Компьютерные возможности в коррекционной работе логопеда общеобразовательной школы

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)

Загрузить презентацию (18 МБ)


Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации значительно активизировалась в последний период времени. Это явление обусловлено, прежде всего, развитием дистанционной формы обучения, активностью детей в области компьютерных и информационных технологий и, следовательно, стало рассматриваться как одно из средств повышения эффективности процесса обучения.

Эффективность коррекционного воздействия на логопунктах общеобразовательных учреждений с применением компьютерных возможностей значительно увеличивается. Дифференцированный и индивидуализированный подходы в коррекционном процессе с помощью данного средства реализуются значительно лучше, так как спектр разнообразных компьютерных программ позволяет презентовать лексику, грамматические категории языка, вырабатывать и тренировать устойчивые навыки речевой практики, контролировать качество отрабатываемых навыков и оценивать их на любом этапе, всех направлений коррекционного воздействия.

Богатый и эстетично оформленный картинный и речевой материал, многократное повторение инструкций и поощрений, использование звуковых файлов и видеороликов, а так же возможность использования в работе и микрофона, превращают однообразные задания в увлекательную игру. Логопед же решает дидактические задачи, и коррекционная работа планомерно движется к желаемой цели.

За последние 20 лет в отечественной логопедической практике было разработано и успешно применено несколько компьютерных программ: «Видимая речь», «Дельфа-130», «Демосфен», «Игры для тигры», которые предназначены для коррекции произносительной стороны речи детей с первичной речевой патологией-дизартрией, дислалией, алалией, ринолалией и заиканием. Применение мультимедийных программ позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

Логопедические кабинеты общеобразовательных школьных учреждений не оснащены мультимедийными программами по причине их дороговизны недоступности, поэтому эффективность работы логопеда зависит от оснащённости кабинета различного рода иллюстративным и дидактическим материалом. Смена одного материала другим к логопедическим занятиям групп очень трудоёмкое и требующее много времени занятие. Пять-шесть групп с различными речевыми нарушениями требуют тщательной подготовки не только картинного материала, но и речевого, который трудно эстетично оформить на доске из-за недостатка времени между занятиями. Если взвесить «за» и «против» применения компьютера в работе логопеда, то выясниться, что «за» компьютер значительно больше доводов (см. таблицу 1).

Таблица 1. «Компьютер в работе учителя-логопеда»

ЗА ПРОТИВ
- рациональное использование времени на логопедическом занятии;

- возможность редактирования (дополнения, исправления) материала;

- копируемость материала;

- транспортабельность;

- эстетичность и иллюстративность речевого и картинного материала;

- экономия человеческих затрат (повторение инструкций логопедом, внимание только одному ученику при обследовании);

- речь логопеда сводится к минимуму, дети читают и осмысливают краткие инструкции;

- воздействие сразу на несколько модальностей восприятия информации (визуальную, аудиальную);

- обработка результатов обследования, построение графиков, диаграмм.

- трудоёмкий процесс подготовки;

-гигиенические ограничения по временным и возрастным рамкам.

Одним из «минусов» применения компьютерных возможностей указывается трудоёмкая подготовка. Она включает в себя подготовку банка иллюстративного материала по лексическим темам, банка речевого материала по лексическим, грамматическим и фонематическим темам и банка звуковых и видео роликов. Кроме этого, много времени требуется для подбора и систематизации иллюстративного, речевого и звукового материалов по определённой теме в соответствии с возрастными и речевыми особенностями детей. На момент подготовки логопед становится творцом, создателем, но в момент демонстрации презентации он – руководитель. Этот «минус» превращается в «плюс» на занятии. Фактор рабочей суеты сводится к нулю, речь учителя-логопеда уменьшается до минимума. Детям даётся возможность читать или слушать короткие инструкции к заданиям, отвечать на вопросы, комментировать и дополнять ответы учеников. Презентации или (ЦОРы – цифровые образовательные ресурсы) могут быть дополнены и отредактированы при повторении данной коррекционной темы. В то же время, их легко скопировать и транспортировать.

Ещё один недостаток – это гигиенические ограничения. При работе на компьютере организм ребёнка испытывает определённые нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. В.И. Ковалько [2] приводит критерии гигиенической оценки урока с использованием информационных технологий. «Длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. Для детей 6-ти лет норма не должна превышать 10 минут, а для детей 7-10 лет 15 минут». Кроме этого, на логопедических занятиях детям не удобно выполнять письменные работы с экрана или монитора. Качество мониторов, которыми оснащены кабинеты логопедов, не всегда соответствуют техническим требованиям, согласно которым дети должны пользоваться монитором на жидких кристаллах, системы LCD, так как они лишены многих недостатков присущих мониторам с электронно-лучевым кинескопом. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности – MPR II или ТСО 99, иметь маркировку LR-Low radiation. Частота кадровой развёртки должна быть не менее 70 Гц. Размер зерна не должен превышать 0,25-0,28 мм.

