прощаются со Знайкой.

Знайка дает задание на дом и прощается с ребятами, говорит: «До новых встреч!»

Рисунок 1

35 6 48 54 63 6 16 150 12
У с п е н с к и й

Рисунок 2