Открытое занятие в подготовительной группе "Путешествие по родному краю"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Обогащать знания детей о родном крае.
  • Закрепить знания о рыбах, обитающих в нашей реке Конде, о рыболовных снастях.
  • Вспомнить правила поведения  на реке и в лесу.
  • Познакомить детей с бурундуком, образом его жизни, внешним видом, рационом.

Материал: нос лодки, рыболовная сеть, картонные рыбы, котелок, сухие веточки (хворост), иллюстрация с изображением бурундука, силуэты  зверька, накатанные пластилином на картон без полосок, бисерные ниточки тёмного цвета, кедровые орехи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Дети, я сегодня приглашаю вас в путешествие по родному краю. Наступила осень, опала листва, и скоро наша речка покроется льдом.
– А как называется река, на которой стоит наш город  Урай? (Конда)
– Я приглашаю вас на реку, пока она не замёрзла. А что такое река?

Ребёнок:

Что такое река?
На воде облака
Над водою ивы
Весенние разливы.

Ребёнок:

Окуни, ерши
Кувшинки, камыши
Пена на песке,
Лодка вдалеке.

Ребёнок:

В гнёздышке утёнок.
В домике бобрёнок
Под корягой рак, на берегу рыбак. (В. Степанов)

– На нашей реке тоже есть лодка. И мы отправляемся на рыбалку.
– А кто обычно ездит на рыбалку мужчины или женщины? (Мужчины)
– Хорошо. Значит мальчики поедут на рыбалку, а девочки останутся на берегу и будут их ждать (Приложение 1, фото 1),  мальчики садятся в «лодку», а девочки на «бережок».
– Скажите, мальчики какие рыболовные снасти вы знаете? (Удочки, сеть)
– Мы с вами поставили вот эту рыболовную снасть. Как она называется?  (Выставляю натянутую на стойки рыболовную сеть, а в ней картонные рыбки (щуки, окунь, ёрш, налим) 
– Это рыболовная сеть. (Ответы мальчиков)
– Молодцы, правильно. А сейчас посмотрим, какая рыба попала в сети. По очереди вы будете выпутывать их по одной рыбке и говорить , как она называется и что ещё вы о ней знаете? (Приложение 1, фото 2),  мальчики по очереди берут по одной рыбке, говорят её название, хищная рыба или нет и т.д. и кладут в ведро.
– Вы, мальчики, настоящие рыбаки. Очень много рыбы поймали. Устали, садитесь на бережок отдохните. А девочки сейчас наши скажут, какое блюдо можно приготовить из рыбы? (Жареная, котлеты, уха и т. д)
– А какое блюдо можно сварить прямо на берегу? (Уху)
– Хорошо, а что для этого нужно? (Развести костёр, набрать воды в котелок)
– Как вы будете разводить костёр? (Насобираем хворост, сложим в кучу и подожжём)
– Костёр весело горит, вода в котелке закипает, девочки по одной рыбке будут брать, говорить как она называется и опускать в котелок (Приложение 1, фото 3).
– Какие молодцы. Мальчики наловили рыбы, а девочки сварили уху. Но она очень горячая. Пусть немножко остынет. Мы с вами прогуляемся по лесу. (Вспоминаем, что костёр надо потушить)

(Дети подходят к столам и садятся)

– Как мы должны вести себя в лесу? (Не шуметь, не мусорить)
– Что такое лес? (Ответы детей: много деревьев, кустарников, ягоды, грибы)
– Какие хвойные деревья вы знаете? (Сосна, ель, кедр, лиственница)
– Посмотрите, на веточку сосны прыгнул маленький шустрый зверёк, похож на белку, но это не белка. А кто это? (Ответы детей, если они догадались.) (Приложение 1, фото 4).
– Это бурундук. Проворный, ловкий, похож на маленькую белку.  Живёт он под деревьями, в земляных неглубоких норках, заселяет пустые пни. В своих норках он устраивает вместительные кладовые, где прячет зимние припасы: кедровые орехи, семена трав, которые хранятся в образцовом порядке: отдельно орехи и семена трав. Летом ловит насекомых, ищет червей, ест ягоды, грибы.
Бурундук маленький, рыженький с чёрными продольными полосками на мордочке и спине и с пушистым хвостом. К началу зимы бурундук  засыпает и спит до весны. Просыпается в марте – апреле. И питается своими запасами.
– Как называется зверёк. Про которого вы слушали рассказ? (Это бурундук).
– Опишите его внешний вид (Ответы детей)
– Где устраивает себе домик  бурундучок?
– Что ещё интересного вы узнали про бурундука? (Делает на зиму запасы и хранит их в порядке. Зимой он спит в своей норке, впадает в спячку, как медведь.)
– Перед вами на столе незаконченные работы.
– Чего не хватает у бурундука? (Чёрных полосок).
– Возьмите бисерные ниточки и  сделайте бурундуку полоски (Приложение 1, фото 5).
– Молодцы, у всех бурундук получился, как настоящий (Приложение 1, фото 6).  А наше путешествие подошло к концу (Приложение 1, фото 7).
– Скажите пожалуйста, что вам понравилось больше всего? Что мы успели сделать во время путешествия?