Цель. Создать условия для ознакомления с составом почвы.
Задачи.
- Познакомить учащихся с составом почвы.
- Способствовать развитию умений делать выводы на основе собственных наблюдений, сравнений, обобщений, использование личного опыта.
- Воспитание бережного отношения к природе и ощущение причастности к ней.
Оборудование. Рабочая тетрадь-учебник, опорная схема "Состав почвы", рисунок жука, почва, лупа, ребус, картинки: капелька воды, воздушная капелька, остатки растений (перегной), песок, глина, кристаллы соли, микроскоп, портрет В.В.Докучаева, приложение, презентация.
Ход урока
1. Оргмомент.
Приветствие и пожелание друг другу хорошего настроения.
2. Активизация опорных знаний.
- Вспомните, что мы сейчас изучаем на уроках окружающего мира? (Жизнь экосистемы).
- Что такое экосистема? (Единство живой и неживой природы:.).
- Что нужно для роста и жизни растений? (Вода, воздух, питательные вещества, земля).
- Правильно. А сейчас скажите, что обозначает слово земля? (Высказывания детей).
- Теперь мы обратимся с вами к толковому словарю и прочитаем, что там говорится о земле. (Читаем в словаре).
Земля, которая нужна для роста и жизни растений имеет другое название.
Для этого разгадайте ребус.
в в в в Ч в в в в
(Почва).
- Что такое почва? (Дети высказывают свои мысли).
- Вот сегодня на уроке мы с вами и выясним: что такое почва и из чего она состоит.
3. Мотивационный момент.
Загадка. Сам чёрен, да не ворон, есть рога да не бык, шесть ног без копыт. (жук).
Вот сегодня на уроке вместе с жуком попадем в сказку. Что значит сказка? (Сказка - это когда происходят превращения и животные умеют разговаривать).
- Правильно.
- А сейчас послушайте сказку о приключениях жука.
Сказка.
Глубоко-глубоко в земле жил маленький жучок. Был он неугомонный и любознательный. Но скучно и одиноко ему было. "Неужели эта черная, сырая земля - мой дом?! - постоянно думал он". И решил он проложить себе путь наверх. В пути он неожиданно обнаружил других обитателей.
Что же произошло дальше? Дальше будут происходить превращения.
4. Изучение нового материала.
Опыт 1. С помощью спиртовки нагреваю почву и вверху держу стекло. Появляется пар.
- Что это такое? (пар, капельки воды).
- Что вы можете сказать? (Значит жук встретил капельки воды).
- Правильно, значит в почве есть вода.
Картинка 1. Капелька воды.
Я - капелька воды. Помогаю растениям жить и развиваться.
(Прикрепляем к доске).
Опыт 2. Сейчас все возьмите немного почвы и бросьте в стакан с водой. Что вы наблюдаете? (Появляются пузырьки).
- А что об этом можете сказать? ( Значит в почве есть воздух).
Картинка 2. Воздушная капелька.
Я - воздушная капелька. Помогаю корням растений дышать.
(Прикрепляем к доске).
Опыт 3. Теперь возьмите палочку, размешайте почву и дайте ей отстояться. К результатам этого опыта вернемся чуть позже.
Опыт 4. Возьмите лупу и рассмотрите почву. Что вы можете сказать? (Там есть остатки растений). Да. Это называется перегной.
Картинка 3. Остатки растений.
Мы - остатки растений образуем перегонной.
- Вернемся к опыту 3.
Посмотрите внимательно и что можете сказать? (Похоже на песок).
- Да в почву входит песок и глина.
Картинка 4. Песок.
Я - песчинка. Являюсь хорошим разрыхлителем.
Картинка 5. Глина.
Я - кусочек глины. Хорошо удерживаю воду.
Опыт 5. Делаю сама. Размещала, профильтровала, капнула на стекло и выпарила. Посмотрите через микроскоп. (Дети говорят на что похоже).
Это кристаллики минеральной соли.
Картинка 6. Кристаллики минеральной соли.
Я - кристаллик минеральной соли. Являюсь питательным веществом.
Замечательно!
- Сказка продолжается. Очень обрадовался жучок: "Теперь - то я знаю, что мой дом - почва и живу среди друзей". Вот и сказка закончилась.
- Конечно, почва - это дом для многих обитателей.
- Давайте перечислим из чего состоит почва. (слайд 2).
- А кто ещё живет в почве? (В почве живут микробы, корни растений, черви, насекомые.)
- А кто знает, какую роль играют микробы? (Под действием микробов остатки растений образуют перегной).
- Так что же такое почва? (Ответы детей). (Слайд 3).
Почва - поверхностный плодородный слой земли.
Физминутка. Жучок.
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу.
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Обрадовался наш жучок. Он узнал много интересного о почве и поспешил к себе домой. Больше почва не казалась ему черной, сырой и противной. А нам людям нужно защищать почву от разрушения. Ведь почва - (Слайд 4).
- Почва - слой жизни.
- Почва - наша кормилица.
- Почва - земля, землица.
- Почва - это чудесная кладовая.
- Почва - важнейшая часть экосистемы.
Как вы понимаете эти слова? (Потому что в почве живут живые организмы разных "профессий" и поддерживают круговорот веществ. Почва дает человеку пищу, одежду, строительный материал. А образуется она очень-очень медленно, поэтому ее надо беречь и правильно использовать.
- А теперь я хочу предложить вам игру "Да или нет".
- Как вы считаете, какие действия человека по отношению к почве правильные, а какие недопустимые? (Слайд 5).
1. Беречь растения там, где они есть. (Да).
2. Вырубать леса. (Нет).
3. Сильно распахивать почву. (Нет).
4. Сжигать листья. (Нет).
5. Сажать растения там, где их нет. (Да).
6. Повышать плодородие. (Да).
Молодцы!
Итог урока. Что вы узнали о почве? (Высказывания детей).
Понравился вам урок?
Д\з. Нарисуйте рисунок, призывающий людей бережно относиться к почве. Напишите под рисунком призыв к людям.