Цели:
- Обогащать знания детей о родном крае.
- Закрепить знания о рыбах, обитающих в нашей реке Конде, о рыболовных снастях.
- Вспомнить правила поведения на реке и в лесу.
- Познакомить детей с бурундуком, образом его жизни, внешним видом, рационом.
Материал: нос лодки, рыболовная сеть, картонные рыбы, котелок, сухие веточки (хворост), иллюстрация с изображением бурундука, силуэты зверька, накатанные пластилином на картон без полосок, бисерные ниточки тёмного цвета, кедровые орехи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Дети, я сегодня приглашаю вас в путешествие
по родному краю. Наступила осень, опала листва, и
скоро наша речка покроется льдом.
– А как называется река, на которой стоит наш
город Урай? (Конда)
– Я приглашаю вас на реку, пока она не замёрзла. А
что такое река?
Ребёнок:
Что такое река?
На воде облака
Над водою ивы
Весенние разливы.
Ребёнок:
Окуни, ерши
Кувшинки, камыши
Пена на песке,
Лодка вдалеке.
Ребёнок:
В гнёздышке утёнок.
В домике бобрёнок
Под корягой рак, на берегу рыбак. (В. Степанов)
– На нашей реке тоже есть лодка. И мы
отправляемся на рыбалку.
– А кто обычно ездит на рыбалку мужчины или
женщины? (Мужчины)
– Хорошо. Значит мальчики поедут на рыбалку, а
девочки останутся на берегу и будут их ждать (Приложение 1, фото 1),
мальчики садятся в «лодку», а девочки на
«бережок».
– Скажите, мальчики какие рыболовные снасти вы
знаете? (Удочки, сеть)
– Мы с вами поставили вот эту рыболовную снасть.
Как она называется? (Выставляю натянутую на
стойки рыболовную сеть, а в ней картонные рыбки
(щуки, окунь, ёрш, налим)
– Это рыболовная сеть. (Ответы мальчиков)
– Молодцы, правильно. А сейчас посмотрим, какая
рыба попала в сети. По очереди вы будете
выпутывать их по одной рыбке и говорить , как она
называется и что ещё вы о ней знаете? (Приложение
1, фото 2), мальчики по очереди берут
по одной рыбке, говорят её название, хищная рыба
или нет и т.д. и кладут в ведро.
– Вы, мальчики, настоящие рыбаки. Очень много
рыбы поймали. Устали, садитесь на бережок
отдохните. А девочки сейчас наши скажут, какое
блюдо можно приготовить из рыбы? (Жареная,
котлеты, уха и т. д)
– А какое блюдо можно сварить прямо на берегу? (Уху)
– Хорошо, а что для этого нужно? (Развести
костёр, набрать воды в котелок)
– Как вы будете разводить костёр? (Насобираем
хворост, сложим в кучу и подожжём)
– Костёр весело горит, вода в котелке закипает,
девочки по одной рыбке будут брать, говорить как
она называется и опускать в котелок (Приложение
1, фото 3).
– Какие молодцы. Мальчики наловили рыбы, а
девочки сварили уху. Но она очень горячая. Пусть
немножко остынет. Мы с вами прогуляемся по лесу. (Вспоминаем,
что костёр надо потушить)
(Дети подходят к столам и садятся)
– Как мы должны вести себя в лесу? (Не шуметь,
не мусорить)
– Что такое лес? (Ответы детей: много деревьев,
кустарников, ягоды, грибы)
– Какие хвойные деревья вы знаете? (Сосна, ель,
кедр, лиственница)
– Посмотрите, на веточку сосны прыгнул маленький
шустрый зверёк, похож на белку, но это не белка. А
кто это? (Ответы детей, если они догадались.) (Приложение 1, фото 4).
– Это бурундук. Проворный, ловкий, похож на
маленькую белку. Живёт он под деревьями, в
земляных неглубоких норках, заселяет пустые пни.
В своих норках он устраивает вместительные
кладовые, где прячет зимние припасы: кедровые
орехи, семена трав, которые хранятся в образцовом
порядке: отдельно орехи и семена трав. Летом
ловит насекомых, ищет червей, ест ягоды, грибы.
Бурундук маленький, рыженький с чёрными
продольными полосками на мордочке и спине и с
пушистым хвостом. К началу зимы бурундук
засыпает и спит до весны. Просыпается в марте –
апреле. И питается своими запасами.
– Как называется зверёк. Про которого вы слушали
рассказ? (Это бурундук).
– Опишите его внешний вид (Ответы детей)
– Где устраивает себе домик бурундучок?
– Что ещё интересного вы узнали про бурундука? (Делает
на зиму запасы и хранит их в порядке. Зимой он
спит в своей норке, впадает в спячку, как медведь.)
– Перед вами на столе незаконченные работы.
– Чего не хватает у бурундука? (Чёрных полосок).
– Возьмите бисерные ниточки и сделайте
бурундуку полоски (Приложение 1,
фото 5).
– Молодцы, у всех бурундук получился, как
настоящий (Приложение 1,
фото 6). А наше путешествие подошло к концу (Приложение 1, фото 7).
– Скажите пожалуйста, что вам понравилось больше
всего? Что мы успели сделать во время
путешествия?