Цели:
- Познакомить с приемом письменного умножения трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд. Закреплять умение применять изученные приемы устных вычислений умножения и деления трехзначных чисел.
- Развивать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи.
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Сообщение тема и целей урока – 2 мин.
- Устный счет – 6мин.
- Опрос учащихся по заданному на дом материалу – 6мин.
- Изучение нового материала – 7мин.
- Закрепление изученного материала – 18мин.
- Итог урока. Задание на дом – 4мин.
Ход урока
Этап урока | Содержание работы. Методы, формы, приемы, используемые учителем. | Предполагаемые действия учащихся | Примечание | |||
I. Организационный момент. | 1. Сообщение темы и целей урока. Знайка
встрече с нами рад. Учитель: Прочитав это стихотворение, вы что узнали? Чему будем учиться на уроке? 2. Устный счёт. 1.– Знайка дает задания, чтобы вы настроились на хорошую работу на уроке. |
Ученики читают хором тему, выведенную на экране. | На экране показывается Знайка со стихотворением. | |||
1) Чебурашка, пока путешествовал в ящике с апельсинами,
съедал по одному апельсину на завтрак и обед и два на ужин. Сколько
апельсинов он съел за неделю путешествия? (28) 2) Чебурашка работает в магазине: проверяет, хорошие ли апельсины привозят из Африки. Он открывает ящики и съедает каждый сотый апельсин. Если они хорошие, то их продают, а если плохие – выбрасывают. Чебурашка открыл 5 ящиков по 60 апельсинов. Сколько апельсинов он съел? (3) 2. Найди девятый элемент.<Рисунок 1, см. ниже> |
Ученики решают, и кто первый узнает, даёт ответ. | На экране появляется Чебурашка. И все правильные ответы показывает. |
||||
3. Индивидуальная работа. 1 пара. __ * 360 = 360 * __ = 720 2 пара. __ * 190 = 190 * __ = 570 – Молодцы, с гимнастикой для ума от Знайки справились. |
Один ученик в роли «ученика» – выполняет работу, а другой в роли «учителя»-оценивает выполненную работу (2 пары) | |||||
II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу. | – Мы со Знайкой хотели бы узнать, как вы подготовились к сегодняшнему уроку и выполнили домашнее задание. | |||||
1. Задание на смекалку (учебник стр.74) Как разными способами можно взвесить: 1) 800 г масла, если есть гири 1 кг, 500г и 200г. 2) 3 кг картофеля, если есть только гири в 5кг и 2кг, одна гиря в 2кг? |
Практическая работа. Ученики на весах – равновесах показывают выбранные ими способы взвешивания и объясняют. |
Все возможные способы показываются на экране с помощью Знайки. | ||||
– А Знайка тоже выполнил это задание, посмотрите,
какими способами взвесил он. – Следующее задание было вставить пропущенные знаки действий, чтобы выражение имело указанное значение. (Задание выполняется и выводится на экран) |
||||||
– Все кто справился с домашним заданием без ошибок, встаньте. Умнички! – Следующее задание от Знайки, поможет вам справиться с новой темой. |
Ученики подходят по одному и «вставляют» нужный знак. | Если все выполнено, верно, Знайка улыбается, а если есть ошибка – «плачет» | ||||
III. Изучение нового учебного материала. | 1. Дано выражение 23*2 2. Объясните, как будете вычислять? а) 23*2=(20+3)*2=20*2+3*2=40+6=46 б) |
Ученики предлагают известные им способы (2 способа) | ||||
– Какой способ вам кажется удобнее? (Второй, запись
короче) – Как умножали 23 на 2? (По разрядам. Во втором способе сначала единицы, потом десятки) – А в первом? (Сначала десятки, потом единицы.) – Какой прием лежит в основе письменного умножения? (В основе письменного умножения тоже лежит прием умножения по разрядам, начиная с единиц.) |
