Цели урока:
- Сформировать представления учащихся о ведущих отраслях силикатной промышленности.
- Обеспечить развитие познавательного интереса ребят к учебной работе и самостоятельности в ней.
- Продолжить формирование умения обучения в команде.
Подготовка к уроку. Предварительно разбить класс на 3 группы. Каждой группе дать задание подготовить материал по темам:
- истории керамики, технология изготовления;
- история изобретения стекла, технология изготовления;
- технология изготовления цемента, изделия из цемента, бетона.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
– Дорогие ребята, прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам отгадать три загадки. (Презентация. Слайд 1)
1. В горах далёких Шао Линь
Копали глину – каолин.
Из этой глины с давних пор
В Китае делали … (фарфор)2. Такова моя природа: (Слайд 2)
Известняк, песок и сода
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня.
Я прозрачно и светло
И зовут меня… (стекло)
(Слайд 3)
3. Я – серый порошок,
пока мой дом – мешок.
Но лишь напьюсь воды –
в момент окаменею я. (Цемент)
Над этой проблемой вы будите думать в течение нашего урока, тема которого: Силикатная промышленность и её направления.
(Слайд 4).
Подумайте и ответьте мне на вопрос, о чём мы будем сегодня разговаривать? И какие вопросы мы будем сегодня решать на уроке.
(Слайд 5)
Правильно, целями нашего сегодняшнего урока являются:
- Ознакомится с ведущими отраслями силикатной промышленности, их историей.
- Изучить технологии производства, способы изготовления, виды изделий силикатной промышленности.
- Научиться применять на практике полученные знания.
3. Постановка проблемы
Какое самое распространённое соединение кремния используется в строительстве, в производстве стекла, керамики, фарфора? (Слайд 6)
В течение двух недель вы работали над своими творческими проектами, получили алгоритм выполнения работы: изучили литературу по заданной тематике, сделали выводы, научились применять полученные знания на практике. И теперь пришла пора вам показать результат вашей работы.
Силикатную промышленность составляют производства различных строительных материалов, стекла и керамики из природных силикатов. (Слайд 7)
Силикатная промышленность основана на природных соединениях кремния и основным сырьём для неё служат природные силикаты.
1. Итак, производство стекла. Над этой
темой работала 1 группа. (Слайды 8-16)
Старинная легенда приписывает изобретение
стекла древним финикийцам, которые будто бы
случайно сплавили на костре соду(карбонат
натрия Na2CO3) с песком (SiO2) в прозрачную тягучую
массу, застывшую в твёрдые прозрачные куски
стекла. Легенда не слишком правдоподобна: для
получения стекла нужна очень высокая
температура, которая вряд ли достигается в
костре.
Как же у людей появилось стекло? Какие процессы
химические лежат в основе производства стекла,
сейчас нам расскажут ребята. (Сообщения ребят)
2. Если спросите – откуда эта греческая ваза,
(слайды 17-37)
И кирпич, и черепица, и кувшин для молока,
Я скажу вам: из оврага; я поведаю вам сразу,
Это всё из красной глины, что считают просто
грязью,
Всё – от вазы из музея до цветочного горшка.
Добавляя щедро воду, долго месят эту глину;
Лепят разные вещицы (глина мягче пластилина)
Обжигают, чтобы сделать её каменной
И из глины получается … керамика.
Технологию производства изделий из керамики, историю развития этой промышленности, виды керамики изучала вторая группа. Вам слово.
3. Во всём мире получают огромные количества керамики, стекла и фарфора. Но если судить по массе продукта производства, на первом месте всё-таки будет цемент – главный материал для строительства. (Слайды 38-39)
Цемент – общее название многочисленных минеральных вяжущих веществ, обычно гидравлических, применяемых для изготовления строительных растворов и бетонов, для цементации, гидроизоляции и т. п. цемент представляет собой тонко молотый порошок соответствующего неорганического материала.
Цемент изготавливается на специальных заводах
из тщательно подобранного минерального сырья
путём дробления, перемешивания тонкого (мокрого
или сухого) помола этого сырья, обжига его до
спекания и тонкого помола обожжённого
цементного клинкера с необходимыми добавками.
По химическому составу цемент представляет
собой силикаты и алюмосиликаты кальция,
реагирующие с водой.
4. Знаете ли вы?
В США создали технологию получения бетона из материалов грунтов на Луне. Для этой цели учёные воспользовались образцами лунных пород, доставленных на землю астронавтами. Оказалось, что из этих пород можно извлечь все составные части бетона, даже воду, которая воссоздаётся химическим путём. Лунный бетон – очень прочный материал. Он выдерживает большие колебания температуры – от минус 120 градусов до плюс 130.
5. Обсуждение проблемной ситуации
– Давайте подведем итог того, что вы узнали на сегодняшнем уроке, прослушав работы своих товарищей, постарайтесь ответить на проблему, поставленную в начале урока какое самое распространённое соединение кремния используется при строительстве, изготовлении стекла, керамики. (Слайды 40-41)
6. Рефлексия
– Давайте подведём итог и ответим на вопрос: что нового, интересного, полезного вы узнали на сегодняшнем уроке?
7. Оценка результатов
Используемая литература:
- Энциклопедия «Я познаю мир» раздел «Химия», Москва ТКО «АСТ», 1995.
- Диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2009.
- Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия» , Москва «АСТ-ПРЕСС», 1999.