Цели и задачи:
- познакомить с правописанием гласных а - о на конце наречий,
- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способа решения новой языковой задачи,
- развивать навыки самоконтроля и самооценки.
Оборудование:
- учебник "Русский язык" 4 класс С.В.Иванов,
- схемы,
- карточки со словами,
- оформление доски.
Ход урока
I. Оргмомент.
1. Приветствие.
2. Эмоциональный настрой на урок.
II. Основная часть.
1. Чистописание.
На доске:
Нет большей грубости, чем прерывать другого во время его выступления. (Джон Локк)
- Прочитайте высказывание Джона Локка про себя, вслух.
- Объясните смысл высказывания.
- Вы с этим высказыванием согласны?
- Запишите в тетрадь.
2. Введение нового материала.
- Назовите блок урока, в котором мы сегодня будем работать. ("Правописание". В этом блоке мы учимся правильно, грамотно, без ошибок писать).
- Начнём с традиционной рубрики "Давай подумаем".
- Вызываются два ученика-помощника, которые работают за доской, остальные работают в тетради.
Учитель диктует слова:
слева
вправо
засветло
изредка
дочиста
Открывается доска.
- Прочитайте слова. Что объединяет эти слова? (Наречия)
- Сравниваем, как записали дети.
- Задание было одно, а ребята записали по-разному.
- Какое правило вы не знаете?
(В каких случаях нужно писать букву а? о?)
- Попробуем сформулировать тему урока. ( Правописание гласных на конце наречий) Открывается тема на доске.
- На доске записаны два столбика слов:
справа запросто издавна настрого досыта влево
- Работаем с 1 столбиком. Прочитайте слова. Запишите в тетрадь.
- Понаблюдайте за словами. Что вы заметили?
Выделение приставок и суффиксов в словах на доске и в тетрадях.
Построение схемы, основываясь на ответах детей.
приставки суффикс
с-, из-, до- -> а
- Работаем со 2 столбиком. Прочитайте слова. Запишите в тетрадь.
- Понаблюдайте за словами. Что заметили?
Выделение приставок и суффиксов в словах на доске и в тетрадях.
Построение схемы, основываясь на ответах детей.
приставки суффикс
за-, на-, в- -> о
- Попробуйте сформулировать правило, опираясь на схемы.
(В наречиях с приставками с-, из-, до- пишется суффикс а, с приставками за-, на-, в- пишется суффикс о).
- Где можно подтвердить или опровергнуть наши предположения?
- Обратимся к рубрике "Тайны языка" (учебник стр.62)
- Прочитайте правило про себя, вслух.
- Чего не хватает в схеме, дополните. (Приставка ис- -> суффикс а)
- Вернёмся к словам, которые писали в начале урока.
Заготовленные схемы переносятся на доску.
- Проверьте. Есть ли ошибки?
Ребята объясняют, доказывают.
- Ещё раз сформулируйте правило. В каких случаях мы пишем в наречиях суффикс а? о?
3. Первичное закрепление.
Работа в группах.
- Разделитесь на группы, консультанты получите карточки со словами.
Задание:
Прочитайте слова. Обсудите в группах, какие нужно дописать суффиксы, допишите. Графически докажите правильность написания.
1 группа 2 группа
- сначал:
- задолг:
- наскор:
- начист:
- досух:
- сперв:
3 группа 4 группа
- снов:
- влев:
- издалек:
- нацел:
- задёшев:
- докрасн:
- Когда выполните работу, в каждой группе выберете человека, который должен распределить слова по столбикам на доске.
с-, из-(ис-), до- -> а за-, на-, в- -> о
- сначала
- досуха
- сперва
- снова
- докрасна
- издалека
- задолго
- наскоро
- начисто
- влево
- задёшево
- нацело
Проверка.
Выборочное объяснение, если ребята справились без ошибок.
4. Самостоятельная работа
Работа по учебнику стр.63 упр. 4
- 1 вариант - 1 абзац,
- 2 вариант - 2 абзац,
- 3 вариант - 3 абзац.
Спиши. Вставь пропущенные буквы. Графически выдели орфограмму.
Проверка.
Самооценка. 2-3 человека оценивают свою работу.
III. Итог.
1) Подведение итогов урока.
- Назовите тему урока.
- Сегодня на уроке какое "открытие" вы сделали?
- Что для вас было интересным?
Домашнее задание: работа в тетради "Пишем грамотно" упр.3;
для любознательных - в орфографич словаре найдите и запишите 10 наречий с суффиксами а, о, которые не прозвучали на уроке.
2) Отметить активных учащихся.