Каждый учитель согласится с тем, что во внеклассной работе заложен очень большой потенциал. Она способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к иностранному языку, повышению их практических навыков говорения, формирования у них самостоятельности.
Внеклассная работа – система неоднородных по содержанию, назначению и формам внеурочных мероприятий, выходящих за рамки обязательных учебных программ.
Внеклассная работа по английскому языку в школе стала неотъемлемой частью общей системы учебно-воспитательных средств формирования личности. Внеклассная работа проводится с учетом трех основных целей: практической, образовательной и воспитательной.
Для реализации практической цели необходимо в процессе мероприятия активизировать знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках английского языка.
С образовательной целью полезно расширять кругозор учащихся, поэтому здесь дается информация о традициях, достопримечательностях, писателях, художниках страны изучаемого языка.
Реализация воспитательной цели заключается в развитии у школьников чувств патриотизма и интернационализма.
При подготовке любого внеклассного мероприятия надо помнить о том, чтобы оно не было слишком затянутым. Чем младше школьники, тем меньше времени (10-15 минут). Темы материала должны подбираться соответственно возрастным группам учащихся.
Партнерство, понимание играют важную роль при подготовке внеклассного мероприятия как для учащихся, так и для учителя.
Как показывает практика, наиболее доступными и популярными формами внеклассной работы являются встречи в «литературной гостиной», вечера, постановки сказок, тематические викторины.
Хотелось бы отметить, что темы вечеров и других внеклассных мероприятий целесообразно увязывать с программным материалом. Это удобно по ряду причин.
Во-первых, подготовку к таким вечерам можно проводить на уроках (частично), давая в виде домашних заданий некоторый дополнительный материал по теме. песни, стихи, тематические сценки, диалоги.
Во-вторых, пройденная тема создает базу для аудирования и составления программы встречи, что дает возможность учащимся воспринимать английский язык без особых трудностей.
По содержанию можно выделить такие группы форм внеклассной работы:
1. Соревновательные формы работы – конкурсы, игры, КВН,
викторины, олимпиады.
2. Средства массовой информации – стенгазеты, стенды,
объявления.
3. Культурно-массовые формы работы – вечера
разных направлений и форм, спектакли, праздники, утренники.
4. Политико-массовые формы работы – «круглые
столы», митинги, пресс-конференции.
5. Научно-познавательные – НОУ, спектакли по
предмету, факультативы по английскому языку.
Участие во внеклассной работе строится на развитии интереса ребенка к языку, к стране изучаемого языка. Культурное обогащение личности ученика происходит лишь тогда, когда он сам может почувствовать ценность того нового, что ему предложено или что он сам открыл в мире культуры. Внеклассная работа становится стимулом, который способствует изучению английского языка, как школьного предмета в ценностной ориентации учащихся.
Привлекая детей к участию во внеклассной работе, учителю следует помнить, что разные формы внеклассной работы требуют дифференцированного подхода. Деятельность учащихся в разных формах внеклассной работы будет неодинаковой, что прослеживается по следующей таблице:
Формы работы | Преимущественно развиваемые свойства личности |
Соревновательные формы работы (конкурсы, викторины) | 1. Чувство товарищества,
коллективизм. 2. Умение подчинять личные интересы интересам коллектива. 3 .Взаимопомощь, взаимовыручка. 4. Внимание, сообразительность, наблюдательность, память. |
Средства массовой информации (выпуск стенгазет и др.) | 1. Трудолюбие,
сосредоточенность на деле, терпение. 2. Умение подобрать материал по теме. 3. Способность выделять главное и второстепенное. 4. Абстрактное и логическое мышление. 5. Художественный вкус и способности. |
Культурно-массовые формы (вечера) | 1.
Расширение кругозора. 2. Ответственность за порученное дело. 3. Драматические и музыкальные способности. 4. Активность. 5. Память и речевые механизмы. |
Политико-массовые формы работы (митинги) | 1. Активность и идейная
убежденность, гражданственность. 2. Чувства коллективизма. 3. Принципиальность. 4. Умение воздействовать на собеседника убедительностью доводов и аргументов. |
Научно-познавательные формы работы (кружки, предметные НОУ). | 1. Желание узнать больше, чем по
программе, тяга к знаниям. 2. Умение добывать необходимую информацию и перерабатывать в нужном ракурсе. 3. Исследовательская работа. |
В МОУ гимназии «Учебно-воспитательный комплекс № 1» г. Воронежа большую помощь при проведении внеклассных мероприятий оказывают учителя музыки, тренеры спортивной школы, тем самым максимально используя возможности школы-комплекса.