Ученики отвечают на поставленные вопросы. | |||||
2. – Предлагаю вам выполнить умножение 132*6. Объяснить
надо оба способа. а)132 * 6 = (100 + 30 + 2) * 6 = 600 + 180 + 12 = 792 б) |
Работа в парах. Ученики выполняют самостоятельно и объясняют оба способа. Самопроверка осуществляется при показе на экране. |
На экране показывается правильное выполнение умножения. | ||||
Учитель: Как выполняли вычисления? (По
разрядам) – Что добавилось в вашем объяснении? (Добавилось умножение единиц третьего разряда) |
||||||
– Рекомендую вам надписывать в вычислениях карандашом
единицу, которую запоминаем. – Вы сегодня сами объяснили новую тему. Я очень рада за вас! – Проверим себя. Прочитайте параграф, с.75 – Какой сделаем вывод? (Мы рассуждали верно) |
Ученики самостоятельно формулируют тему урока и цели. Подтверждение своих выводов ученики находят в параграфе учебника. |
|||||
– Для объяснения вычислений мы должны употреблять определенные слова. Какие? (Составляется алгоритм) | Составляют алгоритм коллективно. | Выписывается алгоритм на экране. | ||||
Пишу… Умножаю единицы… Умножаю десятки… Умножаю сотни… Читаю ответ… |
||||||
№1, с. 75. Выполнить с записью на доске с устным объяснением, с использованием алгоритма. | 3 ученика по очереди объясняют у доски. А 2 последних, примера выполняют самостоятельно, проверяется ответ коллективно. | |||||
Физкультминутка | Ученики выполняют под музыку движения. | Звучит музыка. | ||||
IV. Закрепление учебного материала. | – Еще раз повторите цели и тему нашего урока. А теперь попробуем применить новые знания на практике. | |||||
1. Работа над задачей №2, с.75 – Прочитайте условие задачи. – Подумайте, как оформить задачу кратко. (Схематический чертеж) Выполним схематический чертеж: – Что возьмем за целый отрезок? (100 школьников.) |
Ученики работают над разбором условия, оформлением и решением задачи. | |||||
– Как поехали школьники? (В автобусах, один большой
и 3 маленьких.) – Сколько человек в большом автобусе? (40) – Сколько в маленьком? (Не знаем) – Что сказано о маленьких автобусах? (Их 3 и школьников в них поровну.) – Что надо узнать в задаче? (Сколько школьников в каждом маленьком автобусе?) – Составьте программу решения, решите задачу. |
Один ученик работает у доски и все объясняет, задача проверяется. | |||||
2. №4, с.75 – Вспомните, что значит третья часть. (Отрезок разделил на 3 равные части) -Как найти длину всего отрезка? (Соединить все части) – Какое выполняется арифметическое действие? (Умножение) |
Задание выполняют самостоятельно. | |||||
3. Узнайте автора произведения, герой которого стал
символом Российской сборной на летних Олимпийских играх 2004 года, а
также был сегодня у нас в гостях.
<Рисунок 2, см. ниже> |
Разгадывают «загадку». | Знайка выводит на экран задание и ключ. А после решения учениками показывает слово. | ||||
4. Самостоятельная работа.
|
Решают самостоятельно, проверка в парах. Самооценка. | Задание показано на экране. | ||||
– Что нового узнали на уроке и где это вам пригодится? – Какое задание больше всего понравилось выполнять? – Ребята, посмотрите на Знайку, он что-то нам хочет сказать: «Дома выполните Задачу на смекалку на с.75(устно) и №5.» «До новых встреч!» |
Показывается правильное решение и критерии оценки. | |||||
V. Итог урока. Задание на дом. | Делают выводы по выполненной работе за урок. Записывают домашнее задание. Прощаются со Знайкой. |
Знайка дает задание на дом и прощается с ребятами, говорит: «До новых встреч!» |
Рисунок 1
35 | 6 | 48 | 54 | 63 | 6 | 16 | 150 | 12 |
У | с | п | е | н | с | к | и | й |
Рисунок 2