Компьютерные технологии обучения как средство повышения показателей мониторинга по образовательному курсу "Технология"

Разделы: Технология


Предмет: технология.

Класс: 5-й.

Раздел: швейная машина.

Тема: «Закрепление машинных и влажно-тепловых работ».

Подтема: «Терминология машинных и влажно-тепловых работ. Машинные швы».

Место занятия в теме: 6.

Цель: выработка навыков осмысленного употребления терминологической лексики машинных и влажно-тепловых работ при работе с машинными швами и готовым изделием - фартуком.

Задачи:

  • Обучающие:
    • систематизировать знания о видах швов, последовательности их изготовления и назначении в изделии;
    • выработать навык осознанного использования специальной терминологии ручных, машинных и утюжильных работ;
  • Развивающие:
    • развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, воображение;
  • Воспитывающие:
    • совершенствовать коммуникативные навыки (через сотрудничество);
    • воспитывать интерес к урокам технологии.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, сотрудничество.

Формы: фронтальная, группы малого состава.

Средства:

  • IBM
  • проектор
  • презентация Microsoft Power Point – тренажёр «Терминология»,
  • задание в тестовой форме на ПК,
  • КОЗ «Машинные швы в изделии «Фартук»»

Описание занятия

Этап Действия учителя Действия учащихся Форма Методы Средства Предполагаемый результат
II. Мотивация Задаю вопрос: «Для чего рукодельнице знать разнообразные машинные и ручные швы и уметь пользоваться утюгом, иглой и швейной машиной?» Отвечают. Общегрупповая Объяснительн о-иллюстративный Слайд 1.
Речь учителя.
Осознание того, что знания и умения нужны для изготовления изделий.
Озвучиваю цель занятия: «Будем учиться применять знание терминологий работ и умений выполнять швы при анализе готового изделия (фартука)» Слушают. Общегрупповая Объяснительн о-иллюстративный Слайд 2.
Речь учителя.
Принимают цель как желаемый результат.
III. Актуализация знаний Условно делю детей на три подгруппы «Разбивка»

Задаю вопрос: «Какая связь между терминами работ и корнями слов?»

Делятся (строч, мет, утюж). Группы малого состава Сотрудничество. Слайд 3.
Разбивка расколотыми рисунками
Созданы три группы.
Предлагаю провести контроль остаточных знаний с прошлых уроков и их оценку. Работают с заданием самостоятельно. Группы малого состава Сотрудничество. ЗТФ «Проверка знаний и умений». Знания оценены.
Предлагаю ознакомиться с тренажёром и правилами работы с ним на примере  повторения основных понятий по теме (блок II). Читают и выбирают вариант ответа из нескольких предложенных. Общегрупповая Объяснительн о-иллюстративный Тренажёр «Терминология» II. Понят принцип работы с тренажёром.
Предлагаю поработать самостоятельно с блоками II-IV Самостоятельно работают, запоминают терминологию. Группы малого состава Репродуктивный,  сотрудничество. Тренажёр «Терминология» II-IV. Терминология доступна всем участникам группы.
Задаю вопрос: «Какая связь между терминами машинных работ и названиями машинных швов?» Отвечают: «Термины являются частью  их названия». Общегрупповая Частично-поисковый.   Устанавливают связь между термином машинных работ  и смыслом названия машинного шва.
IV. Автоматизация знаний Предлагаю классифицировать швы по назначению с опорой на определение термина (соединительные, краевые). Заполняют таблицу с опорой на определения. Группы малого состава Частично-поисковый, сотрудничество. Слайд 4. Систематизированы и осмыслены швы  по назначению.
Предлагаю, на основе имеющихся знаний терминов, названий и применения машинных швов определить, какие швы были использованы при обработке основных узлов фартука. Заполняют игровое поле. Группы малого состава Частично-поисковый, сотрудничество. КОЗ «ТЕРМИНОЛОГИЯ И МАШИННЫЕ ШВЫ В ПРАКТИКЕ» Знания применены в технологии обработки основных технологических  узлов фартука.
Подготовка технологического портрета цельнокроеного фартука по плану: Подготовка технологического портрета цельнокроеного фартука по плану. Группы малого состава Репродуктивный, сотрудничество. Слайд 5.
Клише:
Основные  технологические узлы фартука  с цельнокроеным нагрудником обработаны:
1. Соединительными швами-
2. Краевыми швами-
Знания швов и терминология машинных работ систематизированы и применены.
Предлагаю контроль знаний и их оценку. Работают с заданием самостоятельно. Группы малого состава Сотрудничество. ЗТФ «Терминология и машинные швы». Знания оценены.
V. Итог Итог: «Для чего рукодельнице знать разнообразные машинные и ручные швы и уметь пользоваться утюгом, иглой и швейной машиной?» Отвечают. Общегрупповая Объяснительн о-иллюстративный Слайд 1. Осмыслены знания, полученные на предыдущих уроках и систематизированные на данном уроке.

