Цели: формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий; формировать умение находить причинно-следственные связи; развивать интерес к истории.
Оборудование: настенная карта «Древние государства мира»; презентация «Древний Египет».
ХОД УРОКА.
I. Оргмомент
II. Тема урока
Учитель: Сегодня ребята, мы с вами отправимся в одно из древних государств. Сейчас мы с вами посмотрим фильм, а вы по просмотренным слайдам попробуйте догадаться о каком государстве мы будем сегодня вести речь.
Учитель включает фильм. После просмотра фильма или во время учащиеся высказывают свои предположения, последний слайд подтверждает их или опровергает.
– Итак, сегодня мы начнем изучать «Древний Египет».
Тему урока учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадь.
III. Изучение нового материала
1. Географическое положение (15 мин.)
При объяснении первого вопроса учитель сначала
использует настенную карту «Древние государства
мира»
С помощью карты учитель показывает Древние
государства и задерживает внимание учащихся на
Африке, затем учитель показывает части света
и, показывая на Египет, просит учащихся
назвать положение государства относительно
сторон света.
Выслушав учащихся, учитель подводит их к
правильному ответу:
Словарная работа:
ЕГИПЕТ – страна, расположенная на северо-востоке Африки. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)
– Сейчас мы с вами в ходе моего объяснения встретимся с ещё одним новым словом, но запишем его сейчас.
ДЕЛЬТА – равнина, на которой река делится на несколько рукавов. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)
Учитель включает слайд с изображением Египта (на 2 слайде нажать СТОП)
Объяснение учителя:
С юга на север течёт река – Нил. Она берёт своё
начало из больших озёр в Центральной Африке и,
минуя пороги (пороги учитель показывает на
настенной карте), течёт 700 км. в глубокой
долине, затем впадает в Средиземное море (показать
на карте), делясь на рукава образуя дельту
(обратить внимание учащихся на слайд на
котором дельта видна очень хорошо)
В долине и дельте Нила от порогов до моря и
возникло государство – Древний Египет (учитель
показывает на карте). К востоку и западу
расположены пустыни (учитель включает
следующий слайд). Жить в пустыне было
невозможно – палящее солнце, воды нет, а вокруг
одни пески. Поэтому люди жили только в долине,
ширина которой составляла примерно 12-15 км.
Далее учащиеся открывают контурную карту и под руководством учителя обозначают Нил (синим), дельту и долину (закрасить зеленым). Работа учащихся осуществляется под руководством учителя. Учитель на экране открывает контурную карту и показывает последовательность действий учащихся.
2. Климатические условия (15 мин.)
Объяснение учителя: Климат в Египте
очень жаркий. В июне здесь стоит страшная жара.
Небо ясное, беспощадно палит солнце. От жары и
отсутствия влаги почва покрывается глубокими
трещинами. В таких условиях реки обычно
пересыхают или мелеют, но с Нилом происходят
странные вещи: вода в нём начинает
прибывать, река выходит из берегов,
затапливая долину. Египтяне это объясняли так:
«Далеко-далеко на юге за нильскими порогами есть
пещера, в которой сидит бог реки – Хапи. В руках у
него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее
наклоняет сосуды и Нил выходит из берегов… А
на полях после разлива остаётся плодородный
слой. Поэтому мы поём богу благодарственные
песни».
Но настоящей причиной являлось следующее. Дело в
том, что египтяне никогда не бывали в
Центральной Африке, где берёт своё начало Нил. В
начале лета там идут проливные дожди, и тает снег
на вершинах гор. Большие потоки воды
устремляются в Нил, подмывая почву и неся с собой
плодородный ил. Вода стоит до середины ноября,
затем Нил входит в свои берега, а плодородная
почва остается на берегах. Поэтому в Египте земля
была очень плодородная.
Далее учитель предлагает учащимся работу с
таблицей. Сначала учитель предлагает заполнить
по своему рассказу первый столбик.
– Те климатические условия, которые вы
выделили и записали в тетрадь, непосредственно
влияли на занятия древних египтян. С помощью
учебника попробуйте самостоятельно заполнить
второй столбик. (Учащимся можно предложить
работу в парах)
Климатические условия | Занятия египтян |
1. Солнечное тепло круглый год. 2. Отсутствие влаги в июне в пустыне. 3. Разливы Нила приносили влагу. |
Возделывание земли – стало основным занятием египтян. |
3. Занятия египтян (8 мин.)
– Нужно отметить, что земледелие стало главным
занятием в Египте гораздо раньше, чем в
большинстве стран мира. Землю легко было
обрабатывать при помощи мотыги, но при этом,
возделывание земли влекло за собой следующие
последствия. Какие?
1. Нил при разливах давал много влаги, а это
способствовало тому, что почва очень быстро
зарастала дикими растениями и превращалась в
джунгли. В джунглях водилось очень много
хищников, ядовитых насекомых, змей которые
представляли угрозу для жизни человека.
2. Для преодоления трудностей египтяне стали
объединяться в соседские общины. Дело в том,
что Нил орошал почву неравномерно – некоторые
участки затапливало, так что там
образовывались болота, а на некоторые участки
вода не попадала и почва при жарком климате
пересыхала. Объединяясь люди стали строить дамбы
и каналы и регулировать распределение воды
искусственно.
Новые слова учащиеся записывают в тетрадь:
ДАМБА – укрепления из насыпей глины и
тростника для защиты низменностей от затопления.
КАНАЛЫ – углубления в земле, подводившие воду к
участкам.
3. В итоге на берегах Нила образовалось около 40 государств, которые постоянно воевали между собой. В итоге завоеваний образовалось 2 государства – Северный и Южный Египет, которые воевали между собой. В 3-м тысячелетии до нашей эры царь Южного Египта завоевал Северный, и было образовано единое государство.
Для закрепления материала учитель предлагает учащимся следующие вопросы. Учитель, раздав учащимся тест-полоски, называет вопросы, на которые нужно ответить «да» (закрашивают красным цветом) или «нет» (закрашивают синим цветом). (3-4 минуты)
1. Государство Египет возникло на берегах Нила?
2. Египтяне в возделывании земли не испытывали
никаких трудностей?
3. Люди селились только по берегам реки?
4. Трудности объединяли людей в соседские общины?
Домашнее задание (3 мин.)
1. Параграф 6 читать и ответить на вопросы в
конце параграфа.
2. Выучить определение слов записанных в тетради.