На все перечисленные «минусы» можно привести массу «плюсов». В логопедической практике применимо использование возможностей компьютерных программ: EXCEL (кроссворды, тесты, графики, диаграммы), WINDOWS MEDIA PLAYER (воспроизведение звуковых и видео роликов), WORD (подготовка речевого материала, заданий в тестовой форме для распечатки). Но самым универсальным, распространённым и удобным для практики является POWER POINT. О.Б. Воронкова [1.с.153] подробно освещает методический и практический аспекты работы в POWER POINT. «Компьютерная презентация – это файл… Подобно тому, как текстовый документ состоит из страниц, файл презентации состоит из последовательности кадров или слайдов. Эти слайды можно не только выводить на экран компьютера или специального проектора по ходу выступления, но и напечатать на бумаге или прозрачной плёнке. Достоинства такой презентации по сравнению с ворохом плакатов очевидны». Данная программа позволяет:

  • представить лексические, грамматические, фонематические задания в форме тренажёров, кроссвордов, игр;
  • уточнять и презентовать новую лексику путём перелистывания иллюстративного наглядного материала;
  • контролировать и оценивать результаты коррекционного воздействия через задания в тестовой форме;
  • презентовать свой педагогический опыт через включение в слайдовый документ схем, графиков, диаграмм, таблиц.

Повышению эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в письменной речи (чтении и письме) способствует соотношение таких возможностей программы как:

  • соотношение размера, типа шрифта, цвета букв и цвета фона;
  • расположение в пространстве иллюстративного и текстового материала;
  • поэтапность появления речевого материала для прочтения;
  • направление движения буквенных символов;
  • дозированность информации на слайде.

Таким образом, применение цифровых образовательных ресурсов, сделанных с помощью компьютерных возможностей, значительно облегчает труд логопеда и позволяет решать коррекционные вопросы с учётом особенностей речевых нарушений детей.

Каково же воздействие оказывает применение компьютерных технологий на детей с речевыми нарушениями?

Таблица 2. «Компьютер для логопата»

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПАТОВ ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Неустойчивое внимание Упор на непроизвольное внимание, учебный материал представляется в ярком и доступном виде, что ведёт к длительному удерживанию внимания на объекте
Недостаточная способность к запоминанию словесного (вербального) материала Материал предоставляется в иллюстративном и схематичном видах, инструкция многократно предоставляется в звуковом или печатном видах
Недостаточный уровень развития контрольных действий, самоконтроля, произвольной деятельности Стремясь к положительному результату, подчиняет свои действия поставленной цели, развивает волевые качества: самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, произвольность. Преодолевая трудности, учится контролировать свою деятельность и оценивать результаты
Низкий уровень познавательной активности, работоспособности Живой интерес в игровой и учебной деятельности лежит в основе развития познавательной мотивации, повышении работоспособности, желании доводить дело до конца

Диаграмма 1. «Заинтересованность детей в применении компьютера на занятиях». 

Результаты опроса детей (см. диаграмму 1), обучающихся на логопункте показывают, что 60% детей занятия нравятся больше с применением компьютера (1). 70% детей считают, что привычные игры с помощью компьютера становятся интереснее (2). Больше бы хотелось компьютера и сами бы хотели выполнять игровые операции на нём – 80% (3-4). Интереснее занятие с компьютером – 70% (5).

Благодаря компьютерным возможностям появляется мотивация к учебной деятельности даже в тех случаях, когда никакими другими средствами это сделать невозможно. Создание принципиально новых «обходных путей» развития словесной речи (устной и письменной формы). Индивидуализация обучения, когда становится реальной перспектива предоставления каждому ученику свободы выбора темпа, средств, форм деятельности, уровня и вида помощи в процессе решения учебно-коррекционных задач. Но, каково бы ни было положительное воздействие применения компьютера в работе логопеда с ребёнком - речевиком, нужно помнить, что для того чтобы овладеть речью правильной и красивой, нужно упражняться в ней, а компьютерные технологии являются лишь дополнительным, систематизированным, рациональным и удобным СРЕДСТВОМ. Следует помнить, что частое использование компьютера (более 1-2 раз в неделю) не только не станет чудом, а и утратит своё дидактическое значение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. Ростов н\Д, 2007.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М., 2007.
  3. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы//Логопед. - 2008. - №5. - с. 4-11.
  4. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Пермь, 2005.

Материалы логопедического занятия (Приложения 1-3)