I. Введение

Повышение эффективности учебного воздействия на уроках сейчас – одна из главных проблем в системе образования, решение которой связывают с применением современных средств обучения, а именно с компьютеризацией процесса обучения и введения педагогического мониторинга как инструмента, отслеживающего эффективность. Актуальность представляемых средств на данный момент высока, так как, сейчас в России, в Красноярском крае и Богучанском районе всё больше применяются на практике: Интернет-уроки,  интерактивная доска, компьютерные возможности для обучения, тренажа и контроля знаний и умений, а так же начинает внедряться и дистанционное обучение. Такое сочетание компьютеризации и мониторинга – это современное средство, способствующее повышению мотивации к предмету и улучшению качества обучения,  а, следовательно,  способствующее росту эффективности  процесса обучения в целом.

Цель данной работы: показать возможности применения мониторинговых средств в сочетании с компьютерными программами на уроках технологии.

Задачи:

  • Раскрыть основные составляющие мониторинга.

  • Провести анализ полезных возможностей мониторинга с применением компьютера для современного урока технологии.

  • Исследовать эффективность образовательного процесса с использованием тренажёров и заданий в тестовой форме в компьютерном варианте.

II. Основная часть

2.1.  Понятие «мониторинга» и «педагогического мониторинга»

Проблема повышения эффективности качества обучения и отслеживания  уровня развития компетентностей по предмету у учащихся требуют особого внимания со стороны педагога. Чтобы управление процессом обучения не было «слепым», а становилось всё увереннее и устойчивее к непредвиденным факторам, необходимо отслеживание качества знаний и умений учащихся, чему и способствует МОНИТОРИНГ.
Понятие «Мониторинг» [3] своим считают многие специалисты самых различных научных направлений. Само слово происходит от латинского «monitor» – напоминающий, надзирающий.
«Педагогический мониторинг» на уроках технологии определяется как  форма организации, сбора и хранения информации о состоянии предметных компетентностей, отслеживания их состояния,  а так же прогнозирования  дальнейшего развития.

Цель мониторинга: повысить эффективность процесса обучения в образовательной области «технология».  

Задачи:

  • Регулярное получение, отслеживание информации о сформированности у учащихся 5-10 классов умений и навыков по учебным темам.

  • Прогнозирование дальнейшего развития.

  • Планирование действий, способствующих улучшению показателей мониторинга (компетентностей).

2.2. «За» и «против» применения компьютерных возможностей для повышения эффективности процесса обучения

Существует много споров о том, нужен ли компьютер на уроке, эффективна ли работа на нём для ученика и учителя. Ну, да что спорить, если  можно взять и взвесить «за» и «против» применения компьютерных возможностей для улучшения показателей мониторинга (см. Приложение 1, таблицу 1).

Одним из «минусом» применения компьютерных возможностей считается трудоёмкая подготовка. Она включает в себя систематическое пополнение банка иллюстративного материала по основным разделам, атак же, банка  видео роликов. Кроме этого, много времени требуется для самого технологического процесса изготовления цифровых образовательных ресурсов, их систематизации по темам и возрастным особенностям детей. Этот «минус» превращается в «плюс» на уроке, когда фактор рабочей суеты сводится к нулю, речь учителя уменьшается до минимума. Материал подаётся наглядно, более доступно по простому принципу «лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Детям даётся возможность читать или слушать короткие инструкции к заданиям, отвечать на вопросы, комментировать и дополнять ответы учеников. ЦОРы  (цифровые образовательные ресурсы) могут быть дополнены и отредактированы при повторении темы. В то же время, их легко скопировать и транспортировать.
Ещё один недостаток – это гигиенические ограничения. При работе на компьютере организм ребёнка испытывает определённые нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. В.И. Ковалько [2] приводит критерии гигиенической оценки урока с использованием информационных технологий. Например, «длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся... Для детей 7-10 лет 15 минут…»

На все перечисленные «минусы» можно привести массу «плюсов». В учительской практике применимо использование возможностей  компьютерных программ: EXCEL (кроссворды, тесты, графики, диаграммы), WINDOWS MEDIA PLAYER (видео роликов), WORD (заданий в тестовой форме для распечатки), POWER POINT. О.Б. Воронкова [1, с.153] подробно освещает методический и практический аспекты работы в POWER POINT и других программах.

Таким образом, применение цифровых образовательных ресурсов, сделанных с помощью компьютерных возможностей:

1. Значительно облегчает труд учителя.
2. Позволяет решать учебные задачи с учётом индивидуальных особенностей,  степени обученности и возраста детей.
3. Повышает мотивацию детей к учебному процессу, облегчает процесс запоминания материала.

2.3. Компьютеризация урока и повышение показателей мониторинга

Мониторинговый учёт удобно вести с помощью применения тестовых заданий, предложенных в бумажном или компьютерном вариантах. Рост количественных показателей мониторинга наблюдается тогда, когда у учеников  систематически закрепляются знания и умения, вырабатываются навыки по предмету. Для этого довольно действенным дополнительным средством являются тренажёры (Презентация 2) и задания в тестовой форме (ЗТФ) – Приложение 3, подготовленные с помощью компьютерных программ. Для работы с детьми используются следующие виды заданий в тестовой форме (ЗТФ):
1. Задания в тестовой форме с простым выбором ответа.
2. Задания в тестовой форме на установление соответствия.
3. Задания в тестовой форме на сравнения.
4. Задания в тестовой форме на установление последовательности.

Подготовка заданий в  тестовой форме

Используются тестовые задания с одним правильным вариантом ответа. Для оформления тестовых заданий применяется презентация с гиперссылками. Подобная презентация позволяет организовать переход между слайдами таким образом, что переход на следующий вопрос станет возможным только при выборе правильного ответа. При составлении задания тестового типа максимально используются рисунки, фотографии, звуковые ролики.
Учитель при использовании заданий тестового типа на слайдах может организовать во время урока индивидуальную, парную, групповую работу, организовать само- или взаимопроверку. Слайд выводится на экран компьютера, может быть напечатан на бумаге. Они применяются на уроках при закреплении, применении, проверке и оценке знаний.
Выполнение заданий тестового типа на уроке сопровождается проговариванием и рассуждением, что делает работу ученика осмысленной.

1. Задания в тестовой форме с простым выбором ответа

Тестовые задания с простым выбором ответа легко формируются и легко понимаются учениками. Задание состоит из вопроса, нескольких вариантов ответа. Ученик выбирает один правильный ответ.

                                  

Выполняя данное задание, ученик читает определение  (задание), анализирует его, сравнивает варианты ответа, выбирает ответ (возможно применение помощи). Такие задания используются при выработке навыков и при закреплении материала по теме.
Представленные выше развивающего характера задания тестового типа используются для преодоления трудностей запоминания терминологии работ, распознавания особенностей названия технологических узлов изделия, названий и применения швов и т.д.

2. Задания в тестовой форме на установление соответствия

Более сложные для формирования и выполнения детьми задания ЗТФ. В заданиях необходимо связать между собой элементы двух частей,  предварительно проанализировать содержание каждой части.

                              

Такие задания требуют устойчивости внимании, способности к переключению, формируют произвольность, кратковременную память, развивают способность анализировать, сравнивать, обобщать.
Тестовые задания на соответствия используются на этапе закрепления и применения знаний, полученных на уроке.

3. Задания в тестовой форме на сравнения

Перед учеником ставится задача сравнения двух утверждений. Ему необходимо проанализировать содержимое задания, сравнить, сделать вывод, выбрать верное утверждение. При этом ему необходимо проявлять устойчивость внимания, следить за содержанием собственной речи.
Данные задания применяются на этапе применения знаний. Ученики, выполняя их, обосновывают свой выбор.

 

 

4. Задания в тестовой форме на установление последовательности

На последовательность этапов следует выстраивать цепочку из 4-5 элементов.

                                 

На слайде во время просмотра используется функция “Фломастер”. С помощью настройки дети обозначают правильную последовательность элементов задания. Работа формирует внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

Организация оценивания выполнения заданий в  тестовой форме

При работе на слайдах с ЗТФ ученики могут ошибаться. Они должны знать, что каждый имеют право исправить неверный выбор ответа. При неверном ответе с помощью надписи на слайде оказывается стимулирующая помощь “Подумай ещё!”. Ответив правильно, ученик видит перед собой слайд с поощрением, или надпись “Молодец!”
Такие слайды помогают ученикам провести самооценку, подвести итог своей работы.
Кроме этого на уроках используются ЗТФ, выполненные в программе EXCEL.  Задания, рисунки, максимальный балл и возможность сразу увидеть результат тестирования позволяют вырабатывать самоконтроль, внимание, мышление.
Таким образом, применение заданий в тестовой форме (ЗТФ)  является эффективным средством, так как при проведении тренажа   навыков по предмету так и для осуществлении контроля за качеством их усвоения детьми. При работе   ЗТФ  + компьютер  действуют следующим образом:
1. Увеличивают охват тренируемых  и/или  опрашиваемых детей.
2. Экономит время учителя для обработки ответов.
3. Выполняет контролирующую функцию, несет объективную оценку навыков конкретного ребенка.

2.4. Исследование эффективности образовательного процесса с использованием тренажёров и ЗТФ в компьютерном варианте

Не секрет, что современный ученик, особенно пятиклассник, переживая кризис перехода на основную ступень образования, проживает процесс адаптации. На него «наваливаются» разнообразные требования учителей-предметников, в том числе и учителя по технологии. Сам предмет становится труднее из-за обилия новой лексики и разнообразных терминов, относящихся к различным разделам предмета. Учитывая вышеперечисленные трудности ученических будней, хотелось бы соотнести, каково же воздействие  оказывает применение компьютерных технологий на современных детей? (см. Приложение 1, таблица 2).
Благодаря компьютерным возможностям у детей появляется мотивация к урокам технологии, повышается эффективность педагогического воздействия на ребят через создание принципиально новых «обходных путей» развития  связанных с теорией курса учебных умений и навыков. Индивидуализация обучения по предмету, так же находит своё применение именно тогда, когда становится реальной перспектива предоставления каждому ученику свободы выбора темпа, средств, форм деятельности, уровня и вида помощи в процессе решения учебных задач.
Что же касается отношения детей к применению компьютерных возможностей, то здесь, согласно результатам опроса (см. Приложение 1) было выяснено мнение 76 респондентов-девушек с пятого по десятый класс. По мнению 96% девушек, применение компьютерных тренажёров на уроках вызывает интерес, и учебный материал лучше усваивается (см. Приложение 1, диаграмма 1). Фото разнообразных изделий и рисунки моделей  помогают сразу вспомнить технологический термин, по мнению 93% опрошенных. 80% считают, что по компьютерному тесту легче отвечать, можно сразу увидеть результат и исправить. И лишь 2-5 % девушек не считают работу с применением компьютерных технологий эффективной.
Мониторинговые замеры показывают, что в процессе коррекции знаний и умений по определённой теме (см. Приложение 1, диаграмма 2а) дети лучше справляются с тестами, показатели повышаются.
Но случается, что показатели и понижаются (см. Приложение 1, дианрамма 2б), причины тому могут быть разные: болезнь, недоученный материал, и т.д., но всегда нужно знать, что после коррекции «проблемных вопросов» показатели однозначно возрастут.
Следует помнить, что каково бы ни было положительное воздействие применения компьютера в работе учеников, и ведение мониторинга в работе учителя, для овладения  навыками  труда  ученикам нужно упражняться в нём, ведь не даром запись над школьной доской в кабинете технологии гласит «Всякое уменье трудом даётся». А компьютерные технологии вместе с мониторинговыми мероприятиями, являются лишь дополнительным систематизированным, рациональным и удобным СРЕДСТВОМ.

III. Выводы

Данная работа представила возможности успешного применения мониторинговых средств в сочетании с компьютерными программами на уроках технологии.
Были взвешены «ЗА» и «ПРОТИВ» компьютерных технологий для участников процесса обучения и сделан вывод, что использование ЦОРов на уроке значительно облегчает труд учителя, разнообразит урок, позволяет  тренировать детей и подстроиться под  возрастные и образовательные особенности детей.
Проведённый же анализ полезных свойств применения компьютерных возможностей для современного ученика при овладении курсом предмета технологии показал, что современному ученику компьютерные возможности позволяют лучше запомнить учебный материал и систематизировать полученные знания. Дети выступают в «пользу» компьютерных возможностей на уроках технологии, ведь они могут самостоятельно тренировать умения и навыки, контролировать и оценивать их качество. Спектр разнообразных компьютерных программ позволяет  сделать это без напряжения и даже  интересно.
Эффективность образовательного процесса с  использованием тренажёров и заданий в тестовой форме в компьютерном варианте доказана опытным путём. Представленные в диаграммах результаты показывают, что  количественные показатели процесса мониторинга растут. Оформленные особым образом тренажёры, многократное повторение инструкций и поощрений делают своё дело. Учитель же решает дидактические задачи, и  работа по формированию и закреплению знаний, умений и навыков планомерно движется к желаемой цели.

IV. Список используемой литературы:

1. Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. Ростов н\Д, 2007.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М., 2007.
3. Педагогический мониторинг: понятие, виды: Методическое пособие/ Сост. К.п.н. Л.М. Голубева. – Красноярск, ИПК РО, 2003.

Приложение 2

Презентация

Приложение 4